Несанкционированный митинг прошел в Актобе среди белья, обуви и украшений. Протестовали частные предприниматели, которых выселяют с арендованных площадей. Торговый дом за неуплату кредита стал имуществом банка, который по закону не имеет права их сдавать в аренду. Боевой настрой коммерсантов заставил местные власти быстро обратить внимание на их проблему.
«Айна» — один из крупнейших торговых центров в городе, излюбленное место для шоппинга у актюбинских модниц. В этом здании зарабатывают деньги около пятисот актюбинцев — коммерсантов и продавцов, в основном это женщины. Товары самые разнообразные: одежда, обувь, аксессуары и украшения на любой вкус. В среду утром в «Айне» было не протолкнуться не от покупателей. К прессе обратились предприниматели, которые в ближайшее время могут лишиться своего заработка.
- 18 июня нам принес уведомления «Нурбанк», мы должны до 12 августа освободить площади торговые. 500 человек остаются без средств к существованию, без своих квартир, которые заложены в банках. У всех на руках малолетние дети, пожилые родители. Мы все — слабые женщины, должны растить детей, а мы ездим с этими баулами, но нам элементарно не дают просто работать. Ничего нам не надо, мы платим деньги! Это крик о помощи, торговых домов нет, это социальный взрыв! Неужели, чтобы быть услышанным, надо облиться бензином перед акиматом? — вопрошает бизнесвумен Александра Репалова.
Говоря, что торговых домов в Актобе больше нет, Репалова вспомнила о еще двух крупных объектах, которые были закрыты. Тогда людей тоже попросили на улицу.
- У нас уже был горький опыт с рынком «Алия» и ЦУМом. Я там двенадцать лет проработала, и нас выкинули на улицу, как щенят. За мной моя семья, у сына в кредите квартира, я должна ему помогать. Я хочу работать, может, после пенсии еще принесу пользу. У моего работодателя тоже кредит, квартира в залоге. Поймите, что за всеми нами — человеческие души. Меня никто не возьмет на работу, мне полтора года осталось, — говорит участница событий, продавец Акмеиз Иксанова.
Маргулан Жетпесов — один из немногих мужчин в толпе — инвалид первой группы, занимается малым бизнесом тринадцать лет.
- Я тоже против закрытия и чтобы нас всех выгоняли. Я мелочью торгую, большого бутика нет. А люди продавцов содержат, бутики большие, у всех свои проблемы. У меня сын, пожилые родители, — говорит Маргулан.
У Венеры Тарелкиной бутик — единственный «кормилец» в семье. Говоря о ситуации в своей семье, женщина расплакалась перед объективами камер.
- Это все, что у нас осталось, у «афганца»-мужа пособие — десять тысяч, семь тысяч я получаю как многодетная мать, разве на эти деньги можно прожить? Я ничего не прошу у государства, я прошу только, чтобы мне сохранили мои торговые места, дети учатся, это единственный доход нашей семьи, — говорит Тарелкина.
Предприниматели на днях провели собрание, выдвинули инициативную группу, которая уже начала активную переписку с финансовой структурой и властями. На собрание пришли представители банка и акимата. И те, и другие демонстрировали активное желание построить конструктивный диалог.
- Владельцы здания — ТОО «Экономикс» получили кредит, обязательства не выполняли. Была произведена процедура досудебной реализации в связи с тем, что покупателей не нашлось, было принято решение о приеме его на баланс банка. Мы готовы предложения предпринимателей обработать и совместно прийти к какому-то решению. Идет разговор либо о выкупе, либо о заключении договора с управляющей компанией, которая будет сдавать в аренду площади. Банк не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, — говорит директор актюбинского филиала «Нурбанка» Ерболат Жулумов.
Правда, о том, сколько стоит четырехэтажное здание в центре Актобе и по каким ценам банк может предложить арендаторам купить площади, банкир умолчал, сославшись на банковскую тайну. Весьма обтекаемо говорил и о сроках, в которые проблема с коммерсантами может быть решена. Мол, как получим предложения, так начнем рассматривать. Общими фразами ему вторила представитель городского акимата:
- Нам тоже не надо, чтобы наши предприниматели страдали. Мы помним горький опыт рынка «Алия» и ЦУМа. Сейчас уточняем данные, столько тут людей работает. Каждый арендатор должен иметь патент, наемные работники платить налоги. Нужно учесть интересы предпринимателей при продаже. Новые владелец может не менять профиль предприятия. Мы на основании заявления будем брать на контроль действия банка, — заявила начальник городского отдела предпринимателей Анар Даржанова.
Сразу после шумной встречи с прессой инициативную группу принял сначала градоначальник, потом заместитель акима области. Власти обещали помочь предпринимателям и не допустить социального взрыва. Объясняться с прессой отказались лишь в ТОО «Экономикс». Там не ответили, куда делись средства, которые арендаторы исправно платили за торговые площади. Деньги немалые — от 3300 до 4500 тенге за квадратный метр.
Снять квартиру в Актобе
ОтветитьУдалить