Душанбе и Ташкент: Сможет ли новый министр иностранных дел Аслов добиться того, что не удалось сделать его предшественнику Зарифи - растопить лед во взаимоотношениях.
Изменения в составе правительства Таджикистана произошли в то время, когда НАТО сворачивает свою деятельность в Афганистане.
В то же время, напряжение в отношениях между странами центральноазиатского региона не уменьшается, что еще более усугубляет внутренние проблемы всех стран региона.
Киргизия охвачена хронической политической нестабильностью и две революции за пять лет – в 2005 и 2010 годах – плюс текущие митинги разных политических групп не дает уверенности в том, кто будет во власти через год и какие решения он примет.
В Узбекистане обострилась борьба за власть в элите, итоги которой в силу особой закрытости режима трудно предсказать.
Про Туркменистан сложно сказать что-то определенное пять же в силу закрытости режима страны.
Казалось бы, Казахстан на фоне событий, происходящих в регионе, остается наиболее привлекательным, как с точки зрения инвестиций, так и с точки зрения верности союзническим отношениям.
Но там тоже ожидается передача власти: нынешнему президенту 75, а кто будет следующий и какой у него будет вектор – также неясно.
Таджикистан же остается в наиболее тяжелой ситуации: в состоянии зависимости от соседей и больших держав. Это дает основание некоторым экспертам для выводов, что самостоятельно Таджикистана определить свой вектор развития уже не может.
Китай продолжает наращивать свое экономическое присутствие в регионе, США и ЕС остаются крупнейшими донорами в разных сферах. Традиционный партнер - Россия, хотя и потеряла свое прежнее влияние, но обеспечила военное присутствие в стране. Все это происходит на фоне тенденций роста присутствия региональных держав, таких как Иран, Пакистан и Индия.
Внутренние проблемы Таджикистана усугубляются холодными отношениями с Узбекистаном. Ташкент имеет мощные рычаги давления на Душанбе: коммуникации (большая часть наземных и воздушных путей, в том числе стратегически важных, проходят через территорию Узбекистана), поставки энергоносителей (РУ остается основным поставщиком газа) и т.д.
Претендую на лидерство в регионе, Узбекистан всячески старается влиять на Таджикистан. Поэтому, для решения многих своих проблем, Таджикистану важно растопить лед в отношениях с Ташкентом.
Новый министр и старые проблемы
Многие аналитики считают, что предыдущий министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи был достаточно успешным в представлении страны на международной арене.
Но, тем не менее, президент Рахмон считал по- другому и своим указом он назначил вместо Зарифи Сироджидина Аслова, который ранее возглавлял представительство страны в ООН.
Несмотря на то, что внешняя политика Таджикистана больше зависит от президента, нежели от МИД, многое чего зависит от личности министра.
На церемонии инаугурации Эмомали Рахмон заявил, что внешняя политика страны не изменится. Он сказал, что Таджикистан продолжит поддерживать добрые отношения со всеми государствами, в том числе и с соседними странами.
Эмомали Рахмон в своем выступлении также остановился на основных направлениях государственной политики в последующие семь лет, отметив в качестве важнейших задач достижение энергетической независимости, выход из коммуникационной блокады и продовольственную безопасность.
Политолог Парвиз Муллоджонов тоже считает, что новый министр не означает новый вектор политики: «Таджикистан по-прежнему продолжит политику сбалансированного отношения с Россией и Западом. При этом он постарается не плясать под дуду «большого брата» - Москвы, но в то же время будет стараться не слишком отдалятся от него».
Рашид Гани, политический аналитик, считает, что назначение Аслова – признак того, что РТ, несмотря на желание России, продолжит ранее выбранную многовекторную внешнюю политику.
Аналитики считают, что для Душанбе очень важно наладить дружеские отношения с Ташкентом, но это не легко. .
Депутат парламента Исмоил Талбаков верит в улучшение отношений между Душанбе и Ташкентом: «Близкий сосед лучше дальнего родственника, гласит поговорка. Соседство, общие экономические, культурные и социальные точки соприкосновения заставляют нас сблизиться с соседом».
Махдии Собир, сотрудник ЦСИ, приводит слова Каримова в поддержку улучшения взаимных отношений: «Каримов как-то сказал, что многие хотят засеять вражду между нами – таджиками и узбеками, но мы – один народ, который говорит на двух языках».
Тем не менее, Собир подчеркивает, что Узбекистан хочет, чтобы Таджикистан отказался от идеи Рогунской ГЭС.
В тоже время Шоди Шабдолов, депутата Маджлиси Оли и председатель Компартии Таджикистана убежден, что новые кадры не смогут потащить «сломанную арбу».
Лидер Компартии не приветствует проведенные кадровые изменения, и говорит, что «система походит на сломанную арбу, и нет разницы, кто будет заниматься теми или иными делами. Другими словами, от изменения места слагаемых, сумма не изменится».
Амният Абдулназаров, заместитель председателя Социал-демократической партии, считает, что без диалога нельзя построить хорошие отношения: «С новым министром, возможно, будет какие-то изменения в отношениях двух стран. Для сближения двух стран, в первую очередь, необходимо, чтобы МИД РТ встретился с посольством РУ и обсудил разные вопросы».
В то время, по его словам, иногда в эфире таджикских радио и телеканалов звучит оскорбления в адрес Узбекистана и узбекского народа, что может осложнить отношения.
- Если раньше холодные отношения наблюдались между двумя государствами, то сейчас такое охлаждение наблюдается и в отношениях между народами, что противоречит политике Таджикистана, - сказал Абдулназаров.
Он считает, что новый премьер министр может повлиять на улучшение отношений между Ташкентом и Душанбе: «Если у нового премьера будут соответствующие полномочия, то он может способствовать улучшению этих отношений, так как жители северных регионов Таджикистана в достаточно хороших отношениях с узбекским народом».
Аналитик Абдумалик Кодиров жалеет, что в постсоветских странах межгосударственные отношения зависят от настроения их глав.
- Например, если звезда господина Каримова не совпадет со звездой господина Рахмона, - тогда температура отношений между странами упадет до нуля. Но градус отношений также зависит от опыта и профессионализма дипломатов, и других влиятельных личностей двух стран. С назначением Кохира Расулзода на пост премьер-министра появилась надежда на то, что отношения двух стран улучшатся как минимум в экономическом плане, что уже хорошо, - сказал он.
В то время, как политики думают над экономическими, политическими и социальными взаимоотношениями, кажется, что культурно-исторические вопросы – от принадлежности плова и Шашмакама до права на Самарканд и Бухара – останутся в ряду вечных проблем.
Рустам Маджидов,
"Озодагон"
Изменения в составе правительства Таджикистана произошли в то время, когда НАТО сворачивает свою деятельность в Афганистане.
В то же время, напряжение в отношениях между странами центральноазиатского региона не уменьшается, что еще более усугубляет внутренние проблемы всех стран региона.
Киргизия охвачена хронической политической нестабильностью и две революции за пять лет – в 2005 и 2010 годах – плюс текущие митинги разных политических групп не дает уверенности в том, кто будет во власти через год и какие решения он примет.
В Узбекистане обострилась борьба за власть в элите, итоги которой в силу особой закрытости режима трудно предсказать.
Про Туркменистан сложно сказать что-то определенное пять же в силу закрытости режима страны.
Казалось бы, Казахстан на фоне событий, происходящих в регионе, остается наиболее привлекательным, как с точки зрения инвестиций, так и с точки зрения верности союзническим отношениям.
Но там тоже ожидается передача власти: нынешнему президенту 75, а кто будет следующий и какой у него будет вектор – также неясно.
Таджикистан же остается в наиболее тяжелой ситуации: в состоянии зависимости от соседей и больших держав. Это дает основание некоторым экспертам для выводов, что самостоятельно Таджикистана определить свой вектор развития уже не может.
Китай продолжает наращивать свое экономическое присутствие в регионе, США и ЕС остаются крупнейшими донорами в разных сферах. Традиционный партнер - Россия, хотя и потеряла свое прежнее влияние, но обеспечила военное присутствие в стране. Все это происходит на фоне тенденций роста присутствия региональных держав, таких как Иран, Пакистан и Индия.
Внутренние проблемы Таджикистана усугубляются холодными отношениями с Узбекистаном. Ташкент имеет мощные рычаги давления на Душанбе: коммуникации (большая часть наземных и воздушных путей, в том числе стратегически важных, проходят через территорию Узбекистана), поставки энергоносителей (РУ остается основным поставщиком газа) и т.д.
Претендую на лидерство в регионе, Узбекистан всячески старается влиять на Таджикистан. Поэтому, для решения многих своих проблем, Таджикистану важно растопить лед в отношениях с Ташкентом.
Новый министр и старые проблемы
Многие аналитики считают, что предыдущий министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи был достаточно успешным в представлении страны на международной арене.
Но, тем не менее, президент Рахмон считал по- другому и своим указом он назначил вместо Зарифи Сироджидина Аслова, который ранее возглавлял представительство страны в ООН.
Несмотря на то, что внешняя политика Таджикистана больше зависит от президента, нежели от МИД, многое чего зависит от личности министра.
На церемонии инаугурации Эмомали Рахмон заявил, что внешняя политика страны не изменится. Он сказал, что Таджикистан продолжит поддерживать добрые отношения со всеми государствами, в том числе и с соседними странами.
Эмомали Рахмон в своем выступлении также остановился на основных направлениях государственной политики в последующие семь лет, отметив в качестве важнейших задач достижение энергетической независимости, выход из коммуникационной блокады и продовольственную безопасность.
Политолог Парвиз Муллоджонов тоже считает, что новый министр не означает новый вектор политики: «Таджикистан по-прежнему продолжит политику сбалансированного отношения с Россией и Западом. При этом он постарается не плясать под дуду «большого брата» - Москвы, но в то же время будет стараться не слишком отдалятся от него».
Рашид Гани, политический аналитик, считает, что назначение Аслова – признак того, что РТ, несмотря на желание России, продолжит ранее выбранную многовекторную внешнюю политику.
Аналитики считают, что для Душанбе очень важно наладить дружеские отношения с Ташкентом, но это не легко. .
Депутат парламента Исмоил Талбаков верит в улучшение отношений между Душанбе и Ташкентом: «Близкий сосед лучше дальнего родственника, гласит поговорка. Соседство, общие экономические, культурные и социальные точки соприкосновения заставляют нас сблизиться с соседом».
Махдии Собир, сотрудник ЦСИ, приводит слова Каримова в поддержку улучшения взаимных отношений: «Каримов как-то сказал, что многие хотят засеять вражду между нами – таджиками и узбеками, но мы – один народ, который говорит на двух языках».
Тем не менее, Собир подчеркивает, что Узбекистан хочет, чтобы Таджикистан отказался от идеи Рогунской ГЭС.
В тоже время Шоди Шабдолов, депутата Маджлиси Оли и председатель Компартии Таджикистана убежден, что новые кадры не смогут потащить «сломанную арбу».
Лидер Компартии не приветствует проведенные кадровые изменения, и говорит, что «система походит на сломанную арбу, и нет разницы, кто будет заниматься теми или иными делами. Другими словами, от изменения места слагаемых, сумма не изменится».
Амният Абдулназаров, заместитель председателя Социал-демократической партии, считает, что без диалога нельзя построить хорошие отношения: «С новым министром, возможно, будет какие-то изменения в отношениях двух стран. Для сближения двух стран, в первую очередь, необходимо, чтобы МИД РТ встретился с посольством РУ и обсудил разные вопросы».
В то время, по его словам, иногда в эфире таджикских радио и телеканалов звучит оскорбления в адрес Узбекистана и узбекского народа, что может осложнить отношения.
- Если раньше холодные отношения наблюдались между двумя государствами, то сейчас такое охлаждение наблюдается и в отношениях между народами, что противоречит политике Таджикистана, - сказал Абдулназаров.
Он считает, что новый премьер министр может повлиять на улучшение отношений между Ташкентом и Душанбе: «Если у нового премьера будут соответствующие полномочия, то он может способствовать улучшению этих отношений, так как жители северных регионов Таджикистана в достаточно хороших отношениях с узбекским народом».
Аналитик Абдумалик Кодиров жалеет, что в постсоветских странах межгосударственные отношения зависят от настроения их глав.
- Например, если звезда господина Каримова не совпадет со звездой господина Рахмона, - тогда температура отношений между странами упадет до нуля. Но градус отношений также зависит от опыта и профессионализма дипломатов, и других влиятельных личностей двух стран. С назначением Кохира Расулзода на пост премьер-министра появилась надежда на то, что отношения двух стран улучшатся как минимум в экономическом плане, что уже хорошо, - сказал он.
В то время, как политики думают над экономическими, политическими и социальными взаимоотношениями, кажется, что культурно-исторические вопросы – от принадлежности плова и Шашмакама до права на Самарканд и Бухара – останутся в ряду вечных проблем.
Рустам Маджидов,
"Озодагон"
Комментариев нет:
Отправить комментарий