Решением Совета улемов Таджикистана, чтение поминального намаза является правом имамов, имамхатибов и председателя Совета улемов
Пресс-служба Совета улмеов Таджикистана 12 февраля сообщила Радио Озоди, "принимая во внимание возникающие иногда споры по поводу права возглавить поминальный намаз и то, что подобные факты снижают авторитет религиозных деятелей и приводят к конфликтам среди граждан, управление фетв Совета улемов Исламского центра Таджикистана с целью упорядочения проведения заупокойных намазов, опираясь на достоверные религиозные первоисточники, принял решение, согласно которому предводительство на поминальных намазах на территории Таджикистана возлагается на имамов, имамхатибов, сархатибов и председателя Совета улемов, в зависимости от уровня присутствия и занимаемой должности".
В этом решении Совета улемов Таджикистана, указывается на первоисточники ханафитского мазхаба по порядку предводительства на заупокойных намазах.
Среди первоисточников, в частности приводится книга «Мухтасар-ал-викоя», в которой говорится, что «предводительствовать на заупокойном намазе достоин султан, затем кази, после него местный имам и лишь после него представитель усопшего».
Ссылаются также на книгу "Мухтасар-ал-Кудури", где “лучшим из людей для того. Чтобы стать имамом является султан. Если он отсутствует, допустимо шариатом чтобы предводительствовал имам села, а после него должен быть представитель усопшего ”. (“Мухтасар-ул-Кудури”,т.1, стр.281).
Среди доводов также приводятся слова из наставлений Имами Аъзама его ученику Абуюсуфу Яъкубк ибни Иброхим “чтение хутб венчания, а также заупокойного намаза и праздничных намазов возложи на хатиба своей местности!” (Ашботу ва назоир стр.372)
Решение Совета улемов Таджикистана издано после того, как ранее на церемонии похорон известного священника Ходжи Курбонали (мулло Курбона) в мечети Оли Сомон (бывший Оли Совет) района Рудаки между имам-хатибом местной соборной мечети Джамолиддином Амонуллозода (сыном бывшего муфтия Таджикистана Амонулло Неъматзода) и известным священником Нуриддинджоном Тураджонзода (старшего брата бывшего муфтия Таджикистана Ходжи Акбара Тураджонзода) возник конфликт за право руководить похоронным намазом.
Видеоролик, выставленный 21 января в сети YouTube Темуром Тешаевым, к 26 января просмотрели 14 053 пользователей. На видео видно как Джамолиддин Амонуллозода не позволил Нуриддинджону Тураджонзодаро выступить с проповедью перед собравшимися. Тураджонзода, не вступая в конфликт с сыном бывшего муфтия, кратко выразив соболезнование, покидает трибуну.
Но Амонуллозода, взяв в руки микрофон, продолжал словесную атаку против Тураджонзода:
“В этом районе свои хозяева есть. В районе Рудаки, где бы ни были похороны, никому не позволю читать похоронный намаз, сам буду читать. Покойный был моим мюридом, мюридом моего отца. А вам не стыдно? Стыдно должно быть!».
Рядом с Тураджнзода на этой похоронной церемонии находился председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддини Кабири.
Претензии Джамолиддина Амонуллозода к известному священнику вызвали протест среди собравшихся. Один их пожилых людей, из числа родственников покойного Ходжи Курбонали заявил “хозяева покойника мы”, а решение пригласить Нуриддинджона Тураджонзода прочитать заупокойную было последней просьбой самого Ходжи Курбонали. Те потребовали Амонуллозода освободить трибуну Тураджонзода.
Но Джамолиддин Амонуллозода не стал уступать микрофон и начал проповедь, сказав: “Побойтесь Бога и не вносите раздор среди людей. Мы должны направлять своих детей на путь добра, как наставляет нас глава государства Эмомали Рахмон».
Затем он напомнил о периоде миграции Ходжи Курбонали в Афганистан и роли духовенства в дестабилизации ситуации в 90-х годах, вызвав возмущение присутствующих.
Затем с криками “Аллах Акбар!” и “Выносите его из мечети!”, он выразил своё недовольство. Один из молодых людей вырвал из рук Амонуллозода микрофон и забросил его на крышу.
Но после того, как о завещании пригласить на похоронный намаз Нуриддинджона Тураджонзода заявил сын покойного, Джамолиддин Амонуллозода был вынужден отступить и намаз возглавил Тураджонзода.
Этот конфликт, по мнению экспертов в области религии, напомнил о религиозном противостоянии начала 1990-х между традиционным духовенством и «новоявленными мулами» особенно в Вахшской долине и Кулябском регионе.
Тот конфликт вокруг церемоний похорон, а также поминальных мероприятий, в конце концов, втянул страну в военно-политическое противостояние и кровавую пятилетнюю гражданскую войну, которая привела к гибели, по крайней мере, 50 000 человек.
Последний конфликт, по мнению экспертов, показывает, насколько велика пропасть между сегодняшними официальными мулами, которые имеют должности в структурах, близких к Комитету по делам религии и Совету улемов и духовенством, которое находится за рамками официальных организаций, но имеет большое влияние среди населения и многочисленных сторонников.
Нуриддин Тураджонзода, не смотря на то, что вот уже два года мечеть, построенная его семьей в родовом селении Туркобод Вахдатского района, лишена права проведения пятничных намазов, а самому Нуриддину Тураджонзода запрещено проповедовать, он продолжает оставаться одним из самых влиятельных и известных на религиозной арене Таджикистана.
Братья Тураджонзода после того, как их мечеть “Мухаммадия” потеряла статус соборной, запустили в интернете семейный сайт, на котором высказывают свое мнение по тем, или иным проблемам.
Кстати, запрет на проведение пятничных намазов в мечети “Мухаммадия” наступил в ноябре 2011 года после словесной перепалки Нуриддинджона Тураджонзода с председателем Совета улемов Саидмукаррамом Абдулкодирзода. Спор вокруг какой-то религиозной темы зашел настолько далеко, что уже через неделю председатель Совета улемов лично прибыл для участия в пятничном намазе в мечеть “Мухаммадия” и обвинил Нуриддина Тураджонзода в проведении церемонии Ошуро в годовщину казни внука пророка Имама Хусайна и заявил, что деятельность мечети в Туркобод временно приостанавливается.
Спустя полгода мечеть братьев Тураджонзода, которая на тот период была одной из самых посещаемых в стране и собирала по пятницам до 5 тыс. молящихся, открылась вновь, но лишь для проведения ежедневных пятикратных намазов и без права проведения пятничных. Братья Тураджонзода обратились в суд на председателя Совета улемов, но суд не поддержал их иск.
В этом решении Совета улемов Таджикистана, указывается на первоисточники ханафитского мазхаба по порядку предводительства на заупокойных намазах.
Среди первоисточников, в частности приводится книга «Мухтасар-ал-викоя», в которой говорится, что «предводительствовать на заупокойном намазе достоин султан, затем кази, после него местный имам и лишь после него представитель усопшего».
Ссылаются также на книгу "Мухтасар-ал-Кудури", где “лучшим из людей для того. Чтобы стать имамом является султан. Если он отсутствует, допустимо шариатом чтобы предводительствовал имам села, а после него должен быть представитель усопшего ”. (“Мухтасар-ул-Кудури”,т.1, стр.281).
Среди доводов также приводятся слова из наставлений Имами Аъзама его ученику Абуюсуфу Яъкубк ибни Иброхим “чтение хутб венчания, а также заупокойного намаза и праздничных намазов возложи на хатиба своей местности!” (Ашботу ва назоир стр.372)
Решение Совета улемов Таджикистана издано после того, как ранее на церемонии похорон известного священника Ходжи Курбонали (мулло Курбона) в мечети Оли Сомон (бывший Оли Совет) района Рудаки между имам-хатибом местной соборной мечети Джамолиддином Амонуллозода (сыном бывшего муфтия Таджикистана Амонулло Неъматзода) и известным священником Нуриддинджоном Тураджонзода (старшего брата бывшего муфтия Таджикистана Ходжи Акбара Тураджонзода) возник конфликт за право руководить похоронным намазом.
Видеоролик, выставленный 21 января в сети YouTube Темуром Тешаевым, к 26 января просмотрели 14 053 пользователей. На видео видно как Джамолиддин Амонуллозода не позволил Нуриддинджону Тураджонзодаро выступить с проповедью перед собравшимися. Тураджонзода, не вступая в конфликт с сыном бывшего муфтия, кратко выразив соболезнование, покидает трибуну.
Но Амонуллозода, взяв в руки микрофон, продолжал словесную атаку против Тураджонзода:
“В этом районе свои хозяева есть. В районе Рудаки, где бы ни были похороны, никому не позволю читать похоронный намаз, сам буду читать. Покойный был моим мюридом, мюридом моего отца. А вам не стыдно? Стыдно должно быть!».
Рядом с Тураджнзода на этой похоронной церемонии находился председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддини Кабири.
Претензии Джамолиддина Амонуллозода к известному священнику вызвали протест среди собравшихся. Один их пожилых людей, из числа родственников покойного Ходжи Курбонали заявил “хозяева покойника мы”, а решение пригласить Нуриддинджона Тураджонзода прочитать заупокойную было последней просьбой самого Ходжи Курбонали. Те потребовали Амонуллозода освободить трибуну Тураджонзода.
Но Джамолиддин Амонуллозода не стал уступать микрофон и начал проповедь, сказав: “Побойтесь Бога и не вносите раздор среди людей. Мы должны направлять своих детей на путь добра, как наставляет нас глава государства Эмомали Рахмон».
Затем он напомнил о периоде миграции Ходжи Курбонали в Афганистан и роли духовенства в дестабилизации ситуации в 90-х годах, вызвав возмущение присутствующих.
Затем с криками “Аллах Акбар!” и “Выносите его из мечети!”, он выразил своё недовольство. Один из молодых людей вырвал из рук Амонуллозода микрофон и забросил его на крышу.
Но после того, как о завещании пригласить на похоронный намаз Нуриддинджона Тураджонзода заявил сын покойного, Джамолиддин Амонуллозода был вынужден отступить и намаз возглавил Тураджонзода.
Этот конфликт, по мнению экспертов в области религии, напомнил о религиозном противостоянии начала 1990-х между традиционным духовенством и «новоявленными мулами» особенно в Вахшской долине и Кулябском регионе.
Тот конфликт вокруг церемоний похорон, а также поминальных мероприятий, в конце концов, втянул страну в военно-политическое противостояние и кровавую пятилетнюю гражданскую войну, которая привела к гибели, по крайней мере, 50 000 человек.
Последний конфликт, по мнению экспертов, показывает, насколько велика пропасть между сегодняшними официальными мулами, которые имеют должности в структурах, близких к Комитету по делам религии и Совету улемов и духовенством, которое находится за рамками официальных организаций, но имеет большое влияние среди населения и многочисленных сторонников.
Нуриддин Тураджонзода, не смотря на то, что вот уже два года мечеть, построенная его семьей в родовом селении Туркобод Вахдатского района, лишена права проведения пятничных намазов, а самому Нуриддину Тураджонзода запрещено проповедовать, он продолжает оставаться одним из самых влиятельных и известных на религиозной арене Таджикистана.
Братья Тураджонзода после того, как их мечеть “Мухаммадия” потеряла статус соборной, запустили в интернете семейный сайт, на котором высказывают свое мнение по тем, или иным проблемам.
Кстати, запрет на проведение пятничных намазов в мечети “Мухаммадия” наступил в ноябре 2011 года после словесной перепалки Нуриддинджона Тураджонзода с председателем Совета улемов Саидмукаррамом Абдулкодирзода. Спор вокруг какой-то религиозной темы зашел настолько далеко, что уже через неделю председатель Совета улемов лично прибыл для участия в пятничном намазе в мечеть “Мухаммадия” и обвинил Нуриддина Тураджонзода в проведении церемонии Ошуро в годовщину казни внука пророка Имама Хусайна и заявил, что деятельность мечети в Туркобод временно приостанавливается.
Спустя полгода мечеть братьев Тураджонзода, которая на тот период была одной из самых посещаемых в стране и собирала по пятницам до 5 тыс. молящихся, открылась вновь, но лишь для проведения ежедневных пятикратных намазов и без права проведения пятничных. Братья Тураджонзода обратились в суд на председателя Совета улемов, но суд не поддержал их иск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий