среда, 12 февраля 2014 г.

Совет улемов считает, что читать поминальный намаз имеет право лишь имамхатиб

Решением Совета улемов Таджикистана, чтение поминального намаза является правом имамов, имамхатибов и председателя Совета улемов

Пресс-служба Совета улмеов Таджикистана 12 февраля сообщила Радио Озоди,  "принимая во внимание возникающие иногда споры по поводу права возглавить поминальный  намаз и то, что подобные факты снижают авторитет религиозных деятелей и приводят к конфликтам среди граждан, управление фетв Совета улемов Исламского центра Таджикистана с целью упорядочения проведения заупокойных намазов, опираясь на достоверные религиозные первоисточники, принял решение, согласно которому предводительство на поминальных намазах на территории Таджикистана возлагается на имамов, имамхатибов, сархатибов и председателя Совета улемов, в зависимости от уровня присутствия и занимаемой должности".

В этом решении Совета улемов Таджикистана, указывается на первоисточники ханафитского мазхаба по порядку предводительства на заупокойных намазах.

Среди первоисточников, в частности приводится книга  «Мухтасар-ал-викоя», в которой говорится, что «предводительствовать на заупокойном намазе достоин султан, затем кази, после него местный имам и лишь после него представитель усопшего».


Ссылаются также на книгу "Мухтасар-ал-Кудури", где “лучшим из людей для того. Чтобы стать имамом является султан. Если он отсутствует, допустимо шариатом чтобы предводительствовал имам села, а после него должен быть представитель усопшего ”. (“Мухтасар-ул-Кудури”,т.1, стр.281).

Среди доводов также приводятся слова из наставлений  Имами Аъзама его ученику Абуюсуфу Яъкубк ибни Иброхим “чтение хутб венчания, а также заупокойного намаза и праздничных намазов возложи на хатиба своей  местности!” (Ашботу ва назоир  стр.372)

Решение Совета улемов Таджикистана издано после того, как ранее на церемонии похорон известного священника Ходжи Курбонали (мулло Курбона) в мечети Оли Сомон (бывший Оли Совет) района  Рудаки между имам-хатибом местной соборной мечети Джамолиддином Амонуллозода (сыном бывшего муфтия Таджикистана Амонулло Неъматзода) и известным священником Нуриддинджоном Тураджонзода (старшего брата бывшего муфтия Таджикистана Ходжи Акбара Тураджонзода) возник конфликт за право руководить похоронным намазом.

Видеоролик, выставленный 21 января в сети YouTube Темуром Тешаевым, к 26 января просмотрели 14 053 пользователей. На видео видно как Джамолиддин Амонуллозода не позволил Нуриддинджону Тураджонзодаро выступить с проповедью перед собравшимися. Тураджонзода, не вступая в конфликт с сыном бывшего муфтия, кратко выразив соболезнование, покидает  трибуну.

Но Амонуллозода, взяв в руки микрофон, продолжал словесную атаку против Тураджонзода:

“В этом районе свои хозяева есть. В районе Рудаки, где бы ни были похороны, никому не позволю читать похоронный намаз, сам буду читать. Покойный был моим мюридом, мюридом моего отца. А вам не стыдно? Стыдно должно быть!».
Рядом с Тураджнзода на этой похоронной церемонии находился председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддини Кабири.

Претензии Джамолиддина Амонуллозода к известному священнику вызвали протест среди собравшихся. Один их пожилых людей, из числа родственников покойного Ходжи  Курбонали заявил “хозяева покойника мы”, а решение пригласить Нуриддинджона Тураджонзода прочитать  заупокойную было последней просьбой  самого Ходжи Курбонали. Те потребовали  Амонуллозода освободить трибуну Тураджонзода.

Но Джамолиддин Амонуллозода не стал уступать микрофон и начал проповедь, сказав: “Побойтесь Бога и не вносите раздор среди людей. Мы должны направлять своих детей на путь  добра, как наставляет нас глава государства Эмомали Рахмон».

Затем он напомнил о периоде миграции Ходжи Курбонали в Афганистан и роли духовенства в дестабилизации ситуации в 90-х годах, вызвав возмущение присутствующих.

Затем с криками “Аллах Акбар!” и “Выносите его из мечети!”, он выразил своё  недовольство. Один из молодых людей вырвал из рук Амонуллозода микрофон и забросил его на крышу.

Но после того, как о завещании пригласить на похоронный намаз Нуриддинджона Тураджонзода заявил сын покойного, Джамолиддин Амонуллозода был вынужден отступить и намаз возглавил Тураджонзода.

Этот конфликт, по мнению экспертов в области религии, напомнил о религиозном противостоянии начала 1990-х между традиционным духовенством  и «новоявленными мулами» особенно в Вахшской долине и Кулябском регионе.

Тот конфликт вокруг церемоний похорон, а также поминальных мероприятий, в конце концов, втянул страну в военно-политическое противостояние и кровавую пятилетнюю гражданскую войну, которая привела к гибели, по крайней мере, 50 000 человек.

Последний конфликт, по мнению экспертов, показывает, насколько велика пропасть между сегодняшними  официальными мулами, которые имеют должности в структурах, близких к Комитету по делам религии и Совету улемов и духовенством, которое находится за рамками официальных организаций, но имеет большое влияние среди населения и многочисленных сторонников.

Нуриддин Тураджонзода, не смотря на то, что вот уже два года мечеть, построенная его  семьей в родовом селении Туркобод Вахдатского района,  лишена права проведения пятничных намазов, а самому Нуриддину Тураджонзода  запрещено проповедовать, он продолжает оставаться одним из самых влиятельных и известных на религиозной арене Таджикистана.

Братья Тураджонзода после того, как их мечеть “Мухаммадия”  потеряла статус соборной, запустили в интернете семейный сайт, на котором высказывают свое мнение по тем, или иным проблемам.

Кстати, запрет на проведение пятничных намазов в мечети “Мухаммадия” наступил  в ноябре 2011 года после словесной перепалки Нуриддинджона Тураджонзода с председателем Совета улемов Саидмукаррамом Абдулкодирзода. Спор вокруг какой-то религиозной темы  зашел настолько далеко, что уже через неделю председатель Совета улемов лично прибыл для участия в пятничном намазе в мечеть “Мухаммадия” и обвинил  Нуриддина Тураджонзода в проведении церемонии Ошуро в годовщину казни внука пророка  Имама Хусайна и заявил, что деятельность мечети  в Туркобод временно приостанавливается.

Спустя полгода мечеть братьев Тураджонзода, которая на тот период была одной из самых посещаемых в стране и собирала по пятницам до 5 тыс. молящихся, открылась вновь, но лишь для проведения ежедневных пятикратных намазов и без права проведения пятничных. Братья Тураджонзода обратились в суд на председателя Совета улемов, но суд не поддержал их иск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий