Президенты РК и США Нурсултан Назарбаев и Барак Обама соответственно провели телефонный разговор, в ходе которого подтвердили необходимость мирного урегулирования кризиса на Украине с использованием дипломатических методов, обеспечивающих территориальную целостность этой страны и способствующих сближению позиций всех заинтересованных сторон.
«Саясат» поинтересовался у политологов, с чем еще может быть связан телефонный разговор главы государства и может ли Казахстан стать посредником в разрешении кризиса на Украине?
Аскар Нурша, политолог: «Вопрос заключается не в том, сможет Казахстан стать посредником или нет. Думаю, сможет. А в том, нужен ли Казахстан державам в качестве посредника? И нужен ли России вообще посредник? На мой взгляд, России посредник не нужен. Она рассчитывает на прямой диалог и торг с Западом. В свою очередь, для Запада обратиться за посредничеством к Казахстану - это показатель слабости, не способность повлиять на Россию самостоятельно. Разговор Обамы с Назарбаевым - это возможность получить прямую информацию от главы государства, который в период конфликта контактировал и обменивался мнениями с российским президентом, знает советскую и постсоветскую специфику Украины. Кроме того, это удачный для Обамы дипломатический ход и инструмент укрепления диалога. Если реальна возможность посредничества, то могу допустить коллективное посредничество и обращение нескольких глав государств к Путину, в том числе и Назарбаева».
Айдос Сарым, политолог: «Понятно, что запад хочет изолировать Путина, поэтому сигналы направлены на то, чтобы Казахстан, по крайней мере, реально не поддерживал позицию России и возможно просил, пользуясь тем, что у Казахстана есть особые отношения, донести некие сигналы либо попробовать поговорить. Может быть, вновь подтвердить будапештские соглашения. Что касается посреднической функции, то, наверное, она возможна и она желательна. Но с другой стороны ситуация настолько сложна, что трудно сказать, решится ли наш МИД на это... По крайней мере, нужно попытаться войти в эту тему, попробовать на территории Казахстана провести встречу руководств Казахстана, России и Украины».
Даурен Сакенулы, президент исследовательского агентства «Рейтинг.kz»: «Понятно, что телефонный разговор глав государств связан с вопросом взаимодействия Казахстана и России на фоне украинского кризиса. Гипотетически Казахстан может стать посредником в урегулировании ситуации на Украине, но трудно сказать, что вероятность этого высока. Если Казахстан выступит медиатором, то это будет только плюсом на мировой арене, но я думаю, что западные страны и третьи силы не заинтересованы в том, чтобы Казахстан стал неким центром регулирования этих конфликтных ситуаций».
Алексей Власов, исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг»: «Для США важна оценка ситуации на взгляд главного союзника России. Обама стремится максимально широко «охватить» российскую тему, зондируя позицию Назарбаева. Насчет посредничества - вопрос в том, какова повестка дня для посредников? Что можно предложить в принципе? Я не слышал от казахстанских чиновников каких-то новых идей, которые были бы применимы в диалоге с Россией и Западом. Если таковые имеются, то стоило бы их озвучить. Хотя бы в черновом виде. Если новых идей нет, то...о чем тогда разговор?»
Данияр Косназаров, эксперт института евразийских исследований: «С реакцией на события в Украине Казахстан может и опоздал, но последние действия Астаны показывают, что решение все-таки последовало, и оно было довольно взвешенным. Казахстан смог в уме примирить на себе данную ситуацию и, исходя из этого, выразил свою позицию. В целом, считаю, что она правильна. Казахстан, определенно, извлечет определенные уроки с данной ситуации. Что касается вопроса посредничества, то договариваться все равно будут другие игроки. А предоставить площадку для беседы - не такая уж пыльная и сложная задача. Конечно же, Астана понимает, что она полностью не будет причиной решения данного кризиса. Но внести лепту, пусть даже малую, как страна постсоветского пространства, она должна. Реакция на такие события - полное право суверенного государства. Важно, конечно же, аппелировать к международному праву и мирному регулированию. Кроме того, надо понимать, что контактирование с президентом России и США для Казахстана не бывает лишним. В таких кризисных ситуациях доверие только укрепляется, а возможность помочь разрешить конфликт также усиливает доверие».
Талгат Исмагамбетов, политолог: «На мой взгляд, Обама интересовался позицией друзей России. Потому что в таких случаях всегда выясняется позиция, уточняется по некоторым вопросам, потом проводится анализ, а потом уже стороны соглашаются на посредника».
Серик Бельгибай, эксперт ОФ «Real politik»: «Казахстан вряд ли сможет повлиять на украинскую ситуацию, потому что имеет слабый вес в решении подобных вопросов. Тем более вмешательство России в дела Украины может говорить о том, что Россия также может вмешаться в дела стран СНГ, в том числе и Казахстана. Россия выступает ни сколько фактором стабильности, а сколько фактором дестабилизации. На мой взгляд, поэтому глава белого дома решил сделать звонок своему казахстанскому коллеге».
Комментариев нет:
Отправить комментарий