АТ: В последнее время в Астане произошли масштабные перестановки в системе власти. Что это означает?
РА: Прежде всего, большое влияние на Назарбаева оказали события в Крыму. Недвусмысленно было показано, что если Назарбаев будет выстраивать политику многостороннего вектора без консультации с Кремлем, то его может ожидать такой же сценарий, как и с Украиной.
В связи с этим он отменил планы по проведению парламентских, так называемых, выборов. Выборов досрочных, которые он планировал провести до подписания Евразийского договора. В связи с этим он поменял главу правительства. Хотя мы знаем, что в Казахстане глава правительства это номинальная фигура. Практически, можно сказать, это помощник чабана кабинета министров.
Все прекрасно знают, что ни одно решение в Казахстане не проводиться без одобрения и приказа самого Назарбаева. Он после этих событий резко дал команду руководителю администрации, правительству, не провоцировать Кремль. Он забыл уже о своих идеях о переименовании Казахстана в Каз Ели и вообще дал указание не субсидировать никаких нацпатриотов. Можно сказать на украинский лад, этих назарбаевских титушек.
Что касается передвижения Нигматулина на пост главы Администрации президента, то это для него, конечно, повышение, тем более что в Астане действует принцип: тот, кто ближе к телу, тот больше имеет власти, и руководитель его администрации это фактически его тень. Но хотя он находиться в тени, все нити государственного управления осуществляются через него. И в нужный момент Назарбаев может повысить или зачистить, как это было с Мусиным, которого он отправил послом.
АТ: А назначение Дариги вице-спикером Мажилиса?
РА: Назарбаев сделал реверанс в пользу своей дочери Дариги Назарбаевой, как компенсацию за семейный развод в 2007 году по его приказу. Он ей дал как бы морковку, назначив ее заместителем спикера мажилиса парламента.
АТ: С Вашей точки зрения это только «морковка», а не попытка установить контроль над партийной фракцией «Нур отан», типа такой семейный контроль?
РА: Я 25 лет знаю Назарбаева. Он никому не отдаст власти. Возможно, чтобы снять накал критики, он может пойти на конституционную реформу, сделать страну парламентской. Но мы прекрасно знаем, что через свой парламент он может контролировать любого премьер-министра. Любое решение партии о смещении лидера автоматически будет означать смену премьер-министра. Сам он может удалиться, чтобы его не обвиняли в ухудшении экономического и финансового положения, как это было при девальвации. Спихнуть все проблемы, как ящерица на свой хвост, на премьер-министра, на председателя Нацбанка, а самому быть в качестве арбитра. Это проверенный коммунистический принцип - сталкивать лбами противников, а самому находиться в стороне.
АТ: Вот эту систему, которую Вы сейчас описали, можно ли называть коммунистической? Она мне больше напоминает «хунту». Когда небольшая группа лиц управляет всей системой ключевых политических решений, в том числе кадровых, используя родовые принципы...
РА: Я бы не сказал, что в Казахстане это происходит узким кругом. Да, у нас правит только один человек, но он советуется. По информации, которую я получаю, это люди из близкого окружения. Это 2—3 человека. Особенно если это касается кадровых вопросов, он советуется и уже тогда принимает решение. И как правило он делает это не на фоне конфликта, а сразу после конфликта. А для конфликта он использует черный пиар: с помощью подконтрольной оппозиции дискредитирует того или иного руководителя, а потом его тихо убирает.
Но один ключевой урок Назарбаев получил от событий в Украине, и в Кремле ему дали понять, что вопросы наследования или преемника, это все будет согласовываться с Кремлем. И это все будет основываться на волеизъявлении и голосовании выборности лидера Казахстана.
РА: Прежде всего, большое влияние на Назарбаева оказали события в Крыму. Недвусмысленно было показано, что если Назарбаев будет выстраивать политику многостороннего вектора без консультации с Кремлем, то его может ожидать такой же сценарий, как и с Украиной.
В связи с этим он отменил планы по проведению парламентских, так называемых, выборов. Выборов досрочных, которые он планировал провести до подписания Евразийского договора. В связи с этим он поменял главу правительства. Хотя мы знаем, что в Казахстане глава правительства это номинальная фигура. Практически, можно сказать, это помощник чабана кабинета министров.
Все прекрасно знают, что ни одно решение в Казахстане не проводиться без одобрения и приказа самого Назарбаева. Он после этих событий резко дал команду руководителю администрации, правительству, не провоцировать Кремль. Он забыл уже о своих идеях о переименовании Казахстана в Каз Ели и вообще дал указание не субсидировать никаких нацпатриотов. Можно сказать на украинский лад, этих назарбаевских титушек.
Что касается передвижения Нигматулина на пост главы Администрации президента, то это для него, конечно, повышение, тем более что в Астане действует принцип: тот, кто ближе к телу, тот больше имеет власти, и руководитель его администрации это фактически его тень. Но хотя он находиться в тени, все нити государственного управления осуществляются через него. И в нужный момент Назарбаев может повысить или зачистить, как это было с Мусиным, которого он отправил послом.
АТ: А назначение Дариги вице-спикером Мажилиса?
РА: Назарбаев сделал реверанс в пользу своей дочери Дариги Назарбаевой, как компенсацию за семейный развод в 2007 году по его приказу. Он ей дал как бы морковку, назначив ее заместителем спикера мажилиса парламента.
АТ: С Вашей точки зрения это только «морковка», а не попытка установить контроль над партийной фракцией «Нур отан», типа такой семейный контроль?
РА: Я 25 лет знаю Назарбаева. Он никому не отдаст власти. Возможно, чтобы снять накал критики, он может пойти на конституционную реформу, сделать страну парламентской. Но мы прекрасно знаем, что через свой парламент он может контролировать любого премьер-министра. Любое решение партии о смещении лидера автоматически будет означать смену премьер-министра. Сам он может удалиться, чтобы его не обвиняли в ухудшении экономического и финансового положения, как это было при девальвации. Спихнуть все проблемы, как ящерица на свой хвост, на премьер-министра, на председателя Нацбанка, а самому быть в качестве арбитра. Это проверенный коммунистический принцип - сталкивать лбами противников, а самому находиться в стороне.
АТ: Вот эту систему, которую Вы сейчас описали, можно ли называть коммунистической? Она мне больше напоминает «хунту». Когда небольшая группа лиц управляет всей системой ключевых политических решений, в том числе кадровых, используя родовые принципы...
РА: Я бы не сказал, что в Казахстане это происходит узким кругом. Да, у нас правит только один человек, но он советуется. По информации, которую я получаю, это люди из близкого окружения. Это 2—3 человека. Особенно если это касается кадровых вопросов, он советуется и уже тогда принимает решение. И как правило он делает это не на фоне конфликта, а сразу после конфликта. А для конфликта он использует черный пиар: с помощью подконтрольной оппозиции дискредитирует того или иного руководителя, а потом его тихо убирает.
Но один ключевой урок Назарбаев получил от событий в Украине, и в Кремле ему дали понять, что вопросы наследования или преемника, это все будет согласовываться с Кремлем. И это все будет основываться на волеизъявлении и голосовании выборности лидера Казахстана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий