четверг, 4 декабря 2014 г.

Режим Рахмона подставляет себя под удар. Таджиков, работающих в России, лишают права голоса

Власти Таджикистана на предстоящих в феврале 2015 года парламентских выборах планируют сократить количество избирательных участков на территории РФ с 24 до 3. Таким образом, из 1 млн 200 тыс. трудовых мигрантов, находящихся в РФ, проголосовать смогут не более 20 тыс. Подобный ход понадобился властям для уменьшения протестного электората и соответственно получения устраивающего итога выборов.


"Причиной уменьшения количества избирательных участков за пределами страны послужили внесенные поправки в законодательство Таджикистана. По новому закону избирательные участки за пределами страны могут быть устроены только в официальных дипломатических представительствах республики за рубежом", – сказал журналистам глава администрации Центральной комиссии по выборам и референдумам (ЦИК) Таджикистана Абдуманнон Додоев. Соответственно это посольство в Москве и два консульства в Уфе и Екатеринбурге. Кроме России у Таджикистана есть посольства в 26 государствах мира.

Для сравнения: на президентских выборах 6 ноября 2013 года Таджикистан открыл избирательные участки для голосования в 24 городах России. На каждом участке при этом могли проголосовать около 3 тыс. человек. На деле получилось, что примерно половина активных граждан Таджикистана не смогли принять участия в выборах. Теперь ситуация еще хуже.

В Таджикистане зарегистрировано восемь политических партий, из которых пять – парламентские. Два места в нижней палате законодательного органа имеет оппозиционная Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). На минувших выборах 2010 года, по официальным данным, она набрала 10% голосов. В партии утверждают, что на самом деле удалось заручиться голосами более 30% населения. "Если нынешние выборы будут честными и прозрачными, то ПИВТ рассчитывает как минимум на половину всех голосов", – сказал "НГ" лидер ПИВТ Мухиддин Кабири. Однако, по его словам, нет никаких признаков, что власть собирается провести честные выборы. "Остается только надежда на президента, который недавно объявил, что готов к честному голосованию. Но он обещал и раньше, и обещания оставались невыполненными, – отметил таджикский политик. – Тем более что ситуация в регионе в целом и в республике в частности довольно сложная, и я не думаю, что власть станет рисковать и проведет выборы по демократическим лекалам".

Эксперты убеждены, что таджикская власть на парламентских выборах постарается обезопасить себя от малейшего риска. Именно этим можно объяснить и поправки в избирательное законодательство, которые привели к сокращению избирательных участков на территории России и за рубежом в целом. Аналогичная ситуация только что наблюдалась на парламентских выборах в Молдавии. Власти этой страны, агитировавшие население за европейский выбор, испугались пророссийски настроенного большинства и решили уменьшить количество избирательных участков на территории РФ. В России на заработках находятся 700 тыс. граждан Молдавии, а проголосовать смогли лишь 15 тыс. – столько бюллетеней было передано из Кишинева в молдавское посольство в Москве.

Ситуация в Таджикистане, по мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, развивается в радикальном направлении. "Я только что вернулся из Тюмени, где работает заметное количество таджиков. Таджикские мигранты уже расселились по всей южной границе Сибири, Урала, они есть даже в Якутске. Практически все они сторонники ПИВТ. И если бы у них была возможность голосовать, ПИВТ могла бы получить большинство мандатов. У лидера партии Мухиддина Кабири огромный авторитет и влияние. Власти вне Таджикистана не смогут манипулировать процессом голосования. Поэтому они пошли на фактическое сокращение количества сторонников ПИВТ", – сказал Малашенко. Если выборы будут сфальсифицированы, то в партии, которая не смогла набрать голосов для прохождения в парламент, могут произойти изменения, вплоть до замены руководителя – Кабири уже вменяют в вину чрезмерную лояльность к властям. Его уход, кстати, станет тяжелым испытанием для режима Эмомали Рахмона.

"ПИВТ с уходом Мухиддина Кабири распадется и возродится уже с более радикальным лидером – кандидаты имеются. А пока будет происходить переформатирование ПИВТ, на первый план выйдут настоящие исламские радикалы. Вот тогда режим Рахмона окажется под ударом. Причем угроза будет исходить не только от доморощенных исламистов, но их собратьев из "Исламского государства Ирака и Леванта" и Афганистана", – считает Малашенко. По его мнению, властям необходимо договариваться с Кабири и не мешать партии получить с десяток мест в парламенте, не рассчитывать на то, что в случае усиления протестного движения им поможет Россия и 201-я российская военная база, находящаяся в Таджикистане.

"Да и просто взять во внимание то, что за время руководства ПИВТ Кабири сделал все, чтобы не допустить противостояния в Таджикистане, властям этой страны никак помешает, – считает Алексей Малашенко. – Если же в Таджикистане ситуация все-таки дестабилизируется, то срикошетит по всей Центральной Азии. Тем более что в электоральный период вступает Узбекистан, где в декабре состоятся парламентские выборы, а в апреле – президентские".

По оценкам экспертов, противников нынешней власти в Таджикистане становится все больше. Власти никак не могут вывести экономику из глубокого кризиса. Социальное положение населения ухудшается из года в год. Положение усугубилось санкционным противостоянием Запада и России – резко сократились доходы трудовых мигрантов, обеспокоенных к тому же своим будущим в связи с изменением правил пребывания на территории России, а возвращаться им фактически некуда. В такой ситуации понятным становится и то, что протестный электорат требует от политической оппозиции большей активности.

"Люди считают, что ни власть, ни оппозиция не способны решать проблемы, поэтому нужна альтернатива, которая смогла бы решить их проблемы. И в таком качестве видят радикалов, которые много чего обещают, но, как правило, заводят политические процессы в тупик", – сказал "НГ" Мухиддин Кабири. По его мнению, таджикская власть до сих пор целенаправленно придерживалась политики выдавливания молодежи за рубеж в поисках заработка. Это позволяло решать сразу две задачи: получать определенные средства в бюджет, а заодно избавляться от активной части населения. Но с учетом ухудшения экономической ситуации в России стоит ожидать постепенного возвращения в Таджикистан примерно полумиллиона молодых, энергичных людей, подавляющее большинство из которых дома трудоустроиться не сможет. По словам Кабири, легко представить, как радикалы смогут манипулировать этой частью населения и какую угрозу она может нести для власти.

Виктория Панфилова
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"

4.12.2014

Источник - Независимая газета
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1417684980

Комментариев нет:

Отправить комментарий