Бюджет Кыргызстана, как известно, далек от совершенства. Из года в год его латают, как старый носок. По всей видимости, будут латать и дальше…
При Министерстве финансов действует Фонд развития экономики КР, который обладает исключительным правом учета, анализа и обеспечения возврата государственных заемных средств по бюджетным ссудам, иностранным и другим кредитам. Все поступающие в республику средства от доноров аккумулируются на его счетах. Бюджетные организации и частные предприниматели могут получить деньги на развитие бизнеса или в качестве единовременной поддержки.
Фонд не ставит перед собой цель - извлечение прибыли с выдаваемых кредитов. Поэтому условия кредитования весьма привлекательны для заемщиков. В итоге все кому не лень стремятся получить деньги из государственного кошелька. Ведь сотрудники ведомства не спешат взыскивать долги, да и сами не прочь использовать государственные средства в личных целях.
Черные дыры фонда
В 2013 году хозяйствующими субъектами, муниципальными органами и другими предприятиями и организациями, а также физическими лицами получено кредитов, займов или беспроцентных ссуд на общую сумму 68 миллиардов 587 тысяч сомов, из которых возвращено лишь 32,6 миллиарда. Более 42,4 миллиарда сомов повисло в воздухе долгом. При этом числится и просроченная задолженность заемщиков на 5,5 миллиарда сомов, что составляет 13,2 процента. В банковской сфере этот показатель говорит о банкротстве финансового учреждения. Но так как фонд не является банком, он продолжает выдавать кредиты, на первый взгляд, в ущерб себе. На деле же хватает всем, чтобы жить на широкую ногу и не считать. А чего считать? Не свое же. Государственные деньги.
Больше всего кредитов получила энергетическая отрасль – 44,5 миллиарда сомов, или 64,9 процента от всех средств, полученных хозяйствующими субъектами КР. Энергетические компании задолжали 26,9 миллиарда сомов. Второе место среди нежелающих возвращать кредиты занимает агропромышленная отрасль. В 2013-м фермерам выдано 4,7 миллиарда сомов, а возвращено 2,3 миллиарда. Сроки возврата кредитов настали, однако работа в этом направлении фондом не ведется.
Самыми дисциплинированными можно назвать банки. Получив в виде ссуд 4,8 миллиарда сомов, финансовые организации вернули 3,9 миллиона. Они как никто понимают, что с долгами нужно рассчитываться в срок, дабы не испортить репутацию и кредитную историю. Остальным заемщикам эти правила незнакомы, и они всеми силами стараются обойти их не без помощи самих сотрудников фонда.
Взамен ничего не просим
Фонд является единственным органом, который управляет государственным кредитным портфелем. В сфере его интересов находится и возврат долгов. Но в конце 2012 года правительство принимает решение пролонгировать задолженность агропромышленников (а это 1,7 миллиарда сомов) до 2015-го, а в феврале 2014-го чиновники решают – до 2025 года, хотя эти деньги могли поступить в бюджет. Фермеры могли бы вернуть долг или семенами, или зерном. Однако кабмину, видимо, не нужно. Кстати, рекомендовало продлить сроки возврата средств именно само Министерство финансов.
Получить деньги от государства на развитие частного бизнеса, оказывается, весьма просто. Кредиты выдаются без процентов на условиях возвратности. Это позволяет заемщику улучшить свое положение и развить, например, сельхозпроизводство. Прежде чем взять ссуду, заемщик должен пройти согласование трех комиссий – айыльного, районного и республиканского уровней. В заявке нужно доказать свою платежеспособность, то есть раскрыть полностью доходы, и представить справки об отсутствии долгов перед налоговой службой и Социальным фондом. Кроме того, на рассмотрение комиссии предоставляется бизнес-план. Изучив документы, фонд может отказать в выдаче кредита, но не отказывает – щедрые люди там работают.
Ежегодно из бюджета для приобретения зерна у фермеров выделяется в фонд 50 миллионов сомов. Предприниматели получают деньги, а вернуть заем могут либо наличными, либо выращенной продукцией. Государственный фонд развития экономики (ГФРЭ) не контролирует, на что тратятся полученные средства. Он полагаются лишь на письменное уведомление заемщика. Хотя фонд может запросить документы, подтверждающие целевое использование денег.
Зачем кредитовать банкротов?
Такой небережливостью заинтересовалась Счетная палата, а проведя аудит деятельности фонда, выявила еще более интересные подробности. К примеру, как кредиты получали обанкротившиеся компании. Или долги от одного заемщика передавались другому. ГФРЭ, будто этого не замечая, продолжал выдавать кредиты должникам, не требуя возврата по прошлым ссудам. Так, национальная авиакомпания «Кыргызстан аба жолдору» получила 324 миллиона сомов, из них 194 миллиона вернула, после чего обанкротилась. Взыскать долг так и не удалось.
По такому же принципу действовали и другие предприятия, находящиеся на стадии банкротства. ОсОО «Милет» в 2002 году получило 1,2 миллиона сомов, которые должно было вернуть в 2005-м. Однако погашение не произведено, при этом компании даже не начислили пени и штрафы. В апреле 2005 года между ГФРЭ и АО «Ореми» подписан договор на 329,3 миллиона сомов, при этом предприятию выдано 406,5 миллиона, из которых возвращено только 3 миллиона.
Получали кредиты и те, кто ранее взял в долг приличную сумму, но так ее и не вернул, а получил еще один кредит. Такой факт замечен за Министерством сельского хозяйства и мелиорации. Не может рассчитаться с долгом и мэрия Бишкека, так как кредит взят в долларах, а из-за курсовой разницы выплаты значительно увеличились.
Есть случаи передачи долга от одного фермерского хозяйства другому. Аудит материалов субъектов, принявших долги КХ «Татьяна и дети», показал, что основная часть заемщиков в дальнейшем не погашает задолженность. За полученный трактор МТЗ-820 по линии японского гранта по цене 431,5 тысячи сомов возвращено 58,4 тысячи, а остаток долга переведен фермерскому хозяйству «Шапак». Часть долга в виде пшеницы передана ФХ «Улан», которое в свою очередь должно фонду 424,7 тысячи сомов.
Обязательства за полученные семена пшеницы по линии японского гранта на 330 тысяч сомов КХ «Татьяна и дети» якобы передало КХ «Бакыт», задолжавшему уже 526,5 тысячи. Всего хозяйство «Татьяна и дети» передало 6,4 миллиона сомов, из которых погашено только 686 тысяч.
Отчет аудита передан в Министерство финансов. Руководство фонда, безусловно, не признает выявленных нарушений. Окончательное решение в этом деле должны вынести правоохранительные органы.
Любители поговорить
Следует разобраться и с финансированием самого фонда. Из бюджета на его содержание деньги не выделяются, но от возвратных средств ГФРЭ может взять 7 процентов. Почему установлен именно такой процент, никто пояснить не может. Никаких обоснованных расчетов также нет. Несмотря на то что процент должен взиматься только с возвращенных сумм, его снимали как с процентов, так и штрафов. Таким образом получено 46 миллионов сомов, из которых сотрудникам необоснованно выплачивались праздничные премии, компенсации на питание, проезд. Более того, из фонда зарплаты один чиновник ГФРЭ умудрился получить беспроцентную ссуду.
Как рассказал ИА «24.kg» инспектор Счетной палаты Мирлан Сакиев, проценты и штрафы являются доходами республиканского бюджета. Однако они попали в распоряжение фонда, причем денег от 7 процентов оказалось настолько много, что фонд не смог их полностью освоить. Более того, в целях экономии средств издан приказ об установлении лимита на сотовую связь. Для руководителя и его заместителя лимит составил 8-8,5 тысячи сомов. Бухгалтеру на переговоры ежемесячно выделяется 3,5 тысячи. В целом же фонд тратит 360 тысяч сомов в год на оплату счетов за сотовую связь. Работники ГФРЭ поясняют, что на переговоры тратится столько денег, потому как нужно постоянно связываться с заемщиками и напоминать им о возврате долга. С трудом верится, что директор ГФРЭ лично обзванивает всех должников.
В 2013 году работники дважды отдохнули за счет фонда на Иссык-Куле. В среднем на одного человека потратили по 5,5 тысячи сомов за трехдневный отдых на озере. Анализ показывает, что снимаемых 7 процентов для содержания штата в 140 человек более чем предостаточно. А если в ближайшие годы в связи с увеличением привлекаемых инвестиций и наступлением сроков по ранее выданным долгосрочным кредитам в несколько раз возрастет поступление средств, то вместо фонда появится министерство финансов при Министерстве финансов.
В то время когда только один директор фонда ежемесячно списывает якобы на телефонные разговоры 8,5 тысячи сомов, средняя заработная плата жителей Баткенской, Ошской или Иссык-Кульской областей еле дотягивает до 8 тысяч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий