Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительстваотметил, что важным направлением диверсификации экономики должна стать инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» по договоренности с Китайской Народной Республикой.
- Сформирован перечень из 51 казахстанско-китайского проекта. В 2015 было 2 проектана сумму 64 млн тенге, в этом году планируется 4 проекта на 2 млрд тенге, в 2017 - 17 проектов, в 2018-2020 - 33 проекта. Недавние переговоры все подтвердили. Эти проекты дадут хороший экономический эффект в виде добавленной стоимости и новых рабочих мест, - рассказал он.
Обозреватель Forbes.kz побеседовала с экономистом Алмасом Чукиным и попросила его охарактеризовать эту инициативу.
F: Алмас, какие, на ваш взгляд, это будут проекты?
- Сегодня в Китае не только шьют кроссовки, там сосредоточено и высокотехнологичное производство. Так как людей в КНР не хватает, да и желания заниматься низкотехнологичным производством нет, им надо куда-то такое производство девать. Я предполагаю, что КНР переселяет низкотехнологичные производства, которые они будут только контролировать. То есть к нам переезжает Китай образца 90-х годов.
F: Как-то это тревожно звучит!
- На самом деле, это хорошо. Начнем учится хоть что-то делать.
F: Позволит ли эта инициатива нашей стране из «Китая образца 90-х» стать «Китаем образца 2016», где есть высокотехнологичное производство?
- Конечно, нам с чего-то начинать надо. Однако необходимо хорошо понимать, что такое Казахстан. Из нашей республики сделать индустриальную страну трудно. В Казахстане один город-миллионник. Астана подтягивается к миллиону, но индустриальным городом столица никогда не будет. Для того чтобы развивать индустрию, нужны узлы смежных отраслей и люди. Можно ли сделать на базе 1,5 миллионного Алматы сделать индустриальную страну? Наверное, нет. Можно сюда засунуть 4-5 заводов? Можно. Еще можно 3-4 завода в Шымкенте возвести.
Более того, необходимо брать в учет территорию нашей страны и плотность населения. В РК, чтобы доехать из одного города в другой, нужно потратить полдня в лучшем случае. Страна с такими показателями, согласно экономической географии, индустриальной никогда не станет. Пытаться сделать из Казахстана промышленное государство – это пустое занятие. Посмотрите для сравнения на Волжский и Уральский промышленный комплекс РФ, где, как на ниточке, на железной дороге и на реке сидят Челябинск, Екатеринбург, Самара, Тольятти и так далее. Вот это промышленный центр, там миллионы людей, которые умеют работать на заводах. А у нас кого на завод брать? Завтра откройте этот завод – кого вы наймете? У нас вроде и значимой безработицы нет. Поэтому на месте правительства я бы занимался более трезвыми программами.
F: Я предполагаю, что китайское правительство в курсе, что население у нас малочисленное, но при этом готово перевести производства в РК. Как вы считаете они будут и свою рабочую силу привозить в Казахстан?
- Не думаю, что они привезут к нам своих рабочих, так как постоянно возить рабочую силу очень накладно.
F: Зачем же постоянно возить? Можно ведь привезти и поселить.
- За маленькие деньги сюда ни один китаец, которые что-то умеет делать, не приедет. Руководителя завода и несколько специалистов привезти можно, а вот работяг не повезешь. Вы поймите зарплата в промышленных районах Китая достигает $500. Это не дешево.
F: На заседании правительства глава государства подчеркнул, что стране нужны заводы, способные выпускать на экспорт несырьевую продукцию. Основными критериями для отбора должны стать экспортный потенциал, высокая производительность и инновационность. Что Казахстан может экспортировать?
- Сейчас это стройматериалы. У нас уже есть мощности. По-моему, на этом все. Во всем остальном мы больше импортеры.
F: Какие экспорториентированные заводы можно построить в Казахстане?
- В этом отношении у нас в мировом разделении труда особых перспектив нет. В Китай нам идти практически не с чем. Нам нужно на свой рынок ориентироваться и делать попытки освоить глубже возможности Центральной Азии, России и СНГ в широком смысле. Попыток было уже много, денег на это истрачено не меньше, приглашались звездные консультанты. Лет 5 назад была придумана и с помпой представлена кластерная модель, где всю экономику поделили на 15-20 кластеров, из которых выделили 3-5 перспективных для развития в Казахстане. Правительство всем этим занимается давно и серьезно, но без эффекта. Ничего путного в итоге не сделано.
F: Китай готов приобретать у нас продукты питания. Сможет ли РК удовлетворить эту потребность?
- У нас для развития масштабного и эффективного сельского хозяйства отсутствуют ключевые компоненты – солнце, вода, руки и инвестиции. В силу исторических и культурных особенностей для растениеводства у нас с руками плохо, их не хватает. Работать у нас в сельском хозяйстве в большом масштабе некому. А для реализации экспортного потенциала необходимо большое количество квалифицированного персонала. Солнца у нас недостаточно. Большая часть земельных ресурсов страны - это целина, т.е. плодородная часть степей на севере. В центре и на юге подавляющая часть земель это сухая степь и пустыня. С водой тоже проблемы. Она есть, но в основном под землей. Нужен искусственный полив, а мы это делать не умеем и денег на это нет. Для того чтобы развивать сельское хозяйство нужны инвестиции. У нас сейчас такой возможности нет.
Более того, рядом есть Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, где условия для развития сельского хозяйства в разы выше. По этим причинам к возможности создания крупного экспортного потенциала сельского хозяйства, кроме уже существующего зерноводства и мясного направления в разумных пределах, я отношусь со скепсисом.
Это не значит, что нельзя добиться значимого прогресса в этом направлении. Сейчас по большинству продуктовых направлений ситуация просто аховая. Можно с умом и целенаправленно подтянуть многие позиции, но при этом надо четко понимать два ограничения: не надо гигантомании и не надо пытаться заниматься всем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий