Киргизия создает и задает новые тренды в развитии
региона. Это мы должны признать. Могу даже с уверенностью сказать, что за
процессом борьбы вокруг Конституции этой страны наблюдает весь регион.
Честно,
даже завидно, что так открыто и жестко могут происходить дискуссии. Случись
такое где-нибудь в другой стране Центральной Азии, всю оппозицию давно бы
отправили отдыхать на нары. И это горькая правда, реальность.
Со стороны споры вокруг поправок в Конституцию
оцениваются по –другому. Изнутри в Киргизии может быть все выглядит иначе. Но
что привлекло в поправках, если подойти беспристрастно.
Во –первых, отмена срока давности по преступлениям,
то есть этот вопрос будет решать суд. Этот пункт надо в будущем ввести во все
Конституции региона Центральной Азии. Чтобы не дать уйти от ответственности
тем, кто участвовал в организации репрессий, гонений и коррупции под защитой
авторитарных, тоталитарных режимов. Такой день наступит, один уже покинул этот
свет, может быть самый жестокий тиран – Ислам Каримов.
Во –вторых, отмена срока давности за участие в
аферах вокруг печально –известного месторождения «Кумтор». Киргизы спорят по
этому вопросу. Но у них «Кумтор» - это начало разгула коррупции, это символ
обмана и разграбления народа. Насколько были виноваты инвесторы трудно сказать,
но любой бизнесмен старается получить большую прибыль. Такой пункт тоже надо вносить
во все Конституции стран Центральной Азии. В любой стране есть свой «Кумтор», и
в Казахстане, и в Таджикистане, и в Узбекистане, и в Туркмении. С вопиющим
бесстыдством идет грабеж народа, наживается только элита за счет различных
серых схем вокруг разработки месторождений нефти, газа и других полезных
ископаемых.
В – третьих, усиление полномочий премьера. В
Киргизии предлагают оставить депутатский мандат премьеру и его первому заму, также
значительно усиливают полномочия премьера в вопросах кадровой политики. Он
получает реальный шанс формировать вокруг себя команду и одновременно усиливает
ответственность премьера. Также премьер может жестко контролировать вопросы
бюджетной политики, то есть без его согласия с госказны в сторону не уйдет ни
одна копейка. Ни президент, ни парламент не смогут злоупотреблять популизмом.
В то же время парламент сохраняет свои контрольные
функции, то есть все рычаги контроля над деятельностью правительства.
Президент также сохраняет свои позиции. Но теперь он
не сможет как-то манипулировать правительством, так как, он фактически лишается
возможности вмешиваться в кадровую политику правительства, в финансово –экономические
вопросы. При этом президент сохраняет право назначения глав министерства
обороны, МИД и спецслужб.
Одним словом, правительству, парламенту и президенту
придется постоянно договариваться, приходить к компромиссу.
Достаточно четко расписаны и полномочия иных
органов.
Определенные изменения коснулись и судов. Честно
сказать, можно было оставить жесткие требования к судьям, которые были предложены изначально. Пусть они репрессивные, но в нынешних условиях было бы эффективным
держать в «ежовых рукавицах» судей.
В любом случае, процессы, которые идут в Киргизии,
достаточно интересны, и повлияют на ситуацию в регионе. Тренды Киргизии станут
трендами в регионе.
Думаю, что со мной не согласятся оппозиционеры
Киргизии. Но мне кажется, что Атамбаев инициировал поправки, увидев, что
нынешняя Конституция может породить дракона (как он любит выражаться). И это
видно, судя по СМИ и жестким дискуссиям в соцсетях, Атамбаев и его аппарат
стали главными политическим игроками в стране. Получается, что Атамбаев хочет
разделаться с драконом. По крайней мере, так выглядит со стороны.
Куаныш Акимбаев. (пришло по электронной почте)
Комментариев нет:
Отправить комментарий