пятница, 20 декабря 2013 г.

ДЕЖА ВЮ

Заявление Генеральной прокуратуры о новых обстоятельствах расследования дела об убийстве Алтынбека  Сарсенбаева и участии в расследовании американцев возвращает нас к событиям 2006 года. Напомню, что американские специалисты уже проверяли на детекторе лжи Рустама Ибрагимова, главного фигуранта этого дела. Однако результаты проверки так и не были обнародованы.

Почему американцы вновь подключились к расследования этого дела? Версии на этот счет разные, но информации крайне мало, чтобы делать какие-то выводы. Понятно только одно, что просто так американцы ничего не делают, они люди прагматичные. Однако участие в брифигне временного поверенного США в делах РК Джона Ордвея показывает уровень заинтересованности Вашингтона в расследовании. Отметим, что г-н Ордвей был послом США в РК, когда убили А. Сарсенбаева.
Одним из первых о заказчиках убийства сообщил Нартай Дутбаев, возглавлявший Комитет национальной безопасности и подавший в отставку вскоре, после убийства оппозиционного политика. Атмосфера в те дней была крайне нервной: прозвучал целый ряд заявлений и взаимных обвинений. Сегодня мы публикуем одну из самых нашумевших статей, написанных по поводу убийства Алтынбека Сарсенбаева. Комментировать  ее мы не будем. Выводы читатели могут сделать сами.

Дарига НАЗАРБАЕВА
ДЕЖА ВЮ
(«Караван», 10 марта 2006 года)
Ноябрь 2005 года. В собственном доме найден застреленным известный казахстанский политик Заманбек Нуркадилов. Два выстрела в грудь и контрольный в голову. Следствие приходит к выводу, что речь идет о самоубийстве. 
Февраль 2006 года. По другую сторону горы Кок-Тюбе, на горной дороге, найдены тела трех человек. У всех - пулевые ранения в область сердца и контрольный выстрел в голову. Один из убитых - известный казахстанский политик Алтынбек Сарсенбаев. Рекордно короткое по срокам следствие приходит к выводу: убитый имел неосторожность затронуть честь высокопоставленного астанинского чиновника в давнем газетном интервью. Чиновник обиделся и отомстил. 
Что-то неладное творится в нашей стране. Даже если нет повода сомневаться в объективности и профессионализме следователей - о чем нам на днях сообщил американский посол - все равно неладное. Еще недавно мы жили с ощущением стабильности окружающего мира, с верой в государственные институты, с надеждой на защитников права и порядка. Мы подчас закрывали глаза на “отдельно взятые недостатки”. На фоне бурных событий у наших соседей по региону мы - порой сознательно, порой бессознательно - игнорировали тревожные сигналы, которых, как теперь ясно, было предостаточно. 
Значит ли это, что теперь нам придется привыкать к ощущению, что мы живем в стране, где могут убить за газетную публикацию? В стране, где сотрудники элитного спецподразделения, на содержание которого ушел не один миллион выплаченных из карманов граждан налогов, среди бела дня могут похитить любого гражданина - и потом его тело с профессионально исполненным выстрелом в голову найдут на горной дороге? Как в Чили семидесятых, Аргентине восьмидесятых или Сомали девяностых? 
Но мы не хотим жить ни в Чили, ни в Аргентине, ни в Сомали. 
Мы хотим жить в свободном, независимом, демократичном Казахстане. 
В стране, устремленной в будущее. 
И мы не должны допустить, чтобы в этом будущем (да что там - уже в настоящем!) мы оказались под присмотром серой чиновничьей хунты и под прицелом эскадронов смерти. 
И мы этого не допустим. Потому что нас много. Нас - пятнадцать миллионов сограждан. 
Мы можем состоять в разных партиях, придерживаться разных воззрений и быть приверженцами различных религий. Но сегодня мы должны объединиться, чтобы сказать ДА свободе и демократии и НЕТ повороту в ту сторону, куда дрейфуют некоторые наши соседи. 
Очень неприятное ощущение, что нам чего-то не договаривают. Никак не удается от него отделаться. Смутные подозрения, как бы за безупречно выстроенным юридическим фасадом не прятались концы в воду. 
Вам это ничего не напоминает? Мне - напоминает. Ноябрь 2001 года. 
Это называется - дежа вю. Deja vu - уже виденное. 
Ноябрь 2001-го и все события того месяца - и те, о которых общество узнало, и те, о которых не догадывается до сих пор (концы надежно спрятаны в воду), - были первой попыткой номенклатурной гвардии удержать свои позиции во власти. И речь не только о тех, кого принято называть аппаратчиками и серыми кардиналами. Не только о старой генерации чиновников - многие из этих людей преданно служат стране. Тогда при власти оказались и наши ровесники - к сожалению, донельзя развращенные временем беззакония и казнокрадства. Они принесли с собой криминальные, коррупционные методы. Делегированные во власть финансово-промышленными группами, они были готовы на все и ко всему. Контроль общественных институтов, законодательной власти над властью исполнительной мог сорвать их планы. 
Это был их решительный и весьма успешный реванш. 
Методы? Клевета, дезинформация, запугивания. Разумеется, подкуп. Разумеется, шантаж тех, кого не удалось ни запугать, ни подкупить. Криминальные атаки под прикрытием правоохранительных органов. Удивительная - прямо как в синхронном плавании - скоординированность действий авторов сценария и, как ни странно, оппозиционеров: проработанную в точном соответствии с геббельсовскими рецептами (чем невероятнее ложь, тем скорее в нее поверят) легенду о готовившемся перевороте разносили по стране и по свету якобы независимые якобы газеты. По этой параноидальной версии переворот готовили те, кому он объективно нужен был менее всего - но кого это могло смутить? 
Иногда меня спрашивают: так был ли заговор? Конечно, был! Заговор серых кабинетных интриганов и на все готовых нуворишей-авантюристов, готовых хоть по трупам идти ради достижения своих целей. И тем и другим любой ценой нужно было остановить демократическое развитие общества. Потому что таланты подковерной возни первых и непомерные аппетиты вторых оказались под угрозой. 
Люди вчерашнего дня попытались вернуть нас во вчерашний день. 
Им многое удалось, надо признать. 
Им удалось вывести из-под контроля общества спецслужбы. Удалось остановить реформу Комитета национальной безопасности. 
Мы должны были иметь мобильную, полностью деполитизированную, подконтрольную парламенту службу, защищающую нас от основных угроз современного мира: торговли наркотиками и экстремизма. До ноября 2001-го мы успешно двигались в этом направлении. 
Что мы имеем сегодня? 
Закрытое от какого бы то ни было контроля (единственная организация в стране, финансирующаяся из бюджета одной строкой - КНБ), при отсутствии хотя бы малейших реальных успехов своей деятельности безудержно себя рекламирующее в ущерб государству заведение. Вспомните историю с мифическими следами Аль-Кайеды. 
Деполитизированное? Как бы не так - генералы уже пытаются диктовать депутатам законы. Среди прочих - ущемляющие конституционные права на свободу слова и свободу распространения информации. (И, естественно, гипернезависимая наша пресса дружно помалкивает о том, что ей пытаются перекрыть кислород. Дежа вю!) 
Вспомните закон об НПО, буквально надиктованный комитетовскими кураторами парламенту: ни одну конференцию, ни одно мероприятие неправительственные организации не смогли бы провести без разрешения КНБ. А если бы разрешение им милостиво выдали, НПО обязаны были представлять детальный отчет: кто, что, кому говорил. Даже если бы речь шла, например, о глобальном потеплении. 
Увы, слишком много накопилось информации, что деньги налогоплательщиков тратятся не на защиту общества, а на запрещенную Конституцией практику политического сыска, а в свободное от этих занятий время - на деятельное участие в бизнес-разборках и попытках передела собственности. 
А самое страшное - мы имеем контору, сотрудники которой на досуге подрабатывают халтурой - похищениями и расстрелами. 
Февраль 2006 года. Отвратительное, циничное, жестокое преступление: убийство Алтынбека Сарсенбаева - человека, который был последние годы моим политическим оппонентом. С ним вместе убиты его помощники. 
Председатель Комитета национальной безопасности генерал Дутбаев сразу же излагает главе государства свою версию: за преступлением стоит кто-то из членов семьи президента - либо Рахат Алиев, либо Тимур Кулибаев, либо Кайрат Сатыбалды. Эту же бредовую, противоречащую общеизвестным фактам теорию параллельно раздувают истеричные “независимые издания” и анонимные комментаторы в Интернете. Дежа вю! 
И снова мы видим удивительную - как в хорошем оркестре - сыгранность тех, кто по идее должен бы находиться на разных полюсах: силовиков из КНБ и лидеров нашей “непримиримой” оппозиции. И снова начинается четко срежиссированная информационная война против семьи главы государства. 
Если придерживаться официальной версии, дезинформируя президента, генерал Дутбаев еще не знал, что творится во вверенном ему заведении. 
Или все-таки знал? Следствие должно ответить на этот вопрос, не зацикливаясь на спасительной формуле “оборотней в погонах”. 
Если придерживаться этой же версии, спикер сената Нуртай Абыкаев не знал, какие “горячие головы” работают его ближайшими помощниками. Даже если так, даже если он и не ведал, что в соседнем кабинете его многолетний соратник планирует устранение известного политика, - он обязан уйти в отставку. Как у руководителя, как у порядочного человека, как у мужчины, наконец, у него нет другого выбора. 
И обязательно, для полного прояснения картины, следствие должно назвать тех, кто организовал и дирижирует беспрецедентной клеветнической кампанией в прессе и Интернете. Эти люди расскажут, от кого они так старательно отводят подозрения. 
Сегодня, когда правда (или все-таки часть правды?) выплыла наружу, когда арестованы исполнители и “заказчик” убийства Алтынбека Сарсенбаева, вопреки хотя бы даже элементарной логике - о морали и совести тут упоминать бессмысленно - клеветники не унимаются. 
Что это? Не пришла команда “отбой”? 
Или эта кампания - часть единого плана? Плана, который продолжает реализовываться? 
Это даже не дежа вю. То, что мы сегодня наблюдаем, - это вторая попытка остановить развитие общества, остановить политические преобразования. 
Я не знаю, что их так напугало. Появление на политической арене неподконтрольной им партии? Сильная депутатская группа в парламенте? Планы жесткого общественного контроля над действиями власти? Или убедительная победа Нурсултана Назарбаева на президентских выборах, в свете которой их сомнительные таланты в подковерной возне (а ничему другому они в этой жизни не научились) могут оказаться никому не нужными? 
Что-то их напугало. И они снова, как в ноябре 2001-го, пошли в атаку. 
Нельзя им позволить и на этот раз остаться в тени. Чтобы не превратиться в Чили 70-х, Аргентину 80-х или Сомали 90-х. 
Кстати, “непримиримые” обещали весной начать революцию. Странное совпадение, не правда ли? 
 http://ratel.kz/

Комментариев нет:

Отправить комментарий