Надо отдать должное елбасы – последние месяцы он «пашет» как раб на галерах. Пытается мобилизовать госаппарат и всю президентскую рать на новые свершения.
Громы и молнии мечет, с подчиненных требует невзирая на лица, слова говорит правильные, сердцу сограждан приятные. В общем, рвет и мечет, мечет и рвет.
Вот только простому люду, за исключением чиновников и лиц, на бюджете зарабатывающих, до этих метаний елбасы дела мало. Впрочем, давайте посмотрим, тем не менее, какие были в последнее время сделаны шаги и озвучены решения.
Еще одна девальвация?!
На этой неделе Назарбаев продолжил свой курс на улучшение управляемости, начатый им с внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных структур и попытки не мытьем, так катаньем заставить телезрителей смотреть исключительно казахстанские телеканалы. После реорганизации правительства и серии кадровых перестановок он добрался до независимых пенсионных фондов.
Можно долго спорить о минусах и плюсах решения «лидера нации», но это уже ничего не изменит. В нашей стране нет политического механизма, который позволил хотя бы обсудить столь чувствительные для всего населения решения, как изменение системы пенсионного обеспечения. Не говоря уже про возможность скорректировать или даже отменить решение главы государства.
В результате последний крупный источник денежных средств, не подконтрольный прямо государству, скоро окажется в полном и исключительном распоряжении Акорды. Поскольку единый пенсионный фонд независимо от того, при ком он будет создан — правительстве, Нацбанке или самом Назарбаеве, будет управляться теми же самыми менеджерами, которые вот уже много лет реализуют ФИИР, руководят «Самрук-Казыной» и прочими институтами развития, сидят в правительстве и министерствах, умничают в Нацбанке. Соответственно, результат их усилий предсказать нетрудно.
Фактически Назарбаев национализировал независимую пенсионную систему, ведь в условиях современного Казахстана главное — не кому формально принадлежит тот или иной актив, а кто им распоряжается. А распоряжаться будет, несомненно, правительство по указаниям из Акорды. Соответственно, деньги ЕПФ пойдут в лучшем случае на покупку госбумаг, в худшем — на финансирование каких-нибудь инвестиционных проектов.
Судя по тому, как пытается дистанцироваться от ЕПФ первый руководитель Национального банка Казахстана Григорий Марченко, говоря, что новообразование должно быть при правительстве, а внутренними активами его должны управлять частные управляющие компании, Григорий Александрович все это прекрасно понимает. Но, увы, ничего поделать не может, разве что прошептать потихоньку пенсионной системе: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Любопытно другое. 2 февраля 2013 года исполнится ровно четыре года с момента другой национализации, точнее даже, рейдерского захвата. Мы имеем в виду совместное решение правительства, Нацбанка и бывшего АФН осуществить принудительную допэмиссию акций БТА и передать их ФНБ «Самрук-Казына». Чем все это закончилось, точнее, продолжается, во сколько обошлось Республике Казахстан и какие принесло политические убытки самому Назарбаеву, общеизвестно.
Но напомним, 4 февраля 2009 года, сразу же после захвата БТА, Марченко одним движением руки обрушил курс тенге по отношению к доллару на четверть. Поэтому мы не удивимся, если окажется, что нынешняя национализация пенсионной системы путем создания ЕПФ — это всего лишь подготовка к очередной вынужденной девальвации в интересах крупных корпораций, разрабатывающих казахстанские недра.
Конечно, это случится не завтра, но в этом году и, возможно, даже в первом полугодии. Почему? Потому что председатель Нацбанка оставил себе и правительству целый месяц только на подготовку новой пенсионной реформы и еще не менее трех месяцев — на ее претворение в жизнь. Но чем быстрее будет проходить процесс создания единого пенсионного фонда, тем выше вероятность девальвации нацвалюты.
Одна партия, один бизнес, один профсоюз
Еще одним свидетельством того, что Назарбаев хочет улучшить управляемость, стало назначение теперь уже бывшего акима Карагандинской области Абельгази Кусаинова главой Федерации профсоюзов РК. Так что следует ожидать, что скоро все независимые профсоюзные организации будут «загоняться» в эту, прямо и непосредственно контролируемую Акордой, общественную структуру.
Зачем? Да потому, что так удобнее будет ими управлять. Ведь профсоюзы ничем не отличаются в юридическом плане от религиозных общин. А их в прошлом году уже пропустили через сито перерегистрации, оставив в живых только тех, что входят в состав приветствуемых Акордой церквей, то есть готовых играть по правилам, установленным Назарбаевым.
Соответственно, предпринимателей загоняют в единую предпринимательскую структуру. Более того, хотят собирать с них обязательные взносы, чтобы Акорде не пришлось оплачивать аппарат управления во главе с Тимуром Кулибаевым и Аблаем Мырзахметовым. Согласитесь, с точки зрения властей, очень разумная инициатива — и управлять удобно, и говорить от имени всего казахстанского бизнеса можно.
Ну а то, что и официальные церкви, и объединенные в одну структуру предприниматели, а теперь и профсоюзы будут твердо поддерживать курс елбасы и его самого, не подлежит никакому сомнению.
Ну а для тех, кто все-таки занимается экстремизмом, цитата от первоисточника всего сущего в нашей стране: «Вы знаете, что в прошлом году я опубликовал статью «20 шагов навстречу Обществу Всеобщего Труда». В ней большое внимание уделено профсоюзам и развитию социально-трудовых отношений в Казахстане. Я уверен, что идею Общества Всеобщего Труда поддерживают все профсоюзы, входящие в вашу Федерацию».
Ролевые игры елбасы
Ну и теперь хотим обратить внимание читателей на любопытнейшее обстоятельство. Даже два. Во-первых, не видно и не слышно руководителя администрации казахстанского президента Карима Масимова. Это уже само по себе вызывает большие подозрения: не он ли приложил свою шаловливую руку к последним инициативам и кадровым решениям елбасы?
Во-вторых, всех вновь назначенных государственных топ-менеджеров за исключением нового главы Федерации профсоюзов РК привозил на места и представлял премьер-министр Серик Ахметов. Даже без учета того, что среди них слишком много выходцев из Карагандинской области, это говорит о том, что именно глава правительства является фаворитом Назарбаева и именно на него следует ориентироваться чиновникам.
Поэтому позволим себе высказать предположение, что так называемый лидер нации в условиях острейшего внутриполитического кризиса и ожидаемых в скором времени серьезных социально-экономических потрясений отказался от своей прежней модели управления верхами, когда он лично балансировал между влиятельнейшими элитными кланами и время от времени ставил на место зарвавшихся. Потому что эта модель перестала быть эффективной и потому что она уже не по силам ему лично.
И, похоже, елбасы решил создать новую модель. Суть ее заключается в том, что назначаются два лидера: Карим Масимов, который получает под себя президентскую вертикаль, в том числе силовой блок, и Серик Ахметов, который становится не просто-премьер-министром, а именно Главой правительства. И эта пара «коренных» должна потащить вперед госаппарат, государство, экономику и нас всех.
Соответственно, первый будет отвечать за внутриполитическую стабильность, второй — за ускоренное развитие экономики и решение социально-экономических проблем. Ну а чтобы они вели себя правильно и не пытались покуситься на верховную власть, есть третья сила — часть правящей элиты, которая ориентирована только на Назарбаева. То есть его родственники, доверенные лица и сородичи.
Возможно, конечно, что это всего лишь наши фантазии, но что-то подсказывает — истина где-то рядом.
...И в завершение — пара слов о последнем совещании с участием главы государства. Оно произвело странное впечатление — его участники как бы играли на публику. Хотя решения, которые были приняты Назарбаевым в ходе этого мероприятия, театральными или игрушечными язык назвать не поворачивается.
Это касается и возможности использования казахстанской армии против расшатывания ситуации внутри страны, то есть против населения, требования строго разбираться с каждым случаем вынесения судами оправдательного приговора, приказ ускорить принятие четырех новых кодексов, в том числе Уголовного, против которого протестуют правозащитники, адвокаты и общественность.
Так или иначе, судя по тому, что и как говорили участники совещания — руководители правоохранительных структур и сам елбасы, 160-е место Республики Казахстан в рейтинге свободы прессы за 2012 год не случайность, а закономерность.
Источник: Газета «Рипаблик» №2(02) от 1 февраля 2013 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий