На днях, в момент обсуждения очередного грантового проекта Всемирного банка несколько депутатов ЖК заявили, что международные доноры занимаются в Кыргызстане отмыванием денег.
Демарш на удивление остался без последствий. Очевидно, привыкшее к апатажным высказываниям наших депутатов сообщество решило просто не обращать внимание на столь нелепое заявление. Нелепое оно, однако, лишь по форме – косноязычные наши депутаты просто не сумели правильно сформулировать свои претензии. А вот суть их не нова и очень даже актуальна. Не впервые поднимается вопрос о том, что донорская помощь расходуется крайне неэффективно. Но только ли традиционное воровство наших чиновников и грантополучателей тому виной?
Увы. Не надо быть специалистом и вариться в этом котле, достаточно просто понаблюдать со стороны, чтобы понять: донорские организации сами поощряют и воровство и разбазаривание своих средств. Невероятно, но это факт. И объяснение тому лежит на поверхности. Будучи институтами, подконтрольными США, доноры при выдаче грантов и кредитов не столько финансируют первостепенные нужды страны, сколько формируют в Кыргызстане особую прослойку, которая непосредственно живет за счет этих средств. Это различного рода и свойства НПО - начиная от пресловутых всегда агрессивных «правозащитных» и заканчивая самыми незаметными и бесполезными на первых взгляд. Все они получили громкое общее название «гражданское общество», а фактически их главное свойство – отстаивать внутри кыргызского социума явные и потаенные интересы США.
Давно мы перестали доверять разного рода «правозащитным» центрам, фондам, «клиниками». Давно поняли, что это так называемая «пятая колонна», которая действует в нашей стране по американскому принципу «двойных стандартов». При всей их показушной «справедливости» в важных вопросах и громкости их заявлений, на самом деле они обслуживают только свой «пул» – таких же как они грантополучателей. Даже оборот финансовых средств не выходит за рамки этого закрытого сообщества. Допустим, имея специальную статью расходов на пиар в прессе, все эти НПО оплачивают это направление только «свом» проамеровским СМИ. В прочих стараются проскочить на «халяву» – призывая к «справедливости» и обвиняя в случая отказа в «продажности».
Еще больше двойные стандарты проявляются в их прямой деятельности. В 2006 году, когда на наш «Парус» пошел судами тогдашний министр энергетики Балкибеков – за публикации об энергетическом кризисе и грядущих веерных отключениях, мы обратились к небезызвестному Шамаралу Майчиеву, который на тот момент был «медиа-представителем» - официальным «правозащитником» в области СМИ. Он отказал нам в помощи, откровенно признавшись, что не пойдет против людей Максима Бакиева. То есть, свои прямые обязанности он просто не выполнил. Сегодня однако Майчиев делает дальнейшую карьеру все в том же «гражданском секторе». Но вопрос доверия данному человеку и юристу для нас даже не стоит - и, уверены, мы не одиноки в своем мнении о нем..
Как и куда расходуются средства, направляемые донорами? Схема давно отработана. Сначала непременно создает некая организация – секретариат, фонд, центр - которая будет обслуживать данный проект. Открывается приличный офис, набираются сотрудники – причем, все исключительно из числа тех, кто уже работал в аналогичных проектах. «Чужих» сюда не берут.
А в «свои» попадают самым простым для нашей страны способом – по родству и землячеству. Яркий пример такого офиса-проекта - Инвестиционный круглый стол. Он существует уже почти 20 лет и изначально открывался ЮСАИДом под Джоомарта Оторбаева, причем, заняв должность вице-премьера, он в нарушение всяких законов параллельно так и оставался главой этого «проекта». Даже «обосновал» такое положение вещей - «Инвестиционный круглый стал» ляпал известные Инвестиционные матрицы – пустые документы, которые из года в год тиражировались якобы в целях улучшения инвестиционного климата в стране.
«Климат» не улучшился и до сих пор. А вот названная НПО вплоть до 2005 года, пока Оторбаев не сбежал за границу, съедала более $1,5 миллионов в год. На что шли деньги – могу сказать точно и подробно. Кое-что – на оплату «труда» так называемых «экспертов», которые эти самые «матрицы» штамповали - причем, часть из них являлись иностранными «специалистами». Кое-что на многочисленные никому не нужные, бесполезные «круглые столы» – с их пустопрожними заседаниями, фуршетами, «раздаточными материалами». На эти мероприятия списывались огромные средства, часть которых просто присваивалась сотрудниками.
А в сотрудниках в Оторбаева ходили все его родственники – начиная от престарелого дядюшки из семьи Нанаевых , который мирно дремал на стульчике в коридоре и заканчивая едва окончившей школу малолетней племянницей жены из семьи Бримкуловых – роль ее была в офисе неопределенна. «Менеджером по связям с общественностью» являлась некая родственница Алканова, а кого-то из сотрудников офиса держали только за то, что он писал диссертацию для жены Оторбаева… Вот такой вот «тепленький» междусобойчик.
Самое интересно, что Инвестиционный круглый стол существует и поныне. Только после отъезда Оторбаева в Европу он перешел к семье Хасановых. Принцип «работы» там такой же. Только о «проделанной работе» почти ничего не слышно.
Существует, кстати, еще и Секретариат Инвестиционного совета – такой был весьма активным при Акаеве. При Бакиеве, когда в стране был единственный деятель «инвестиционной политики» – президентский сынок Максимка - этот секретариат вроде бы заглох. Но уже почти 8 лет там благополучно сидит протеже Талай Койчуманов – того же Оторбаева. Кто там и чем занимается, толком не могу сказать даже в аппарате президента. Вроде бы какие-то эксперты готовят какие-то предложения. Но тряхнуть этот офис и спросить с него никто не берется - его частично финансирует Европейский банк в Кыргызстане – а он, кстати, тоже с акаевских времен так и остается вотчиной Оторбаевых-Галиевых …
Все это происходит почти на государственном уровне, – заметьте! Что ж удивляться тому, как тратят свои гранты более мелкие и более частные НПО. Недавно случайно соприкоснулась с «правозащитницей» в области жилищного права. Она приобрела якобы под офис элитную трехкомнатную квартиру. Через время в ней поселилась со своим семейством ее дочь.
И это нормально. Все грантодатели – от того же Всемирного банка и ЮСАИДа до незначительных международных фондов отлично знают, как растаскивают их средства НПО. Но все равно финансируют их из года в год, всячески поощряя не только их бесполезную деятельность, но и собственное обогащение членов и сотрудников таких проектов.
Беда в том, что воровские схемы применяют не только в таких вот НПО-пустышках, которые работают сами на себя. Представьте более масштабные социальные проекты, которые осуществляются уже как бы на государственном уровне - водного обеспечения, медицинского обслуживания, строительства дорог. Здесь и масштабы растаскивания соответствующие. Часть тащат в карман «верхние» чиновники, «курирующие» проекты. Затем – по описанной выше родственной схеме - офисные «координаторы», далее – чиновники местные, так называемы «органы самоуправления», которые «курируют» проекты непосредственно в глубинках, далее – всевозможные поставщики или подрядчики, которых нанимают непосредственно для исполнения проектов. Цепочка растаскивателей иногда состоит из 5-6 звеньев.
Можно представить, сколько средств уходит в «сопутствующие» карманы, а сколько остается в итоге. Вот потому-то у нас в глубинках ничего и не меняется, не улучшается инфраструктура. Денег катастрофически не хватает, сколько бы доноры не дали. И сами доноры особенно не озабочены, и правительство наше очень даже довольно таким положением вещей. Депутатов никто не слушает – тем более, что они и не умеют формулировать претензии конкретно и по существу. Вот сейчас своим дурацким заявлением об отмывании денег, они только «опустили» саму суть проблемы.
Дошло дело до совсем уж забавного: недавно какое-то очередное НПО заявило, что намерено «осуществлять мониторинг донорской помощи». ..Анекдот, ей Богу! Организации, изначально заточенные на пустое расходование донорских средств, будут следить за расходованием донорских средств! Это называется «пусти козла в капусту»…
Получается, что контролировать эффективность донорской помощи может только аппарат президента. Это проистекает вполне логично из самого принципа получения грантов и кредитов от международных институтов. Не о мелких грантополучателях, типа «Инвестиционног стола» или «Многоквартирного дома», конечно, речь. Но в рамках государственного инвестирования международные доноры предоставляют помощь хоть и правительству фактически, но по сути еще и под гарантии президента. Хотя бы уже потому, что на сегодня он – самая стабильная фигура в стране.
А теперь – тем более - президент Атамбаев представил Стратегию устойчиво развития страны и под нее создан секретариат. Серьезные донорские средства потекут именно под эту Стратегию, для ее исполнения, потому что в ней заложены все самые важные программы и проекты - начиная от инвестиционных и заканчивая социальными.
И чтобы прекратить местечковое растаскивание иностранных финансов, исполнителям Стратегии необходимо установить тесны и доверительный контакт с донорскими организациями и убедить их несколько скорректировать свою работу. То есть, необходимо сделать так, чтобы международные институты несколько ограничили прикармливание НПО и формирование в стране «пятой колонны», а действительно помогали стране. И финансировали уже не личные проектики, офисы, нужны отдельных персон – пусть даже они и «хорошие люди», - а направлять донорские средства туда, где они будут расходоваться в интересах пусть и не всей страны, но хотя бы отдельных регионов и сообществ.
Елена Авдеева, "Белый парус"
Комментариев нет:
Отправить комментарий