Смешливый, живой, Таваккал Ходжиев руководил мебельной мастерской, откуда вышел на протест в Андижане - самый значительный в истории современного Узбекистана.
36-летний Таваккал Ходжиев погиб в середине ноября в Навоийской колонии Узбекистана УЯ 64/47 на девятом году лишения свободы, сообщает узбекская служба радио “Свобода” (“Озодлик”).
Его родные узнали об этом 15-го ноября. Они убеждены, что он был убит под пытками, и не верят в официальную версию, что причиной смерти стала сердечная болезнь.
По версии родных, его могли убить за письмо, которое в сентябре, за два месяца до смерти, он передал на волю.
Правозащитная организация “Клуб пламенных сердец” пишет, что в письме он описал массовые пытки часто со смертельным исходом, происходящие в навоийской колонии.
Ходжиев хотел, чтобы письмо было предано огласке, его опубликовали в СМИ, садисты из администрации и работники колонии были наказаны, а пытки прекращены.
“Государство - это мы”
Таваккалу Ходжиеву было 28 лет во время Андижанских событий 13 мая 2005 года. Он, не мешкая, присоединился к ним.
Почти год он и его соратники по бизнесу и идейной организации находились под репрессиями властей.
Летом 2004 года успешный бизнес целой группы андижанских бизнесменов был подвергнут рейду, их предприятия разорены и остановлены, а руководители, всего 23 человека, арестованы.
Власть обвинила их в религиозном экстремизме, терроризме и посягательстве на конституционный строй, используя религиозность предпринимателей и их работников.
Условно названные “Акромийцами”, они действительно объединились под идеей, сформулированной их лидером, андижанцем Акромом Юлдашевым (в неволе с 1999 года), сумевшим, подобно христианским протестантам, связать успех в работе с религиозной прилежностью.
Несправедливый суд и осуждение бизнесменов спровоцировало народное восстание в Андижане 13 мая 2005 года, костяком которого стали около двух тысяч оставшихся без работы работников бизнесменов и их родные.
В тот день Таваккал Ходжиев убеждал многотысячную толпу, собравшуюся на площади Бобура в Андижане у здания областного хокимията, не расходиться.
“Государство – это мы!” - прокричал толпе Ходжиев. В ответ раздалось: “Аллаху акбар!”
После расстрела демонстрантов на площади Бобура и по всему городу Таваккал вместе с несколькими сотнями людей сумел добраться до границы с соседним Кыргызстаном.
Таваккал Ходжиев числился первым в списках людей,
которых Ташкент требовал вернуть. Кыргызские власти пошли на уступки, обманным путем вывезли из лагеря 11 человек и отдали их узбекским силовикам.
Прием в Узбекистане был столь “интенсивным”, что Ходжиев от пыток попал в реанимацию.
Шутки под пытками
Он был одним из 15 подсудимых на показном суде по андижанским событиям, устроенном властями в Верховном суде Узбекистана в сентябре 2005 года.
Во время суда Ходжиев произнес очевидно заученную речь, в которой объявил себя джихадистом, сгонявшим мирных жителей на площадь под дулом автомата и получившим деньги от американских дипломатов на свержение правительства Ислама Каримова и утверждение исламского халифата на территории Узбекистана.
Но во время многочасовых судебных заседаний он умудрялся шутить и балагурить, а его адвокат плакал, произнося речь в его защиту.
И еще он сказал, что вернулся сам, потому что тосковал бы по Андижану на чужбине, как тосковал по родному городу его самый известный сын Мухаммад Захириддин Бабур.
Он был приговорен к 17 годам тюрьмы.
В мясорубку власти попало еще трое братьев Ходжиевых, и двое из них – Икрам и Ильхом – получили сроки в 12 и 20 лет. Еще один брат, Дильшод, сбежал в Швецию, это он сообщил правозащитникам о смерти Таваккала.
На удачу - на авось
Имя Таваккал переводится с узбекского примерно «на удачу», «на авось», и во время суда он шутливо заявил, что в жизни он все делает на удачу.
Слова - “Государство – это мы”, произнесенные Таваккалом на площади Бобура в Андидане, не были случайными.
Таваккал, возможно не знал, что перефразирует слова Людовика Четырнадцатого («Государство – это я»), но в этой простой фразе был посыл, который примиряет два самых злободневных понятия – ислам и демократию.
Именно такими идеями руководствовались самые первые мусульмане, сплотившиеся вокруг пророка Мухаммада, и подобные лозунги вдохновляют каждое поколение мусульманских реформаторов-пуритан, которые хотят вернуться к первым дням ислама, где выборность главы и равноправие всех членов общины стояли на первом месте.
Именно по этой причине Таваккала, его братьев и других “акрамистов” невозможно назвать мракобесами и террористами. Каждый из них каждодневной работой опровергал отрицательный образ ислама.
«Акромисты», по одной из версий произошедшего, попали под колесо областных властей после того, как отказались присылать «долю» новому хакиму.
И угрожали его «деловым» начинаниям, потому что созданные ими предприятия – от мебельного цеха Таваккала до строительных и транспортных компаний – набрали уж слишком большую силу, неподвластную чиновникам.
Силу экономическую, и в этом они больше всего походили на западноевропейских протестантов, для которых труд тоже был равен молитве.
Люди от сохи
У «акромистов» не было никаких громких, глубокомысленных лозунгов, как следует даже из данных оглашенной на узбекском суде экспертизы.
Это были люди от сохи, простые и работящие, для которых кружок и книжка Акрамова были всего лишь способом стать хорошими, честными мусульманами, не боящимися трудиться – и защищать плоды своего труда.
Но эти самые простые правила вступили в противоречие с основным неписанным законом узбекской власти – нагнетанием тотального страха, созданного намеренно противоречивыми и драконовскими законами, которые делают каждого честного бизнесмена преступником, на которого можно надавить, с которого можно слупить, которого можно посадить и убить.
Именно поэтому Таваккал Ходжиев, а не высоколобый интеллигент или хитрый западный политик, является главным врагом каримовского государства – и самым невоспетым, настоящим героем узбекского народа.
Uznews.net
36-летний Таваккал Ходжиев погиб в середине ноября в Навоийской колонии Узбекистана УЯ 64/47 на девятом году лишения свободы, сообщает узбекская служба радио “Свобода” (“Озодлик”).
Его родные узнали об этом 15-го ноября. Они убеждены, что он был убит под пытками, и не верят в официальную версию, что причиной смерти стала сердечная болезнь.
По версии родных, его могли убить за письмо, которое в сентябре, за два месяца до смерти, он передал на волю.
Правозащитная организация “Клуб пламенных сердец” пишет, что в письме он описал массовые пытки часто со смертельным исходом, происходящие в навоийской колонии.
Ходжиев хотел, чтобы письмо было предано огласке, его опубликовали в СМИ, садисты из администрации и работники колонии были наказаны, а пытки прекращены.
“Государство - это мы”
Таваккалу Ходжиеву было 28 лет во время Андижанских событий 13 мая 2005 года. Он, не мешкая, присоединился к ним.
Почти год он и его соратники по бизнесу и идейной организации находились под репрессиями властей.
Летом 2004 года успешный бизнес целой группы андижанских бизнесменов был подвергнут рейду, их предприятия разорены и остановлены, а руководители, всего 23 человека, арестованы.
Власть обвинила их в религиозном экстремизме, терроризме и посягательстве на конституционный строй, используя религиозность предпринимателей и их работников.
Условно названные “Акромийцами”, они действительно объединились под идеей, сформулированной их лидером, андижанцем Акромом Юлдашевым (в неволе с 1999 года), сумевшим, подобно христианским протестантам, связать успех в работе с религиозной прилежностью.
Несправедливый суд и осуждение бизнесменов спровоцировало народное восстание в Андижане 13 мая 2005 года, костяком которого стали около двух тысяч оставшихся без работы работников бизнесменов и их родные.
В тот день Таваккал Ходжиев убеждал многотысячную толпу, собравшуюся на площади Бобура в Андижане у здания областного хокимията, не расходиться.
“Государство – это мы!” - прокричал толпе Ходжиев. В ответ раздалось: “Аллаху акбар!”
После расстрела демонстрантов на площади Бобура и по всему городу Таваккал вместе с несколькими сотнями людей сумел добраться до границы с соседним Кыргызстаном.
Таваккал Ходжиев числился первым в списках людей,
Таваккал Ходжиев умер в ноябре 2013 года в колонии Навои; семейный архив Ходжиевых |
Прием в Узбекистане был столь “интенсивным”, что Ходжиев от пыток попал в реанимацию.
Шутки под пытками
Он был одним из 15 подсудимых на показном суде по андижанским событиям, устроенном властями в Верховном суде Узбекистана в сентябре 2005 года.
Во время суда Ходжиев произнес очевидно заученную речь, в которой объявил себя джихадистом, сгонявшим мирных жителей на площадь под дулом автомата и получившим деньги от американских дипломатов на свержение правительства Ислама Каримова и утверждение исламского халифата на территории Узбекистана.
Но во время многочасовых судебных заседаний он умудрялся шутить и балагурить, а его адвокат плакал, произнося речь в его защиту.
И еще он сказал, что вернулся сам, потому что тосковал бы по Андижану на чужбине, как тосковал по родному городу его самый известный сын Мухаммад Захириддин Бабур.
Он был приговорен к 17 годам тюрьмы.
В мясорубку власти попало еще трое братьев Ходжиевых, и двое из них – Икрам и Ильхом – получили сроки в 12 и 20 лет. Еще один брат, Дильшод, сбежал в Швецию, это он сообщил правозащитникам о смерти Таваккала.
На удачу - на авось
Имя Таваккал переводится с узбекского примерно «на удачу», «на авось», и во время суда он шутливо заявил, что в жизни он все делает на удачу.
Слова - “Государство – это мы”, произнесенные Таваккалом на площади Бобура в Андидане, не были случайными.
Таваккал, возможно не знал, что перефразирует слова Людовика Четырнадцатого («Государство – это я»), но в этой простой фразе был посыл, который примиряет два самых злободневных понятия – ислам и демократию.
Именно такими идеями руководствовались самые первые мусульмане, сплотившиеся вокруг пророка Мухаммада, и подобные лозунги вдохновляют каждое поколение мусульманских реформаторов-пуритан, которые хотят вернуться к первым дням ислама, где выборность главы и равноправие всех членов общины стояли на первом месте.
Именно по этой причине Таваккала, его братьев и других “акрамистов” невозможно назвать мракобесами и террористами. Каждый из них каждодневной работой опровергал отрицательный образ ислама.
«Акромисты», по одной из версий произошедшего, попали под колесо областных властей после того, как отказались присылать «долю» новому хакиму.
И угрожали его «деловым» начинаниям, потому что созданные ими предприятия – от мебельного цеха Таваккала до строительных и транспортных компаний – набрали уж слишком большую силу, неподвластную чиновникам.
Силу экономическую, и в этом они больше всего походили на западноевропейских протестантов, для которых труд тоже был равен молитве.
Люди от сохи
У «акромистов» не было никаких громких, глубокомысленных лозунгов, как следует даже из данных оглашенной на узбекском суде экспертизы.
Это были люди от сохи, простые и работящие, для которых кружок и книжка Акрамова были всего лишь способом стать хорошими, честными мусульманами, не боящимися трудиться – и защищать плоды своего труда.
Но эти самые простые правила вступили в противоречие с основным неписанным законом узбекской власти – нагнетанием тотального страха, созданного намеренно противоречивыми и драконовскими законами, которые делают каждого честного бизнесмена преступником, на которого можно надавить, с которого можно слупить, которого можно посадить и убить.
Именно поэтому Таваккал Ходжиев, а не высоколобый интеллигент или хитрый западный политик, является главным врагом каримовского государства – и самым невоспетым, настоящим героем узбекского народа.
Uznews.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий