Нынешние проблемы с дефицитом моторного топлива в Казахстане неизбежны и к тому же решить их кардинально, то есть раз и навсегда, невозможно, считает экономист Муратбек Кетебаев. Мы попросили его объяснить свою точку зрения для наших читателей.
Мало того что внутренний рынок республики зарегулирован государством, которое директивно устанавливает верхний предел розничных цен на самые популярные марки бензина и дизтопливо, так еще мы вынуждены играть по правилам, диктуемым Россией.
Пойдем от общего к частному. Казахстан добывает порядка 80 миллионов тонн нефти в год, но не может обеспечить себя моторным топливом, поскольку существующих мощностей по переработке нефти для этого недостаточно. В принципе, правительство этим озаботилось и обещает, что после реконструкции и модернизации трех НПЗ проблема будет решена.
Лично я в это не верю, поскольку даже при избытке перерабатывающих мощностей сохранится ситуация, когда экспорт сырой нефти заметно выгоднее поставок на внутренний рынок для переработки в нефтепродукты, а повлиять на частные компании государство может только путем административного давления. А это механизм хотя и работающий, но не рыночный, посему сам по себе генерирующий затыки.
Поэтому Казахстан импортирует большие объемы бензина и дизтоплива из России, при этом оптовые цены на них ниже цен мирового рынка. То есть наши северные соседи терпят конкретные убытки, размер которых нетрудно посчитать. Если бы ЕАЭС заработал в полном объеме, то мы бы завозили российское моторное топливо совершенно свободно и никаких проблем у нас не было.
Однако Россия отнюдь не собирается дотировать ни Казахстан, ни Белоруссию, поэтому в отношении поставок российского топлива в эти страны действует особый порядок регулирования. В частности, наша республика поставляет большой объем нефти в порядке компенсации. Соответственно, участие частных коммерческих структур в завозе российского бензина и дизтоплива ограничено, а в этом году исключено совсем.
В условиях нормального рынка дефицит того или иного товара приводит к повышению розничных цен на него. Благодаря этому, с одной стороны, снижается платежеспособный спрос и, соответственно, падает физический объем потребления, с другой — становится выгодным дополнительное производство или импорт данного товара и в итоге спрос-предложение выравниваются и ситуация стабилизируется.
В нашем же случае Акорда оказалась в ловушке и завела туда и всю страну. Девальвировав 11 февраля 2014 года национальную валюту, причем с большим запасом и без особой необходимости, казахстанские власти оказались вынужденными сдерживать рост розничных цен на ключевые группы товаров, в том числе моторное топливо, чтобы не допустить очередного скачка инфляции.
Однако именно в части бензина и дизтоплива у правительства оказались короткими руки — оно не смогло заставить частные компании — владельцев нефти продавать продукты нефтепереработки себе в убыток. Государственный же оператор по завозу российского моторного топлива оказался в глупейшем положении, когда чем больше он поставит в страну продукции, тем больше попадет на убытки.
В результате в Казахстане сформировался системный дефицит, покрыть который в настоящих условиях не представляется возможным. Из России завозить бензин и дизтопливо целесообразно только в рамках межгосударственного соглашения, поскольку есть механизм компенсации убытков оператора. Частные же поставки как из России, так и из Китая заблокированы лимитированием верхнего предела розничных цен.
В этих условиях Акорда должна или отпустить розничные цены на моторное топливо, или резко увеличить его дотирование. Первое власти опасаются делать, поскольку подозревают, что очередной скачок инфляции может спровоцировать массовый социальный протест и окончательно похоронить веру населения во всесилие елбасы и его правительства. Увеличить же дотирование нельзя, поскольку бюджет и так пуст.
Связанное по рукам и ногам правительство пошло по пути частичных мер, видимо, рассчитывая, что если рубить хвост кошке не сразу целиком, а по частям, то будет не так заметно и больно. Поэтому в третьей декаде августа оно повысило предельную величину розничных цен на моторное топливо порядка на 10%. Если ситуация не устаканится, то будет еще одно повышение, потом еще и так далее.
Судя по этим действиям, никто в правительстве не хочет брать на себя ответственность за одноразовое повышение розничных цен на основные марки бензина и дизтоплива на 40—50%, которого достаточно, чтобы сделать импортные поставки рентабельными. Плюс, похоже, чиновники не верят участникам рынка, который сейчас находятся в раздрае, поскольку оптовики и розница сваливают вину друг на друга.
Увы, даже личное вмешательство елбасы тут не поможет, поскольку политическое решение сразу создаст проблему определения того, кто заплатит за побитые горшки. Плюс Нурсултан Назарбаев в таких ситуациях всегда демонстрирует полное непонимание законов функционирования рыночной экономики и обычно прибегает к кадровым рокировкам. Министры и их подчиненные это понимают, а посему ничего не делают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий