На днях туркменская служба Радио «Свободы» («Азатлык») сообщила о том, как в Ашхабаде власти организовали предпраздничную торговлю свежим мясом. В материалеМурада Гурбанова, в частности, говорилось, что мясо отпускают в одни руки по 5 килограммов, а сама торговля идет под контролем сотрудников полиции и неустановленных лиц в гражданском.
Тотальный контроль, похоже, сказался и на корреспонденте радио «Азатлык» Солтан Ачиловой, которая в минувшую субботу пришла на рынок в микрорайоне «Мир», чтобы запечатлеть происходящее на видео и подготовить репортаж о торговле мясом. На нее набросились несколько мужчин, вырвали из рук камеру, отняли телефон, а саму скрутили и доставили в отдел полиции, где в течение двух часов проводили допрос.
Вот что рассказала обо всем случившемся сама Солтан Ачилова:
— В субботу я отправилась на рынок, что в микрорайоне «Мир», а в воскресенье съездила на Текинский базар и видела, как люди стояли в очередях за свежим мясом по цене 12 манатов за килограмм. На рынке в микрорайоне «Мир» продуктом торговали в четырех местах, в очередях перед каждой точкой насчитала как минимум по 30-40 человек. Я видела, что говядину отпускали по норме, то есть по 5 килограммов в одни руки, а вот свежую баранину продавали без ограничения, хоть 10 кило, хоть 15 — продавцы взвешивали без проблем.
В субботу в местах реализации мяса я видела и сотрудников полиции, они находились рядом, прохаживались и следили за общественным порядком. Но также видны были и какие-то люди в гражданском. Их было так много, что не заметить их было невозможно. Я обратила на это внимание.
На базар пришла где-то в половине девятого утра. Встала в очередь, чтобы купить мяса и заодно поговорить с людьми, увидеть происходящее своими глазами. Около часа стояла я в очереди. Продажа свежего мяса была событием, а для меня это еще и как новость, которую захотелось запечатлить и сообщить своим слушателям. Мне удалось заснять три файла, а когда я приготовилась сделать еще, неожиданно на меня налетели 5-6 мужчин в гражданском, схватили меня за руку. Я попыталась удержать фотоаппарат, но они бесцеремонно, грубо вывернули мои руки и отобрали камеру. И все это происходило на глазах изумленных людей.
— Кто ты такая? Предъявите ваши документы, удостоверяющие личность, — орали на они на меня.
— Нет у меня с собой документов, я Солтан Ачилова, корреспондент радио «Азатлык», — сказала я.
— А-а, это ты самая Солтан Ачилова?! Ты та, которая работает на радио «Азатлык»?! Это ты продаешь Родину! Не стыдно? – посыпались вопросы с разных сторон.
— Да, я – Ачилова, корреспондент «Азатлыка» и не скрываю это. Что случилось? – в свою очередь спросила я.
Тогда они потребовали пройти с ними на выход. Сказали, что повезут меня в отдел полиции. Для этого они вызвали оттуда машину. Почти полчаса ждали транспорт. Я хотела позвонить, но они вывернули мне руки и отобрали мобильник. Пока ждали вызванную полицейскую машину, эти люди в гражданском открыли мой телефон, все там просмотрели. Потом меня повезли в отдел полиции, где сначала час заставили ождать возле дежурного, а тому велели записать мои личные данные. В полиции тщательно зафиксировали не только мои данные, адрес проживания, но и задали массу вопросов на счет моих детей, когда, кто и где родился, чем занимается сейчас. Даже записали место работы и другую информацию, касающуюся моего супруга, который скончался 16 лет назад.
В ходе допроса я пожаловалась на то, что в отношении меня эти люди в гражданском проявили грубость и произвол, что они при скоплении людей унизили мое человеческое достоинство, стыдя меня и обвиняя в предательстве Родины. Я также сказала, что они сломали мой фотоаппарат, отобрали и проверили содержимое моего мобильника. Когда я все это высказала, сотрудник полиции, который допрашивал меня и записывал все, высказал предположение, что, может быть, его коллеги попросту обознались. Я говорю: как они могут обознаться, если я представилась им Солтан Ачиловой, что работаю на радио «Азатлык»? Тем более некоторые из них раньше слышали мое имя и знали меня.
После этого тот сотрудник сказал, что, наверное, ребята, проявили немного грубости, поэтому я от их имени приношу вам свои извинения. С этими словами он достал откуда-то мой фотоаппарат, вернул его мне и разрешил идти. На улице я проверила камеру, но там все отснятые мною кадры и файлы были стерты. Все это происходило в отделе полиции Копетдагского этрапа.
Транскрипт аудиозаписи и перевод с туркменского © АНТ. Оригинал материала на туркменском языке доступен по ссылке.
Copyright (c) 2011. RFE/RL, Inc. Reprinted with the permission of Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., N.W. Washington DC 20036.
Комментариев нет:
Отправить комментарий