Директор легендарного музея имени Савицкого в Нукусе Мариника Бабаназарова уволена, а новый директор еще не назначен. Коллеги и друзья Бабаназаровой собирают подписи и пишут письма протеста в правительство и президенту с требованием разобраться и отменить приказ об увольнении. А специалисты за рубежом серьезно тревожатся за судьбу богатой коллекции, оставшейся без человека, руководившего музеем в течение тридцати лет и добившегося его мирового признания. «Фергана» предлагает читателям блок материалов и комментариев на эту тему.
Музей Савицкого
Слишком подробно писать в тысячный раз о том, что такое музей Савицкого в Нукусе, я не буду. Посмотрите в Википедии или на сайте самого музея, а также на «Фергане» - «Нукусский музей: Кладовая искусства в эпицентре долгой беды». Скажу только, что в этом, одном из самых удивительных музеев бывшего СССР, хранится девяносто тысяч экспонатов - образцы искусства античности, средних веков и нашего времени.
По оценке специалистов, значимость и масштабность нукусского собрания русского авангарда уступает лишь богатейшей коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Музей был создан в 1966 году, но завоевал громкую славу гораздо позже, после распада СССР. Выставки из его коллекций в девяностые и двухтысячные годы прошли во многих странах мира, вызывая непременный восторг простых зрителей и искушенных искусствоведов.
Мало было собрать коллекцию уникальных работ, следовало ее сберечь и в сохранности пронести через годы. И в этом - главная заслуга второго директора музея - Мариники Маратовны Бабаназаровой.
Ученик, директор
Мариника Бабаназарова
Мариника Бабаназарова - ученица Игоря Савицкого и его преемник. Она работала в музее при Савицком и стала директором после смерти учителя - по его распоряжению, в 1984 году. Позже, именно во время директорства Мариники Маратовны музей получил мировую известность и шутливо-серьезное прозвище - «Лувр в пустыне».
Жить в Узбекистане и быть руководителем любого ранга - трудная и рискованная доля. На своем посту Мариника Маратовна всегда была гораздо более самостоятельной и независимой, чем многие другие начальники. Часто не оглядывалась на Ташкент, сама налаживала работу и формировала коллектив, сама договаривалась о выставках с иностранцами, сама искала спонсоров и доноров - чаще всего зарубежных.
Это только в Ираке «игиловцы» громят все статуи подряд, уничтожая «идолов», противных их идеологии. В цивилизованных (хотя и не слишком демократических) странах типа Узбекистана к музеям отношение у власть имущих другое - внимательное. Настолько пристальное, что в последнее время картины из узбекских музеев стали появляться в частных владениях высоких государственных персон. Так, широко известно «дело» о захвате оппозиционным активистом Сафаром Бекжаном виллы дочери узбекского президента Гульнары Каримовой, во время которого были обнаружены полотна узбекских мастеров. Их дальнейшая судьба неизвестна, но за воровство других произведений каких-то людей наказали: чуть позже в Ташкенте были осуждены сразу несколько сотрудников Государственного музея искусств Узбекистана - за подмену и продажу произведений из музейной коллекции.
По некоторым данным, после этого проверки прошли во всех музеях Узбекистана. В которых из них еще были выявлены нарушения, мы не знаем. Однако специалисты, хорошо осведомленные о том, как была построена работа в Нукусе, уверены: из музея, которым руководила самоотверженная Мариника Бабаназарова, пропасть не могло ничего.
В запасниках музея имени Савицкого
Поддельная проверка
Проверки и инспекции в музее Савицкого проходили и ранее - каждый год. Никаких официальных сведений о них не было (так уж устроен Узбекистан - пеленой молчания покрыты практически все общественные процессы), но и претензий Маринике Маратовне никто не предъявлял. Однако последняя проверка, статус которой неясен, которая до сих пор не завершена и официальных заключений которой никто не видел, якобы выявила в собрании музея подделки или «нарушение целостности коллекции».
Международное сообщество обеспокоено тем, что станет с музеем. «Мариника Бабаназарова скрупулезно заботилась о безопасности коллекции», - сказала Сью Ричардсон, одна из авторов вышедшей недавно книги о народной культуре каракалпаков, написанной ею в соавторстве с мужем Дэвидом, вместе с которым они посещали музей Савицкого много раз. «Мы были свидетелями высокого уровня безопасности для всей музейной коллекции. Охранники проверили содержимое наших сумок, нас никогда не оставляли наедине с артефактами, и кураторы ставили свежие восковые печати над замками ежевечерне». Ричардсон сказала, что в настоящее время опасается того, что коллекция Савицкого будет переведена в столицу Узбекистана Ташкент, якобы для сохранения и безопасности. «Некоторые работы могут передать в различные музеи, но мы подозреваем, что многие просто исчезнут», - добавила она.
The Guardian, 26 августа 2015 г.
The Guardian, 26 августа 2015 г.
Коллектив музея сразу же встал на защиту директора и опубликовал открытое письмо - опровержение анонимки (размещено на официальном сайте музея). Восемьдесят шесть сотрудников единогласно заявили о том, что не сомневаются в порядочности директора, а вот в корректности и законности процедуры инвентаризационной проверки они усомнились, требуя от вышестоящих лиц организовать тщательное расследование.
Как в интервью местным изданиям заявила заведующая реставрационной мастерской по живописи музея имени Савицкого Альвина Андреевна Шпаде, проведенная экспертиза - не более чем «фальшивая ревизия». «Они приехали с лампой, которая якобы выявляет - подлинник перед вами или нет. Но это невозможно выявить так. Тем более, мы все доподлинно знаем, что все наши картины на месте - мы, даже когда переезжали со старого здания в новое, ни одной работы не потеряли, ничего никуда не пропало».
«Я никогда не усомнюсь в подлинности Нукусской коллекции без всякой экспертизы, - говорит искусствовед, заместитель директора центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана Людмила Кодзаева. Потому что я знаю, кто хранит коллекцию и кто ее собирал. Благодаря этим людям она уцелела и не расформирована. И в честность этих людей я верю безукоризненно, поэтому обвинять Маринику в этом - полное безумие. Директор вообще не имеет права заходить в хранилища без хранителя конкретной коллекции. И если случается ЧП, а этого хранителя нет на месте, собирается активная группа, составляется акт вскрытия фонда, составляется акт причины, а также обязательным условием является присутствие комиссии. Это целая юридическая процедура».
Для контраста приведу пример поведения членов комиссии, рассказанный мне сотрудниками музея. Один из «инспекторов» прибыл в музей и потребовал пустить его в хранилище. Не пустили - у него при себе не было не только удостоверения, но даже и паспорта.
В запасниках музея имени Савицкого
«Они давно этого хотели»
Чем была «неудобна» Мариника Бабаназарова? Наверное, стойкостью: рассказывают, что в ее кабинете нередко появлялись «авторитетные» люди с пухлыми пачками денег, требующие продать им ту или иную картину, она не соглашалась. Наверное, определенной степенью независимости: узбекская власть не любит самостоятельных директоров, ревнует к связям с иностранцами, не поощряет инициатив. Наверное, упрямством, зачастую на грани здравого смысла: несколько лет подряд Мариника Маратовна отказывалась подписывать акт приемки нового здания музея, уличая строителей в плохом качестве работ - потолки в некоторых залах протекали и в апреле текущего года, а кондиционирование было отвратительным. (Впрочем, на взгляд туриста музейный корпус выглядит сегодня замечательно, как царские хоромы, особенно - на фоне нукусских руин, выжженной пустыни и гибельного духа аральской трагедии).
Источники в Ташкенте предлагают для рассмотрения и несколько других причин неожиданного увольнения Бабаназаровой. «Зуб на нее точили давно, - рассказывает мне бывший высокопоставленный чиновник узбекского правительства. - Но убрать никак не получалось. Маринику знают во всем мире, она - современное лицо музея Савицкого, на короткой ноге с иностранными дипломатами и политиками. Боролись с ней много лет. Но сегодня, наверное, окончательно время подошло. Чашу терпения переполнило то, что Бабаназарова сама пригласила иностранных гостей на празднование юбилея Савицкого (4 сентября 2015 года. - прим. ред). Не согласовала с Ташкентом, а точнее, не передала чиновникам это право выбирать - кого приглашать, а кого нет».
Другой информант сообщает, что во время последней проверки в музее неожиданно сменили всю охрану. «Для чего это сделано, как не для того, чтобы быстренько под шумок взять контроль над бесценными фондами? Если разгонят коллектив, а некоторые сотрудники там работают дольше Мариники, если наберут «новую гвардию», что станет с коллекцией? Не улетит ли она моментом на черный рынок за рубеж?».
Хороший бизнес?
Как это ни удивительно, но Нукусский музей, расположенный чёрт знает где, в засоленной пустыне на окраине Узбекистана, является активно посещаемым туристическим объектом. Это по сути единственная и главная достопримечательность Нукуса, провинциального городка с населением в триста тысяч, угасающего посреди пустыни и пыльных бурь, вызванных экологической катастрофой Арала.
Главный доход музея - от иностранцев. «Весной, еще до начала активного туристического сезона, я был в музее, где в течение всего лишь четырех часов встретил шесть групп туристов, приехавших на автобусе, - рассказывает мне ташкентский журналист, влюбленный в Нукус и его музей. - Они и за вход платят прилично, и за разрешение на фотосъемку, да и сувениры покупают очень активно». Это значит, что музей имени Савицкого, в отличие от многих других узбекистанских музеев, является довольно успешным бизнес-проектом. Не исключено, что кто-то из чиновников решил завладеть этим гарантированно устойчивым бизнесом: версию своеобразного «рейдерского захвата» исключать тоже нельзя.
От музея, к слову сказать, серьезно зависит и некоторая часть городского бизнеса. Туристов, приезжающих, чтобы посмотреть на раритеты, довольно много. Хотя они приезжают всего на день-два, но более или менее приличный номер в местной гостинице при этом стоит 70 долларов в сутки.
Здание музея в настоящее время расширяется: к 100-летию Игоря Савицкого должны сдать второй корпус
Кампания в защиту
Дальнейшее развитие ситуации вокруг музея зависит не только от позиции самой Мариники Бабаназаровой, и не только от желания коллектива видеть своим руководителем прежнего директора. Музей имени Савицкого - мировое достояние. Его судьба тревожит многих как в Узбекистане, так и за пределами этой страны.
Буквально в день увольнения М.Бабаназаровой в Фейсбуке образовалось сразу несколько групп, выступающих в ее поддержку. Одна инициативная группа составила письмо на имя министра культуры и спорта страны, собрала под ним многочисленные подписи активистов, известных персон, академиков, простых художников, искусствоведов и общественных деятелей. Полный текст обращения вы можете прочитать здесь: «Обращение инициативной группы в поддержку директора музея имени Савицкого Мариники Бабаназаровой».
Двадцать шестого августа 2015 года президент Узбекистана Ислам Каримовнаградил группу работников культуры почетными званиями, орденами и медалями. Среди награжденных оказался и главный искусствовед-контролер отдела Управления художественной экспертизы Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана Фахриддин Бозорович Рузикулов. Он удостоен почетной медали «Шухрат». Что же такого полезного для страны сотворил уважаемый работник минкультспорта? По данным источников «Ферганы» в правительственных кругах Узбекистана, именно этот человек является главным исполнителем «специальной операции» по устранению Мариники Бабаназаровой.
Открытые письма в минкультспорта Узбекистана готовят и российские коллеги М.Бабаназаровой - директора и владельцы крупных и авторитетных московских галерей. А в интернете уже идет сбор подписей как минимум под одной петицией в защиту Мариники Бабаназаровой (на французском языке).
На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что все важные решения в Узбекистане принимаются тайно, не прозрачно для общественности. За всех все решает некая мифическая верховная «власть», которую все боятся и против которой никто не осмеливается выступить открыто. Редкий случай, когда восемьдесят шесть человек, а за ними и целая группа неравнодушных людей встали на защиту народного достояния - уникального музея, которым может и должен гордиться Узбекистан. И именно от этих людей и от их неравнодушия зависит сегодня судьба организации.
Скандал с торопливым увольнением Мариники Бабаназаровой - страшная имиджевая потеря для Узбекистана, особенно в преддверии праздников - Дня Независимости республики и столетнего юбилея Игоря Савицкого. И правительство страны, и друзья музея должны сделать все возможное, чтобы прекратить безобразие, успокоив общественность и дав нам всем гарантии того, что со всемирно известной коллекцией ничего не случится.
Даниил Кислов, главный редактор информационного агентства «Фергана.Ру»
P.S. от редакции Когда данный материал был уже подготовлен к печати, стало известно, что 21 августа Мариника Бабаназарова подала заявление об увольнении по собственному желанию, однако сделано это было под давлением. Она не указала даты, с которой просит себя уволить, более того, просила дать ей время для того, чтобы достойно провести юбилей И.Савицкого, зная, что законом предусмотрено 14 дней для принятия решения. 26 августа в музее вновь прошло собрание с участием всего коллектива, Мариники Бабаназаровой, представителей Министерства культуры Республики Каракалпакстан и двух представителей прокуратуры. Министерство культуры, вопреки своему же приказу, назначило исполняющим обязанности директора некую Пахретдинову (имя неизвестно) - бывшего директора музея боевой славы Каракалпакстана (подчеркнем - не сотрудника музея имени Савицкого). 27 августа Мариника Бабаназарова отозвала поданное ранее заявление об увольнении в соответствии со ст.99 Трудового Кодекса, которая прямо предусматривает такое действие. Мариника Маратовна намерена отстаивать свои права во всех инстанциях.
«Фергана» следит за развитием событий.
Последний прижизненный фотопортрет Игоря Савицкого - основателя и первого директора Нукусского Государственного музея
Комментариев нет:
Отправить комментарий