За последние несколько лет в национальную туристическую зону «Аваза» были вложены миллиарды долларов США. Десятки новых отелей, яхт-клубы, водные аттракционы… Если судить по вложенным инвестициям, то «Аваза» должна стать местом массового паломничества иностранных туристов и любителей отдыха у воды. Так оно, в общем, изначально и задумывалось. Только не попасть иностранцам так просто в Туркменистан.
Въезд в закрытую страну ограничен. Жесткий визовой режим, дремучая и непробиваемая бюрократия в туркменских диппредставительствах за рубежом усложняют получение вожделенной визы в страну, где телевидение не устает напоминать согражданам о наступлении эпохи могущества и счастья.
При этом власть не жалеет средств для рекламы и продвижения туркменского курорта за рубежом: так одно время на европейских телеканалах крутили видеоролики об «Авазе», а летом 2014 года проведенный здесь третий этап Кубка мира по виндсерфингу стал своего рода рекламой для участников из разных стран мира — они бесплатно добирались на самолете из Ашхабада до Туркменбаши и также бесплатно проживали в гостиницах Авазы.
Но увы, реклама — не только двигатель прогресса, а и искусный создатель мифов о несуществующей реальности. Громкий проект «Аваза» о курорте международного уровня на берегу Каспийского моря — один из подобных мифов, созданный нанятыми зарубежными пиарщиками. Сегодня мы расскажем о другой «Авазе», о той, что скрыта за красивым беломраморным фасадом. Фотографии, присланные нам оттуда, лучше любых слов расскажут об этом туркменском мифе.
Вот территория одного из отелей, построенного всего пару лет назад. Раннее утро. У кромки бассейна видны следы вчерашней бурной посиделки: заплеванный и забросанный окурками кафельный пол, вокруг и на лежаках валяется пустая тара из-под пива, бутылки плавают и в бассейне. Свинство, оставленное с вечера местными туристами, за ночь так и осталось не убранным.
А это пляжный душ и одновременно раздевалка. Искупался в море или бассейне, зашел сюда, сполоснулся, переоделся в сухое. Но не тут-то было: на полу раздевалки – человеческие фекалии. По информации наших источников, отдыхавших в данном отеле, ленивые мамаши отсылают своих чад сделать «большое дело» не в туалет, а в кабинку для переодевания. (Интересно, дома у себя они так же гадят?)
Персонал отелей не спешит убирать за ними, ведь практически каждый работник приходится родственником управляющему или устроен на работу по звонку «сверху». Будет ли, скажем, племянник директора убирать чьи-то экскременты?
«Никому нет дела до чистоты, — пишет нам бывший работник одного из отелей. — Руководство из кожи вон лезет, делая свой бизнес, уборка бассейнов и прилегающей к отелю территории его мало волнует».
Отсутствие культуры отдыха — лишь одна из проблем «Авазы», и ее можно решить. Основная проблема находится глубже – это коррупция и кумовство, именно они медленно убивают новый туркменский курорт. По словам нашего собеседника, все управляющие гостиниц дают большие взятки за свое место. Суммы доходят до нескольких сотен тысяч долларов. За пару лет «управления» можно не только вернуть вложенные «инвестиции», но и неплохо заработать.
Несмотря на множество отелей, построенных в последние годы, из-за искусственно создаваемого доморощенными менеджерами дефицита мест попасть в них большая проблема. Нам сообщают, что без переплаты сверху поселиться в номер практически невозможно. И от турагентств толку нет, у них наготове один ответ: мест нет. При этом свободных номеров предостаточно, но руководители гостиниц на этом зарабатывают для себя.
Вот что пишет житель Ашхабада, который недавно отдыхал на «Авазе»: «После безуспешных попыток договориться о брони по телефону с отелями «Дениз», «Кувват» и «Кервен» знающие люди посоветовали ехать так, без брони, и договариваться на месте. Что я и сделал. Оказалось, все намного проще. При заселении к установленным 60 долларам за номер в сутки вкладываешь в паспорт еще 50-300 долларов, в зависимости от отеля и сезона отдыха, и свободный номер чудесным образом находится. Трюк «мест нет» предназначен для тех, кто пытается оформить бронь по телефону».
Путем несложных подсчетов можно вычислить нелегальную прибыль: если в среднем в одном отеле имеется около 90 номеров, каждый из которых бронируется примерно на одну неделю проживания, а недель таких в сезон до 15 (+/- 2 недели), то с даже с минимальной переплатой в 50 долларов за номер прибыль составит 67.500 долларов. И такая сумма переплаты каждое лето оседает в карманах администраторов гостиниц и их ашхабадских кураторов.
Многие обеспеченные туркменистанцы, не скованные, в отличие от государственных чиновников, должностными обязательствами, предпочитают «Авазе» отдых в Турции, Таиланде и (реже) Египте. Ведь построить красивые отели на берегу моря, создать курортно-туристическую зону — это одно, а вот научиться управлять всем этим хозяйством, поднять сервис на должную высоту и поддерживать уровень обслуживания так, как это делают в отелях вышеназванных стран, — совсем другое.
А еще важно научить людей элементарной культуре: не сорить, убирать за собой, не гадить где попало, беречь чужой труд. Пока всего этого нет в наличие, мечтать о курорте международного класса «Авазе» вряд ли стоит. Никакими посулами не заманишь иностранца туда, где сервис находится в зачаточном состоянии, где кухня однообразна и низкого качества, где работают чванливые непрофессиональные сотрудники, готовые извлечь лишь выгоду от своей работы.
Особо следует рассказать о питании в отелях – еще одном, из-за чего люди, однажды побывавшие на туркменском курорте, в следующий раз серьезно задумываются, а стоит ли?
По словам наших источников, питание в пятизвездочных отелях скудное и однообразное. В буфете, например, на завтрак выбор весьма узок: предлагается вареные яйца, тонюсенькие нарезки сыра, крошечные кусочки колбасы, какао и не всегда свежий хлеб.
«В один из дней я решил, как в виденных мною зарубежных кинофильмах, попросить принести мне завтрак в номер. Лучше б не спрашивал… Сказали, хотите в номер — берите и несите в свой номер, а мы и без этого не успеваем! И это бесплатный завтрак, а обед и ужин платные, хотя качество и ассортимент блюд не соответствуют установленным ценам», — написал наш читатель из Ашхабада.
По его словам, в ресторане отеля, в котором он проживал, три дня подряд подавали одни макароны, в то время как от выбора блюд в меню глаза разбегались, будто в элитном ресторане.
«Но когда заказываешь указанные в меню шашлык, кебаб, курицу, запеченную с картошкой, манты, салат «Цезарь», то слышишь в ответ: этого нет, есть макароны с котлетами», — пишет наш читатель.
Еще один штрих, свидетельствующий об уровне сервиса в отелях «Авазы», — уборка номеров. За пять суток пребывания в отеле, по свидетельству нашего источника, уборка не проводилась ни разу, не менялись постельное белье и полотенца, не убирался санузел, не пополнялся запас средств гигиены и т.д. Каждый, кому нужен был этот сервис, отправлялся в комнату горничной и либо сам менял белье, либо давал ей мзду за уборку в твоем номере. Самообслуживание предполагало также покупку всего того, чего не хватает в номере – туалетной бумаги, шампуня и мыла.
От редакции АНТ:
Власти Туркменистана болезненно реагируют, когда кто-то «выносит сор из избы» и тем самым, по их мнению, выставляет страну не в лучшем виде. Более того, спецслужбы, как это было недавно с Сапармамедом Непескулиевым из Балканабада, пресекают деятельность тех, кто не проходит равнодушно мимо безобразия или беззакония, кто не хочет замалчивать подобные факты. В ход тут же идут такие испытанные годами грязные приемы, как подброс наркотиков, предъявление обвинений в клевете и измене родине, признание задержанных душевнобольными, уголовниками, асоциальными типами.
Однако правда о реальном Туркменистане все равно выйдет наружу и станет достоянием общественности, несмотря на аресты, преследования и запугивания тех, кто пытается сообщить миру о происходящем в Туркменистане и кто искренне хочет, чтобы эти безобразия были устранены властями ради дальнейшего процветания жизни в своей стране, ради благополучия туркменского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий