После вчерашнего отключения на территории Украины ведущих российских каналов пользователи соцсетей и примкнувшие к ним общественные деятели призвали также поступить и власти Казахстана.
На территории Украины прекратили вещание четыре российских канала. Временный запрет на вещание Первого канала, «России-24» НТВ и РТР установил Киевский окружной административный суд, одним из объяснений стала «оголтелая пропаганда российского телевидения». В последнее время стали говорить об аналогичных мерах в Казахстане.
Последние полмесяца в Казнете идет активное обсуждение вопроса о необходимости ограничения в Казахстане трансляции российского телевидения, после того, как эту идею озвучил сенатор Гани Касымов и поддержал президент международной ассоциации кабельных операторов (МАКО) «Азия» Антон Шин. Первоначально недовольство сенатора и ряда казахстанских депутатов вызвали программы информационного канала «Вести 24», где часто выступает лидер российской либерально-демократической партии Владимир Жириновский и произносит оскорбительные речи в отношении народов Центральной Азии, в том числе и Казахстана. В последнее время эта идея озвучивается все чаще, в том числе, и некоторыми казахстанскими журналистами и общественными деятелями. Они считают, что ограничение будет способствовать формированию качественного местного телевизионного продукта и избавит казахстанцев от российской пропаганды, которая активно распространяется центральными каналами РФ.
В частности, с такой идеей выступил известный журналист, публицист Аян Шарипбаев, который заявил, что необходимо понемногу начать ограничивать вещание российского ТВ.
«Давайте потихонечку начнем вытаскивать молодежь из интернет-проектов рунета. Давайте потихонечку начнем переключать внимание читателей с российского печатного продукта на казахстанский. Что получим? Через 5-7 лет мы получим: конкурентное ТВ, безопасный интернет, интересные печатные издания. Оживет шоу-бизнес, жить станет веселей, юг будет знать, что творится на севере и наоборот, предметами для бесед будут наши новости, маркетинговые агентства исключат из списков приоритетных российские СМИ и реклама неизбежно зайдет в казахстанские издания», - заметил он.
Причиной активного неприятия официального российского телевидения в последнее время, многие называют «оголтелую пропаганду», которой стала подменяться информационная повестка дня. Особенно ярко это проявилось в ходе событий в Украине, когда казахстанцы в основном получали только новости из российских СМИ, контролируемых Кремлем. Это формирует картину мира не только россиян, но и подавляющего большинства граждан Казахстан, где российские телеканалы пользуются огромной популярностью из-за отсутствия качественной альтернативы. Вместе с тем с известными развлекательными форматами и телесериалами люди впитывают и тот поток новостей, который идет из центральных российских каналов, ставшими объектами критики, как в самой России, так и за ее пределами.
Российское телевидение уже ограничили в Украине и Грузии, запрет на некоторые каналы существует в Узбекистане и Туркменистане, на Западе введены санкции против главного идеолога политики Кремля ведущего Дмитрия Кисилева. Однако далеко не все считают эти меры оправданными и называют их проявлением цензуры. Известный российский телекритик Ирина Петровская отметила, что информационное вещание в России действительно заменила пропаганда, в лучших геббельсовских традициях. В частности даже дикторы советского телевидения не позволяли себе называть оппонентов СССР фашистами и нацистской нечистью, так как понимали насколько ответственными являются эти характеристики. Между тем, по многим российским каналам все события в Украине характеризируются в крайне реакционистских тонах, людей выходивших на Майдан без разбора относят к фашистам, замечает она.
Между тем, удивительным является абсолютная безнаказанность российских ведущих, позволяющих самим высказываться в националистическом ключе. В частности, на печально известном канале «Россия 24» одна из журналисток заметила, что евреи сами приближали Холокост, а до этого тот же канал, как раз в день памяти жертв геноцида против евреев поместил Геббельса в число величающих людей 20 века. В рамках программы «Воскресный вечер» и «Поединок» на канале «Россия» неоднократно звучали прямые оскорбления в адрес народов стран Центральной Азии и многие высказывания героев передач можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни. Все эти факты, по мнению известных казахстанских общественных деятелей, свидетельствуют о необходимости ограничения российского телевидения, так как официальные власти в Москве закрывают глаза на недопустимые антисемитские и антиазиатские высказывания.
Эксперт в области национального строительства Диана Кудайбергенова отметила, что нынешнее положение с доминированием российского ТВ не выгодно Казахстану даже не столько с точки зрения информационной политики РФ, но в первую очередь с позиции экономической целесообразности и необходимости развивать местный контент.
Она отметила, что сегодня получается странная игра в черное и белое - уже давно создаются два поля влияния - отечественные каналы с интересным контентом, но зачастую с языковым барьером для многих, кто не владеет, например, казахским языком и общедоступные каналы ближнего зарубежья, такие как НТВ, Россия, Первый канал.
«Давно не смотрю российское телевидение - прямые трансляции наиболее интересных пресс конференций, митингов доступны в онлайне. Вообще, конечно, доступ к интернету и есть лучшее оружие от пропаганды - чтобы сформировать более или менее объективную картину надо черпать из нескольких ресурсов и читать в лучшем случае на двух-трех языках. И хотя нельзя не принять достаточно однобокое вещание о событиях в Украине того же телеканала Россия, но именно на российском медиа-рынке появляются одни из самых интересных комментаторов - Быков, Эткинд, Морозов, Лукьянов. «Дождь» старается также преподносить достаточно взвешенную информацию, и их вещание во время Евромайдана было очень интересным. Поэтому я бы выступила в поддержку расширения медиарынка, если бы было больше каналов с более или менее объективной подачей информации. Что касается отечественного медийного рынка, то как раз в последнее время наблюдается рост различных программ, ток-шоу, сериалов. Однако мы до сих пор делаем кальку с российских СМИ, хотя было бы интересно увидеть рост развлекательных программ уровня Би-Би-Си, например», - отметила Кудайбергенова.
Представитель общенационального движения "Казахстан-2050", советник председателя правления в АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" Данат Жуминсчитает, что по целому ряду объективных причин, русскоязычная часть нашего общества зачастую отдает предпочтение российским СМИ, в первую очередь телевидению, и, соответственно, подпадает под их влияние. Ограничение вещания российских каналов не решит проблемы. Те, кто захотят смотреть их, найдут способ это делать. И казахстанские каналы от этого конкурентоспособнее не станут. Жумин полагает, что они проигрывают российскому телевидению ни потому что наши журналисты глупее или не способны работать профессионально. Просто у российских каналов намного значительнее бюджеты. Они могут себе позволить создавать смотрибельные продукты и при этом выполнять функции государственного рупора. Это, в условиях рекламного рынка России, окупается. У нас же совершенно другая ситуация.
«Наиболее действенный способ оградить наших граждан от иностранной пропаганды и обеспечить информационную безопасность нашего государства это научить население думать и объективно оценивать информацию. Необходимо уже в школах прививать детям соответствующие навыки. Скоро будет проведена большая конференцию по критическому мышлению и написан тематический учебник, где целый раздел посвящен методам трезвой оценки материалов СМИ, различного рода слухов и публичных выступлений. Учебник будет доступен онлайн для каждого казахстанца. Не менее важно продолжить усилия по созданию трёхъязычной языковой среды. Необходимо добиваться, чтобы наше население овладело государственным и английским языками, не забывая при этом и русский. Знание нескольких языков существенно расширит спектр источников информации для наших граждан, что позволит им получать более объективную информацию. У нас уже есть школы, которые обучают детей сразу на нескольких языках», - отметил Жумин.
Правозащитник, президент общественного фонда «Либерти» Галым Агелеуов считает, что решение проблемы лежит первую очередь в плоскости создания независимых от государства казахстанских каналов. Когда они станут выражать разные мнения и будут направлены на разную аудиторию, тогда и можно сокращать присутствие российских каналов.
«К этому надо добавить телеканалы Грузии, Украины, Кыргызстана, Узбекистана вещающие на русском языке. Нам интересно, что происходит у наших ближайших соседей, а также в тех странах, которые имеют более развитое гражданское общество. Кроме того, надо дать доступ во все мультипакеты, чтобы стали доступны лучшие каналы США, Европы. Это приведёт к тому, что наши казахстанские каналы будут подтягиваться к лучшим и не будут иметь пророссийский взгляд. Власти Казахстана должны быть развиты, а не носить архаическую культуру. Их действия по ограничению российского контента в Казахстане не должно привести к ухудшению качества вещания, но согласятся ли власти развивать гражданскую культуру, развивать умение казахстанцев различать, где манипуляции, а где действительно ценная информация и способствовать грамотности общества? Я в этом не уверен, потому что сама природа авторитаризма построена на сплошных манипуляциях над собственным народом. Хотя именно появление различных точек зрения, за которыми могут проглядывать интересы различных стран при наличии собственных сильных каналов для Казахстана будет большим благом», - отметил Агелеуов.
Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков заметил, что заявления о запрете российского ТВ следует рассматривать, прежде всего, в контексте последних событий на российско-украинском политическом фронте. К тому же последнее заявление президента Назарбаева о признании референдума в Крыму восприняли на Западе скептически и с неприязнью. Намерение ограничить российское телевещание на Казахстан – это своеобразная попытка компенсировать антиукраинский выпад; желание продемонстрировать свою независимость и дистанцироваться от политики Путина.
«Думаю, что этот жест в больше степени предназначен для антипутинской коалиции, нежели для казахстанской общественности. Астана, по-прежнему, пытается играть в многовекторную политику. Что касается доминирования в информационном пространстве Казахстана, то подобная проблема действительно имеет место. Все страны мира прилагают усилия к защите своего информационного суверенитета. Однако каждый делает это по-своему. В Турции премьер-министр Эрдоган запретил «Твиттер», во Франции существует ограничение ввоза в страну продукции Голливуда. В Казахстане трудно проследить четко выраженную концепцию. Мы все время бросаемся из одной крайности в другую, бесконечно меняем руководителей медиахолдингов, телекомпаний. На днях, к примеру, закрыли телеканал «Ел Арна» по причине неэффективности. Кто виноват? В чем причина неудачи? Кто понес ответственность? Никто. Огромные деньги выброшены на ветер и ничего. Разве можно с таким подходом добиться хорошим результатов? Конечно же, ограничительные меры должны использоваться для защиты национальных интересов в сфере культуры и информации, но не в такой форме и не с таким содержанием. Отказ от российского телевидения – это абсолютно формальная мера. Ее следует расценивать как политической маневр Акорды, стремление сохранить реноме в глазах американских и европейских партнёров, но отнюдь не как заботу о развитии казахстанского медиапространства», - сказал Телибеков.
Политолог Айгуль Омарова считает, что если кто-то не в силах отделить зёрна от плевел, то тогда не надо сваливать с больной головы на здоровую. Надо научиться думать. Если же этого нет, то тогда можно запрещать всё, что угодно. Однако любой запрет всегда обходится дороже, чем разрешение. Сейчас смешно говорить о запрете трансляции каналов той или иной страны, когда существует спутниковое телевидение и интернет. Люди всегда найдут выход из создавшейся ситуации.
«Другое дело, что те крикуны, которые заявляют о необходимости запретить вещание российских каналов, не ведают того, что они творят. Я бы даже сказала, что именно они являются врагами своего народа и своей страны. Во-первых, они ущемляют права русскоязычных людей в Казахстане, нарушают Конституцию страны, в которой чётко оговорено, что русский язык употребляется вместе с государственным и является языком официального общения. Во-вторых, подобные призывы могут привести к осложнению отношений с Россией. А позволительно спросить: Казахстан уже переехал в другую часть света и у него нет 9-ти тысяч километров границы с Россией? Большей глупости, чем запрет российского телевидения в Казахстане, трудно придумать. «Каждый должен отвечать за себя», - эту фразу Германа Гессе должны были бы запомнить и те горячие головы, ратующие за запрет российских телеканалов, и казахстанские чиновники. Противостоять чему-либо можно лишь тогда, когда вы профессиональнее своих оппонентов. Если казахстанское телевидение за годы суверенитета не стало профессиональным, то в этом виноваты не россияне, а только мы сами. Давно пора менять государственную политику в отношении СМИ и телевидения, в частности. Посмотрите, что сегодня происходит в Казахстане в реальности. Какое нам дело до России и Украины, если у нас один за другим закрываются бумажные газеты на казахском языке? И все эти так называемые патриоты молчат об этом. А ведь во многих местах ещё нет интернета, случаются срывы подачи электроэнергии. Да и, в конце концов, есть ещё много людей, которые привыкли читать газеты. Казахстанское телевидение невозможно смотреть, поскольку оно не отражает реалии дня и оторвано от действительности. Эфир заполонили бесконечные концерты, непонятно каким образом слепленные сериалы из якобы казахстанской жизни, игры, созданные по лекалам российских, а те в свою очередь взяли за образец американские или европейские передачи. И все это происходит из-за того, что казахстанскими телеканалами руководят люди, непрофессиональные, но зато верные, либо чиновникам, либо олигархам. Вот о чём надо говорить, а не заниматься запретами», - заметила Омарова.
Очевидно, что ограничение или даже запрет на российское телевидение не решит ни одной из задач, о которых говорят некоторые политики и общественные деятели. Да, эти меры позволят частично ограничить российскую пропаганду, но они вряд ли переключат внимание казахстанцев на местное телевидение, которое не затрагивает актуальных и значимых вопросов. Вместе с тем сами казахстанцы ищут способы получать альтернативную информацию, в том числе, и посредством российского ТВ. Стоит отметить, что наряду с гражданами России некоторые жители РК включились в акцию поддержки независимого канала «Дождь» и начали требовать его включения в пакет кабельных каналов. Поэтому, очевидно, что если казахстанцы хотят получать качественную объективную информацию, то они сами могут решить – стоит ли им смотреть российское государственное телевидение или переключаться на независимые каналы и западное ТВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий