Казалось, что с полным вытеснением членов "Партии исламского возрождения Таджикистана" с руководящих должностей наступит долгожданная стабильность в политической элите Таджикистана, состоящей, в основном, из выходцев из южных областей. Но эта кажущаяся для неопытного глаза идиллическая политическая перспектива является обманчивой по ряду причин.
Во-первых, в борьбе за власть политические партии Таджикистана не играют той роли, которая отведена им в цивилизованном мире. Они являются не более чем ширмой для подковерных политических игр и рассчитаны, в основном, на иностранного потребителя информации.
Во-вторых, настоящая политическая борьба происходит не между политическими партиями, а между такими кланами, как "фархорский" и "дангаринский", руководители которых состоят в правящей "Народной демократической партии Таджикистана" (НДПТ).
Следует особо отметить, оба эти клана относятся к так называемой рахмоновской "кулябской элите". Но из-за борьбы за "место под солнцем" между ними происходят постоянные трения. Недавняя скандальная отставка лидера молодежного крыла НДПТ – "Созандагони Ватан" И.Абдурахмонова сопровождалась заявлениями о "царящих в руководстве НДПТ местничестве, завистливости, несправедливости, а также недооценке способностей и профессиональных навыков молодежи".
Руководящая элита становится, не только глуха к мольбам простых граждан, но даже не хочет слушать требования предпринимателей, которых заставили профинансировать предвыборную кампанию НДПТ во время выборов в парламент. Вместо этого, она занимается монополизацией управленческого аппарата и наиболее прибыльных сфер национальной экономики. В этом процессе роль ведущих скрипок играют "фархорцы" и "дангаринцы". После недавних кадровых изменений в правительстве республики позиции "дангаринцев" заметно укрепились, особенно, в контролирующих органах.
Это, в первую очередь, связано с тем, что существенное влияние на кадровую политику президента Таджикистана Эмомали Рахмона продолжает оказывать глава "Ориен банка" Х.Асадуллозода ("Хасанча", брат супруги главы Таджикистана). Он прилагает активные усилия по дискредитации и отстранению от должностей представителей других клановых группировок.
Например, не без его компроматов представитель "гиссарского клана" М.Алимардон был смещен с поста заместителя премьер-министра и назначен председателем правления ОАО "Агроинвестбанка".
Между тем, помимо межклановой борьбы, имеются еще внутренние склоки в "дангаринском клане", примером чего является произведенная президентом Таджикистана "кадровая рокировка" руководителей Таможенной службы (А.Гойиб) и Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией (Рустам Эмомали, сын главы государства).
После рокировки оба начали чистить ряды своих ведомств и избавляться от подчиненных, пытающихся решать "насущные проблемы" в обход руководителей. Например, в апреле с.г. антикоррупционное ведомство смогло добиться отстранения от занимаемой должности заместителя директора Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Х.Махмудзода, с которым у Рустама Эмомали имелись трения в период его пребывания на посту председателя Таможенной службы.
Если позиции "дангаринского" клана сильны в исполнительной власти, то, сфера наибольшего влияния "фархорского" клана распространяется на законодательную ветвь власти, где передовые позиции продолжает занимать спикер нижней палаты парламента Таджикистана Ш.Зухуров. Он является "креатурой" лидера "фархарцев", председателя верхней палаты законодательного органа М.Убайдуллоева, по совместительству мэра г.Душанбе.
Некогда мощный клан ленинабадцев, руководивший страной на протяжении десятков лет, тоже стремится не отставать от других. Сегодня их представитель К.Расулзода является премьер-министром Таджикистана. Примечательно, что он в противостоянии с серым кардиналом и шурином президента Х.Асадуллозодой смог отстоять в должности своего заместителя М.Жаббори, являющейся тоже представительницей "северного клана".
Возникает логический вопрос: чем губительно клановость для самого отсталого государства на постсоветском пространстве? Во-первых, она усиливает процесс деградации чиновничьего аппарата, который уже традиционно формируется не на основе профессионализма, а местничества и фаворитизма. Во-вторых, отсутствие здоровой конкуренции кадров и идей в сфере управления государством приводит к ухудшению экономической ситуации и общественной жизни страны, от чего рукой подать до политического хаоса и сползанию к еще одной братоубийственной войне.
Мухибулло Шоев
Источник - ЦентрАзия |
Комментариев нет:
Отправить комментарий