четверг, 4 июня 2015 г.

Над пропастью во лжи


Несколько дней назад Центральный банк опубликовал сообщение, согласно которому конвертация национальной валюты Узбекистана банками осуществляется в штатном режиме, а слухи, распространяемые о приостановлении конвертации – ложь и провокация с целью дискредитации банковской системы республики в глазах мирового финансового сообщества.
Понятно, сообщение Центрального банка было подготовлено только для одного человека и, быть может, он единственный, кто искренне убежден в его достоверности. 

Бизнес отнесся к опровержению так, как и должен был – пропустил мимо, прекрасно зная сложившиеся в Узбекистане экономические реалии, поскольку сталкивается с ними ежедневно. Такой сюжет. За несколько дней до выборов президента Узбекистана в Ташкентском областном хокимияте (орган исполнительной власти) собрали предпринимателей на предмет их претензий к органам власти. Выслушать претензии вызвался вице-премьер Гулом Ибрагимов. Бизнес, хорошо усвоивший, что на посиделках с присутствием высоких должностных чинов лучше не высовываться, и не высовывался. Только один директор крупного предприятия встал и напомнил заместителю главы правительства, что конвертации по текущим платежам как не было, так и нет. А раз нет, то вверенное ему предприятие не имеет возможности развиваться, расширяться и прогрессировать.

Выслушав претензии, вице-премьер выразил на лице сильное недоумение и тут же в зале дал поручение банкам исследовать ситуацию и оказать содействие предприятию в рамках существующего законодательства.

В течение последующей недели телефоны директора, осмелившегося напомнить чиновнику о том, что государство не исполняет взятые на себя обязательства, звонили не переставая. Каждый звонивший настоятельно и максимально вежливо просил его предоставить для конвертации тот или иной недостающий документ с тем, чтобы вовремя и на высоком профессиональном уровне обеспечить выполнение поручения вице-премьера. В конце концов, все необходимые документы были отправлены. Звонить директору перестали. Обещанной конвертации по текущим платежам он так и не дождался даже в рамках искусственно установленных для предприятия ограничений…

Проницательный читатель, крайне далекий от экономических коллизий Узбекистана, резонно может спросить: а как же работает экономическая модель, если верить официальной узбекской пропаганде, вызывающая восхищение зарубежных аналитиков и экспертов? Ответим. Работает модель по серым и черным схемам, навязанным бизнесу Центральным банком (Ф. Мулладжанов) и Министерством финансов (Р. Азимов). Цель совершенно очевидна – держать в неведении главу государства относительно истинного состояния экономики, тем самым, сохраняя во власти себя любимого, способствуя процветанию своих семей и семей ряда других влиятельных должностных лиц, сколачивающих на подобных схемах миллиардные (в долларовом эквиваленте) капиталы. И это не фигура речи. Где-то проскальзывало, что совокупный капитал 80-ти узбекских семей равен трети валового внутреннего продукта этой страны.

Мы бы с превеликим удовольствием детально расписали механизм подобных схем, если бы были уверены, что власть принципиально пересмотрит свои взаимоотношения с бизнесом в сторону открытости, прозрачности и равных для всех условий работы. Проблема в том, что уверенности такой нет. К тому же, Центральный банк и Министерство финансов Узбекистана, образно говоря, загнали не привилегированный бизнес в болото по самую макушку, позволив ему дышать через камышинку, чтобы не сдох. Предание огласке механизма навязанных ему (это мы подчеркиваем еще раз) теневых схем, равносильно отъёму камышинки без предоставления альтернативы, но с риском для жизни...




Комментариев нет:

Отправить комментарий