четверг, 28 марта 2013 г.

Киргизия: "Первая ласточка" от иностранных инвесторов

Инвесторы второго по значимости золотого месторождения "Джеруй" подал иск в междуранодный арбитраж с требованием возмещения ущерба из-за действий правительства Киргизии. На очереди стоят иностранные инвесторы и крупнейшего месторождения "Кумтор". Эксперты говорят, что страна проиграет все подобные международные суды.


Акционеры инвестиционной группы VISOR и одна из компаний, входящих в группу (далее совместно – VISOR), подали запрос об арбитраже против Кыргызской Республики в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке (МЦУИС), расположенный в городе Вашингтон (США), в связи с экспроприацией инвестиций VISOR в разработку месторождения золота Джеруй в Таласской области Кыргызской Республики. Об этом сообщил пресс-служба компании.

VISOR владеет 60% акций в ЗАО «Джеруйалтын», совместном предприятии с ОАО «Кыргызалтын», которое имело лицензию на разработку месторождения Джеруй. Как указано в запросе об арбитраже, поданном в Секретариат МЦУИС 13 марта 2013 года, VISOR требует более 400 миллионов долларов США за убытки, причиненные противоправными действиями Кыргызской Республики, такими как аннулирование лицензии ЗАО «Джеруйалтын» на разработку месторождения Джеруй, попытки ликвидировать «Джеруйалтын», расторжение договора о совместной деятельности, непредоставление документов, земельных участков и иных документов/объектов, необходимых для разработки месторождения, а также в связи с рядом нарушений прав ЗАО «Джеруйалтын» в кыргызских судах.

Как сообщила компания, в результате вышеуказанных действий были нарушены права группы VISOR как иностранного инвестора, предоставленные международными соглашениями и законодательством Кыргызской Республики, в частности, Соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Кыргызской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанном 8 апреля 1997 года в Алматы, Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве, 28 марта 1997 года, и Закону No. 66 Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года.
Ситуация с "Кумтором" тоже не сулит ничего хорошего для Киргизии, если иностранные инвесторы подадут в международный арбитраж. Так опиывает ситуацию аналитическая служба известного интернет-издания "Нурадам": "

По договору 1992 года доля Кыргызстана в «Кумторе» составляла 2/3, а доля канадского инвестора (на тот момент им была компания «Камеко») – 1/3. Прошло 11 лет, и принадлежавшие Кыргызстану 7,5 миллиона акций продали за 83,4 миллиона долларов. В бюджет републики эти деньги попали, но продажа снизила долю Кыргызстана в кумторском золоте до 15,66%. До сих пор никто так и не смог объяснить, а в чем, собственно, была выгода от этой операции? Однако канадцы были ни при чем, рассказывали нам опрошенные специалисты. Реструктуризацию допустила именно кыргызская сторона.

Сейчас в Кыргызстане предлагают привлечь всех, кто составлял невыгодные для страны договоры с канадцами по «Кумтору», к уголовной ответственности. Список фамилий обширен. Тут и крупные фигуры: Аскар Акаев, Курманбек и Максим Бакиевы, а также почти все бывшие премьер-министры Кыргызстана – Борис Силаев, Николай Танаев, Игорь Чудинов, Данияр Усенов, и «рыбешки» помельче, вроде бывшего министра геологии Капара Курманалиева или советника Максима Бакиева – Алексея Елисеева.

Однако всплывает одна интересная деталь: упоминаются только договоры от 2003 и 2009 годов. Последний (с долей Кыргызстана в 32,75%) сейчас и требуют пересмотреть нынешние власти КР. Но почему-то они как-то дружно забыли, что между этими двумя договорами был еще один – 2007 года. Наверное, все дело в личности премьера, подписавшего этот договор – Алмазбек Атамбаев. В принципе, понятно, почему. Во-первых, каждый новый правитель волен переписывать историю на свой лад, а во-вторых, это не Европа: привлекать к уголовной ответственности действующего президента в Азии как-то не принято. Здесь глава государства покидает свой пост либо мертвым, либо в результате переворотов, именуемых для красоты революциями.

Долю республики по договору 2007 года увеличили с 15,66% до 29,2%. Позднее было признано, что, заключая соглашение, кыргызская сторона допустила экономические и юридические погрешности. Из-за них договор получился слабым и откровенно рискованным. В частности, налог в 13% от валового дохода в совокупности давал лишь 9,2% эффективного налога. Того самого, который остается в распоряжении бюджета и государства.

Договор также не учитывал косвенные налоги, конкретнее НДС, на предоставляемые услуги и работы подрядчиков. Компания при оплате подобных услуг и работ, поставок, в частности, электроэнергии, оплачивает НДС, который засчитывается как выплаченный в бюджет государства. Очевидно, что это снижает эффективность налогообложения. По договору 2007 года пакет акций, как остававшийся у КР, находился в значительной мере блокированным. И было непонятно: есть ли у страны возможность пользоваться своими же акциями? Все же этот договор доводил пакет акций, пересчитанный на момент входа КР в проект «Центерра Голд», до 52%, с учетом проданных.

Кроме того, правительство КР (Атамбаев) согласилось установить для «Кумтора» упрощенный налоговый режим с фиксированными ставками выплат от стоимости проданного золота – от 10% в 2008 году и до 12% с 2010 года. Атамбаев тогда же заявил: «Этот документ рано или поздно все равно будет одобрен, у парламентариев нет аргументов против. А решение «за» просто затягивается. Кому-то выгодно, чтобы как можно дольше в стране сохранялась нестабильность». Сторонником этого соглашения, в частности, выступал тогда депутат, а ныне – глава госкомиссии по проверке «Кумтора» и министр экономики КР Темир Сариев, а в состав комиссии Атамбаева входил еще один нынешний сторонник тезиса «отнять «Кумтор» – тогдашний вице-спикер парламента Эркин Алымбеков, ныне также депутат.

Ратифицировать договор от 2007 года парламент Кыргызстана, однако, не успел – его распустили. В феврале 2008 года новый парламент выступил против соглашения, заключенного правительством Атамбаева, как невыгодного стране. Причины изложены выше. Новый контракт по «Кумтору» Кыргызстан и «Центерра» подписали в апреле 2009 года. Доля республики выросла до 33%.  Однако три члена совета директоров «Центерры Голд» от Кыргызстана позволили менеджменту компании дополнительно выпустить более 1,8 млн акций для бонусов себе. Это и снизило долю Кыргызстана до 32,75%.

Как бы то ни было, договор 2009 года был признан сенсационным. Парламентарии его одобрили аплодисментами, а Конституционный суд позднее признал соответствующим всем нормам международного права и Конституции КР. Даже звучали предложения дать президенту Бакиеву медаль национального героя. Одна только Роза Отунбаева – тогда еще депутат от фракции партии Атамбаева СДПК – заявила: дескать, петь Бакиеву осанну не стоит, так как договор облегчил канадским инвесторам налоговый режим.

В ответ Елисеев, как один из авторов договора, собрал пресс-конференцию и заявил: «Да, мы просим представителей СДПК поаплодировать межведомственной комиссии. За то, что мы исправили ситуацию, в которую могла ввергнуться страна, если бы соглашение, подготовленное нынешним лидером СДПК Алмазбеком Атамбаевым, было подписано». По словам Елисеева, предусмотренное в том документе налогообложение привело бы рано или поздно к тому, что канадские компании, вместо того чтобы платить налоги в бюджет республики, оказывали бы Кыргызстану услуги, за которые пришлось расплачиваться из госказны. Строго говоря, все эти данные изложены в обращении Капара Курманалиева, которого теперь вместе с Елисеевым требуют, как уже сказано, предать суду. Однако Курманалиев пишет: «Мы готовы нести ответственность за соглашение 2009 года». Кстати, специалисты давно сделали вывод, что соглашение 2009 года позволило бы постепенно выдавить канадцев из «Кумтора», для чего в контракте были оставлены своеобразные юридические «дыры». Максим Бакиев и его окружение явно были уверены, что останутся править еще лет 10. Поэтому позиции КР были значительно усилены, но ни временное правительство, ни его преемники не воспользовались этим и как-то странно обошли данные «дыры».

Так или иначе, договор 2009 года сейчас требуют пересмотреть как не соответствующий интересам Кыргызстана. Вообще, простой анализ показывает, что проблемы вокруг «Кумтора» оттого, что чиновники Кыргызстана не умеют договариваться с зарубежными партнерами, и слабо представляют, в чем состоят государственные интересы. После всех вышеизложенных историй ясно, что продажные власти и «ручные» депутаты – это никак не проблема иностранных инвесторов. Сколько бы денег они ни предлагали в виде «шапок» и «откатов», последнее слово всегда остается за государством. Итог такого отношения государства и инвесторов в Кыргызстане уже известен: канадский Институт Фрейзера поставил Кыргызстан на 5 место из 10 в списке стран, наименее привлекательных с точки зрения инвестиций в горнодобывающую отрасль.
Чем закончится «Кумторгейт», попытался спрогнозировать в кыргызских СМИ международный эксперт Кубат Рахимов: «Я вижу такой сценарий: правительство заложит оставшийся пакет в 32,75 процента «Центерры» китайским банкам, те выделят кредит на выплату штрафов и в результате станут собственниками пакета. Либо уже в период судебных дрязг всплывет китайский «благодетель», который выкупит на бирже часть акций по самой минимальной стоимости, профинансирует возможные штрафы под залог госпакета акций, выступит с инициативой по разделу активов «Центерры», объявит красивую инвестиционную программу. В результате «Кумтор» станет китайским предприятием. В итоге игра под лозунгами «золото для народа» может привести Кыргызстан к фактической потере самого стратегического актива страны».
Впрочем, Атамбаев прекрасно понимает, что надо быть осторожнее с инвесторами, и в 2007 году ему пришлось идти на соглашение из-за возможных негативных последствий в случае судебного разбирательства с канадскими инвесторами. Правда, тогда, комиссия, куда входил и ныне строящий из себя патриота депутат от "Ата мекен" Эркинбек Алымбеков, оставила кучу пробелов в соглашении в пользу канадцев. Атамбаев подписав соглашение, отправил в парламент на ратификацию, но тот созыв был распущен.
Этот вопрос лег на шею нового премьера Игоря Чудинова, новый созыв парламент потребовал устранить пробелы в соглашении. Тогда и была создана команда Елисеева и Курманалиева, которые начали вести переговоры с канадцами. В итоге были устранены пробелы, даже были заложены пункты, по которым кыргызская сторона могла увеличить свою долю и в конце концов взять под полный контроль "Кумтор". Естественно, все делалось под Максима Бакиева, который уже видел себя президентом страны, кеоторая должна была стать своеобразным ЗАО. Но власть Бакиевых была свергнута, но почему-то никто не захотел извлечь выгоду от навязанных канадцам невыгодных пунктов. Тем более странно выглядить, что нынешний министр экономики страны Темир Сариев сознательно обходит этот вопрос. Вероятно, он больше действует как политик, а не как нормальный прагматичный менеджер.
Атамбаев и его команда попали под жесткий перекрестный огонь по Кумтору, оппозиция потребовала национализации, что нашло широкую поддержку народа. Но, как показывает опыт, тактические политические шаги могут обернуться крупным стратегическим проигрышем для государства, если учесть какую огромную роль играет "Кумтор" в экономике страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий