Нестабильность в Кыргызстане и смена власти революционным путем не внушает инвесторам доверия.
Из-за того что новая власть не хочет признавать соглашение, достигнутое предыдущей властью, вложившие в нашу страну капитал инвесторы напоминают саперов, которые ходят по минному полю. Нынешний глава государства, будучи членом временного правительства, после апрельской революции заявил: "Мы создадим хорошие условия для инвесторов, будем защищать их интересы". Но его поступки противоречат словам. К примеру, в 2007 году премьер-министр Алмазбек Атамбаев принял премьер-министра Латвии Айгара Калвитиса в городе Бишкек, подписал межправительственное соглашение об экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве. В соглашении был пункт о взаимной защите инвестиций. В Кыргызстане открыли банк "Манас", за счет латвийского капитала.
Капитал принадлежал бизнесмену, одному из 9 доверенных людей британского принца Чарльза - Владимиру Белоконю. На банк возложили большие обязательства, он должен был работать не только для внутреннего рынка, но и стать мостом между иностранными и кыргызскими бизнесменами. В скором времени договорившиеся главы государства ушли со своих должностей. А после событий 7 апреля 2010 года, владельца капитала банка "Манас" Владимира Белоконя обвинили в причастности к преступной группировке Максима Бакиева. Управление банком временно поручили другому человеку, через девять месяцев банк оказался в консервации.
Вдобавок к упомянутому обвинению международная неправительственная организация Eurasian Transition Group (ETG) написала: "Максим Бакиев - владелец и акционер "Манас" банка". Но эта информация оказалась недостоверной, а ETG официально попросила прощения у Белоконя. Значит, он не был причастен к преступной группировке Максима Бакиева. Но наша власть, опираясь на обвинения ETG, проигнорировала дальнейшее опровержение и извинения. Продолжали возбуждать уголовные дела. Огорчившийся латвийский бизнесмен в 2011 году подал заявление в международный арбитражный суд. В данное время это дело рассматривается. По словам экспертов, у Кыргызстана невелики шансы на победу.
Шумиха вокруг Кумтора говорит о том, что Кыргызстан дико относится к инвесторам. Некоторые заявляют, что с самого начала мы не извлекли никакой пользы от Кумтора. А если опереться на цифры, с 1994 года Кумтор перечислил 600 млн. долларов в качестве налогов. С учетом других отчислений и помощи сумма достигает 2 млрд. долларов. В сумме не указана цена акций в "Центерре", которые принадлежат Кыргызстану. Но мы понимаем, что 2 млрд. долларов - немалая сумма, так почему мы выставляем канадцев аферистами? Изучающая деятельность Кумтора комиссия уделяет особое внимание соглашениям 2003 и 2009 гг. Нет ни слова о соглашении 2007 года. В чем причина? Потому что в то время главой правительства был нынешний президент Алмазбек Атамбаев и подписывал соглашение. Доля Кыргызстана в соответствии с соглашением 2007 года возросла с 15,66 до 29,2 процентов. Но спустя некоторое время кыргызская сторона признала, что допустила экономические и юридические ошибки в соглашении. В соглашении не были учтены косвенные налоги. В соответствии с соглашением пакет акций КР был заморожен на одном уровне. Поэтому непонятно, сумеет ли государство воспользоваться акциями или нет.
В общем, найдутся недостатки, если соглашение будет рассмотрено. Мы говорим о демократии, но не можем говорить об ошибках главы государства до тех пор, пока он не сложит полномочия? Соглашение 2007 года двумя руками поддерживали депутаты Темир Сариев и Эркин Алымбеков. Сегодня они хотят одностороннего расторжения соглашения 2009 года, который в разы лучше соглашения 2007 года. Мы знаем, что соглашение 2009 года было ратифицировано с аплодисментами в парламенте, потому что доля Кыргызстана возросла до 33 процентов.
Нелегко понять, где истина.
Источник: газета "Ачык Саясат плюс" №16 от 26.04.13 / стр. 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий