Итак, кыргызский парламент одним махом покончил со свободой слова в стране. Той самой, которую декларировала четыре года назад переходная президентша Роза Отунбаева, чтобы продемонстрировать всему миру, что страна «идет по пути демократии».
Теперь, оказывается, ничего уже демонстрировать не надо, бездельникам-депутатам и проворовавшимся чиновникам куда важнее заткнуть рты СМИ, чтобы они не могли писать о том, что вытворяют все эти махровые коррупционеры. Поэтому вчера подавляющим числом голосов депутаты одобрили поправки в Уголовный Кодекс по которым журналистов просто-напросто будут сажать. Формулировка, под которой поправки протолкнули, совершенно бессовестная. Потому как под «распространение ложного сообщения о совершении преступления» можно, по сути, подогнать все, что угодно. Или, точнее, что неугодно видеть депутатам в СМИ.
Теперь фактически даже за само определение «депутаты-коррупционеры» меня могут повязать и определить на зону.
Откупиться сможет далеко не каждый журналист. Только официальные штрафы достигают 4 тысяч долларов. А уж сколько затребуют наши продажные судьи… ой! За эти слова меня тоже могут повязать! То есть, с сегодняшнего дня крайне опасно выдавать такие вот характеристики – «взяточники», «воры», «продажные». Все это прямики подпадает под поправки. Это и есть то самое «ложное сообщение» — никто не имеет права теперь назвать вора вором, — если…
… Если вор не докажет обратного.
Именно так, я не ошиблась. Тут вот какая фишка. По административному кодексу, по которому «обиженные» чиновники до сих пор преследовали СМИ, обязанность доказывать свою правоту лежит на ответчике. То есть, если я написала, что чиновник проворовался, а он оскорбился и подал икс о защите чести и достоинства, именно я обязана доказать, что он действительно проворовался. Документально.
Иная картина вырисовывается нынче. Если меня хотят закатать по уголовной статье, то первоочередной является презумпция невиновности – по Конституции. То по Уголовному кодексу проблема с доказательной базой лежит уже на обвинителях. Это значит, что чиновник, решивший заявить о «ложном сообщении», сам должен доказать, что это сообщение ложное. Он должен ДОКАЗАТЬ, что не вор. Тоже ДОКУМЕНТАЛЬНО.
Понимаете, в чем фокус? Раньше воровитые чиновники вставали в позу и заявляли свое «опровержение». Просто на словах, устно. Их заявления не являлись доказательством, но того было достаточно. А теперь никак нет. Доказать надо – доказать! Что не вор, не взяточник. Не верблюд…
Понимаете, что это значит? Фактически депутаты сами себе вырыли огромную яму – а заодно и своим подельника- чиновникам. Потому что если завтра я напишу, что, например, премьер-министр Джоомарт Оторбаев владеет пакетом акций «Кумтора», полученным им коррупционным путем в бытность акаевским вице-премьером, году этак в 2003-м, — то для того, чтобы меня пустить по новой статье УК, Оторбаев (и следствие) просто обязаны будут предоставить суду тот самый список акционеров «Кумтора»… который так хотят увидеть многие. Если там нет его фамилии, — я сажусь. А если она там есть… правильно! Садится Оторбаев.
Или я напишу, что депутат фракции Ар-Намыс Феликс Кулов (настоящий инициатор данного закона – кто не знает) в 2007 году, будучи премьером, передал Джеруй компании Березовского и в «благодарность» на то, что подставился, получил от Бакиевых другое золотое месторождение, поменьше, в личную собственность. И Кулов, который публично категорически отрицает этот факт, должен будет так же представить публике документы: кто владеет Талды-Булаком, Андашем и тд. Причем, никакие «***Ltd», зерегистрированные на Каймановых островах, не пляшут – доказательством являются, только конкретные фамилии, среди который нет ни его, Кулова, имени, ни его братьев…
Спрашивается: как могли допустить такое положение дел депутаты, такие, как , например, Скрипкина? Она же опытный юрист, знает эти вещи… Отвечается: она знает, да. Но она знает так же и другое - так ДОЛЖНО быть, но так не есть. Весь фокус в том, что мы живем с стране, где законы не действуют вообще или же имеют избирательную силу. То есть, на журналистов они распространяются, а на депутатов с чиновниками нет. При обвинении журналистов в ложном сообщении, ни органы следствия, ни судебные органы НЕ БУДУТ обременять высокое должностное лицо доказательствам. Чтобы посадить журналиста, достаточно будет все того же голословного чиновничьего отрицания…
То есть, внедряя в практику эти дикие поправки, и Скрипкина, и иже с ней заведомо априори ПРИЗНАЮТ коррупционность нашей карательной машины, судебной системы. И на это рассчитывают, на это уповают — в преследовании СМИ. Они заранее уверены, что будут вовсю работать те двойные стандарты, которые без зазрения совести применяются повсеместно. То телефонное право, те кланово-родственные связи, те наглые, циничные законы стаи, против которых все мы, журналисты, боролись по мере сил…
Есть в поправках и еще один момент – совсем уж дикий. «Деяние, совершенное в интересах организованной группы» наказывается лишением свободы до 5 лет. То есть, СМИ теперь даже не смогут сослаться на то, что материал опубликован на коммерческой основе, а, значит, редакция не несет ответственности за его содержание. Так было прежде. А теперь нести будет, причем, в еще более циничной форме, тут уж никаких штрафов. То есть, «продажные журналисты» теперь даже продаться не смогут - карательные меры за это последуют незамедлительно… То есть, безусловно, рты СМИ заткнули. Конкретно. Плотно. Бесповоротно. Так, что не отвертеться. Ведь при желание под это самое «деяние в интересах» можно загнать даже любой пресс-релиз. И бесполезно потом орать, что «ложные сведения» исходят не от редакции. Опубликовала – значит, РАСПРОСТАНИЛА – значит, виновата в любом случае…
В этих условиях журналистам можно сразу записываться в дворники и сторожа – читать их никто не будет и разоряться редакции очень быстро… Представьте себе, что теперь будут писать и публиковать наши СМИ. Только то, что нравится чиновникам и депутатам — всю ту голимую ложь о том, что в стране все хорошо. Это будет ЛОЖЬ – но никто из депутатов даже не задумался о том, что если ПО ЗАКОНУ, то как раз к ним можно эту поправку и применить - заведомо ложные сообщения именно они распространяют, когда заявляют этим же СМИ о том, что у нас, например, за прошлый год рост ВВП превысил 10 процентов, о том, что у нас инвестиций полно — и прочую лабуду. По закону-то любой гражданин, самый простой, может точно так же, пользуясь поправкой, потребовать привлечения по уголовному кодексу брехливых чиновников. Все та же яма, которую, если по закону, то они сами себе и вырыли. Но опять же: закон писан НЕ ДЛЯ НИХ. И на них его действие НЕ распространяется. Опять же сделают виноватыми СМИ – скажут, что они не так сказали, это СМИ не так поняли и неправильно написали – это обычная отговорка депутатов, которых поймали за язык.
В общем, СМИ теперь будут кругом виноваты. И поэтому самым безопасным для нас условиям станет полное молчание…
Да, конечно, борьба за гласность и свободу слова не проиграна. Мне с утра телефоны оборвали знакомые и незнакомые — простят не опускать руки, не сдаваться, — мол, президент этот депутатский проект зарубит, не подпишет – как было уже не раз.
Не знаю ничего про президента… Не подпишет - спасибо ему. Не подпишет - сделает ход конем. Все СМИ одномоментно окажутся президенту обязанными – по закону совести. Не знаю, у какой там еще самой распоследней «оппозиционной» газетенки хватит совести поливать грязью президента, которому они фактически обязаны своим существованием…
«Деяние, совершенное в интересах организованной группы или преступного сообщества, соединенное с искусственным созданием доказательств обвинения, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет». Вот бы эту статью применить к депутатам! Потому что иначе как «организованной группой» их не назовешь. И искусственно виноватыми они делают СМИ именно в интересах этой своей группы…. Это очень хороший закон. Если бы был законом, единым для всех, — не взирая, на должности. А пока…
*******
PS… а пока я отказала в публикации сотрудникам органов, предоставившим редакции отпадные материалы о том, как наши НПОшники защищают педофилов и растлителей. Вот по этой самой причине – сидеть не хочу. Хотя, как ни смешно, даже сидеть за такие вещи было бы спокойно и комфортно. Потому что в тюрьмах тоже сидят простые люди, которые ненавидят чиновников и депутатов, и многие пострадали от них. Потому что мы уже подошли к этому краю — отчаявшиеся бишкекчане уже простят защиты от распоясавшихся чиновников у криминальных авторитетов. Куда дальше…
Дальше выбор невелик: либо «чемодан, вокзал, Россия», либо «тюрьма и параша». Либо рот на замок… Либо оружие в руки. Выбор невелик. Но выбор есть всегда. Я хочу, чтобы депутаты это помнили… Пусть эта презираемая всеми нормальными людьми ОПГ, которая называется ЖК, вся скопом дрожит от страха. Пусть все эти проклятые людьми депутаты и чинуши дрожат за свои шкуры каждый день, когда вымогают взятки, воруют бюджетные деньги детей и стариков, принимают тупые законы — корыстные, гнилые, лживые. Пусть они дрожат от страха и каждую ночь, когда жду ареста — или гранаты в окно!
Елена Авдеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий