В киргизском аэропорту «Манас» 3 июня состоялась официальная церемония закрытия американского Центра транзитных перевозок, поставившая точку в истории американского военного присутствия на территории этой бывшей союзной республики.
Впрочем, окончательно уходить из Киргизии американцы не собираются, так как стратегическое значение Центральной Азии для интересов США слишком велико.
По словам руководителя базы полковника Джона Милларда, за 12,5 лет ее существования через "Манас" было переброшено 5,3 млн военных, или 98% всего состава Международных сил содействия безопасности (ISAF), действовавших в Афганистане. Благодаря базе было совершено 42 тыс. вылетов и переброшено 1,4 млн фунтов различных грузов. Базирующиеся в «Манасе» самолеты-топливозаправщики КС-13 совершили 33 тыс. дозаправок, заправив 136 тыс. бортов и израсходовав миллиард литров закупленного в Киргизии топлива. Фактически без существования базы «Манас» операция США и НАТО в Афганистане в ее нынешних масштабах была бы невозможной.
Американская авиабаза в бишкекском аэропорту «Манас» была создана в 2001 г., вскоре после терактов 11 сентября и начала операции в Афганистане. Участие в ее создании принимала и Россия.
Рассчитывая установить хорошие отношения с Вашингтоном, Москва убедила руководство среднеазиатских республик бывшего СССР разместить у себя американские военные объекты, необходимые для поддержки боевых действий в Афганистане.
Главным противником США был режим талибов, оттеснивший поддерживаемые Россией силы Северного альянса далеко на север. Поэтому действия американцев, как тогда казалось, соответствуют национальным интересам России. Помимо Киргизии, американцы разместили крупную базу в узбекском Карши-Ханабаде, которая была закрыта в 2006 г., вскоре после того, как США осудили жесткое подавление антиправительственных выступлений в Андижане. Персонал и техника были выведены из Узбекистана в «Манас», ставший главной перевалочной базой для войск США в Афганистане.
Со временем обнаружилось, что уходить из Афганистана американцы вовсе не торопятся. Война, начавшаяся вроде бы как возмездие за теракты 11 сентября, никаких четко обозначенных сроков своего завершения не имела. Окончательно разгромить талибов США и НАТО так и не смогли, зато объем афганского наркотрафика за время проведения антитеррористической операции, как известно, вырос более чем в 40 раз. Стратегически база в Манасе, находящаяся в непосредственной близости от границ Китая, Ирана и военных объектов России в Киргизии и Таджикистане, оказалась удивительно хорошо расположена. Американцы разметили на ней комплекс радиоэлектронной разведки, который позволял сканировать обширное пространство Центральной Азии и соседних государств. К тому же отношения США с Пакистаном, через который пролегал южный маршрут снабжения войск союзников в Афганистане, к концу «нулевых» годов сильно испортились, и основным каналом снабжения осталась северная сеть поставок, проходящая через Россию и страны Центральной Азии. Никуда уходить из «Манаса» в этих условиях американцы не собирались.
России же военная база США в зоне своих непосредственных интересов нравилась все меньше. Масла в огонь подлила «пятидневная» война 2008 г. с Грузией, четко обозначившая конфронтацию Москвы с Западом. В результате Москва попыталась договориться с возглавлявшим в то время Киргизию К. Бакиевым. В феврале 2009 г. Россия пообещала Киргизии выделить безвозмездную помощь в размере 150 млн. долл., льготный кредит в размере 300 млн. долл. и еще один кредит в сумме 1,7 млрд. долл. на строительство одной из крупнейших в регионе Камбаратинской ГЭС-1.
По мнению аналитиков, неформальным условием предоставления кредитов была ликвидация базы США в «Манасе». Однако Бишкек, получив два первых кредита, решил ее сохранить, переименовав в гражданский Центр транзитных перевозок.
Поскольку американцы в Манасе обладали экстерриториальностью, и досматривать перевозимые ими грузы киргизские силовые структуры не могли, такое переименование США ни к чему не обязывало. Под новой вывеской они могли по-прежнему возить через «Манас» все, что вздумается, ни перед кем не отчитываясь. Арендная плата за базу при этом выросла с 21 до 60 млн дол. в год, что наряду с полученными российскими кредитами создавало у киргизского руководства ощущение двойной выгоды. Однако в апреле 2010 г. в республике произошел государственный переворот, в результате которого К. Бакиев бежал в Белоруссию, а представляемые им южные кланы были отстранены от власти.
Временное правительство Киргизии во главе с президентом переходного периода Розой Отунбаевой, отчаянно нуждавшееся в деньгах, вывод базы предпочло не форсировать. Фактически же с американцами была достигнута неформальная договоренность о том, что база будет находиться в Киргизии и дальше. Арендная плата для разрушенной революцией республики оказалась совсем не лишней. Портить отношения с Соединёнными Штатами временное правительство, представлявшее собой конгломерат разрозненных политических сил, явно не хотело. К тому же сама Р. Отунбаева, работавшая послом Киргизии в США и Великобритании, оказалась слишком тесно связанной с американцами. О том, что руководство республики еще два месяца назад продлило договор с американской стороной по Центру транзитных перевозок, стало известно накануне парламентских выборов 10 октября 2010 г. Причем если сначала говорили, что договор продлен на год, то впоследствии стало известно, что уже тогда была достигнута договоренность о трехлетнем сроке пребывания американской базы в Манасе.
Причины, по которым киргизские власти отказывались выводить американскую базу, в республике оценивались по-разному. По словам лидера партии «Акшумкар» Темира Сариева, «у экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева всегда был единственный аргумент - военная авиабаза «Манас». Некоторые международные организации значительно влияют на политические процессы в Кыргызстане, но как только Курманбек Бакиев упоминал о военной базе, все вопросы отходили на второй план, в том числе и соблюдение прав человека». Не случайным было и продление договора по базе США президентом переходного периода Р. Отунбаевой. По мнению директора Центра методологии наук и социальных исследований Нурбека Омуралиева, за преступления против человечности во время межэтнических столкновений 2010 г. на юге Киргизии членов временного правительства можно было привлечь к ответственности в Международном уголовном суде. «Но в отдельных кругах уверяют, - отметил он, - что пока в Кыргызстане есть этот Центр транзитных перевозок …. нашим властям ничего не грозит».
В октябре 2011 г. президентом Киргизии был выбран Алмазбек Атамбаев, заявивший о необходимости вывода базы еще во время избирательной кампании.
«Договор по Центру транзитных перевозок истекает в 2014 году, - заявил он 15 августа 2011 г. в интервью российским журналистам, - … в полном соответствии с взятыми на себя обязательствами мы уведомим за полгода до этого срока американскую сторону о прекращении действия договора, и с 2014-го здесь будет крупный гражданский международный транспортный узел». Прежнее руководство республики, по его словам, уже достаточно испортило ее международную репутацию, не исполняя взятые на себя обязательства. И теперь все достигнутые ранее договоренности необходимо выполнить.
Однако окончательная ясность наступила лишь в декабре следующего 2012 г., когда А. Атамбаев на пресс-конференции заявил, что база будет ликвидирована. «В международном аэропорту «Манас» не должно быть военной составляющей, - отметил он. - Это моя принципиальная позиция. И она не принята под чьим-то давлением». По его словам, присутствие американцев, оказывает на регион дестабилизирующее воздействие. Производство наркотиков за 11 лет войны в Афганистане постоянно росло, причем даже не на всей территории страны, а в одной афганской провинции, которую при желании за это время можно было «вообще стереть с лица земли». В будущем же наличие военного объекта США может создать для Киргизии еще более значительные осложнения. «То, что там находятся вооруженные силы другого государства, создает проблемы для нас, - подчеркнул А. Атамбаев, - Предпринимались попытки диверсий».
Между тем покидать крайне удобную в стратегическом отношении Центральную Азию США явно не хотели. После запланированного на 2014 г. вывода основной массы войск из Афганистана американцы планировалось оставить там достаточно крупный контингент, который должен был обеспечить устойчивость новых афганских властей. Причем численность войск, которые планировалось оставить в Афганистане, в разное время колебалась от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек. Во время церемонии закрытия базы посол США в Киргизии Памелла Спратлен заявила, что в 2015 г. в Афганистане будет находится 9800 американских военных. Снабжение столь значительного контингента требует больших усилий, поэтому базу в Манасе США стремились сохранить до последнего. В июле 2012 г., например, помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк на слушаниях в Конгрессе сообщил, что с киргизскими властями ведутся переговоры о сохранении базы.
В качестве альтернативного «Манасу» варианта американцы прорабатывали вопрос о переносе военной базы в соседний Узбекистан. В августе 2012 г. накануне визита в Центральную Азию Р. Блэйка казахстанская пресса сообщила, что в Узбекистане может появиться военная база США. Спустя неделю «Коммерсант» уточнил, что Вашингтон и Ташкент начали переговоры о создании на узбекской территории Центра оперативного реагирования с задачами «координации действий» на случай обострения ситуации после намеченного на 2014 г. вывода войск США из Афганистана. Речь шла о крупнейшем военном объекте США в регионе, в который планировалось переместить часть вывозимой из Афганистана американской военной техники.
В ответ Россия активизировала военно-техническое сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном, пообещав предоставить им военную помощь в размере 1,1 млрд и 200 млн дол.
У Ташкента усиление военного потенциала соседних республик, отношения с которыми давно остаются напряженными, большой радости не вызвало, и вопрос о военной базе США больше не поднимался.
Вопрос об уходе американцев из «Манаса» имел для Киргизии и существенную экономическую составляющую. Помимо ежегодной арендной платы база приобретала местное топливо, товары, услуги, а также обеспечивала работой 700 местных жителей. Не случайно вопрос с ее ликвидацией решился после того, как Россия пообещала Киргизии крупные инвестиции в инфраструктурные проекты, включая строительство критически важных для энергодефицитной республики гидроэлектростанций. Кроме того, по итогам состоявшегося в сентябре 2012 г. визита в республику В. Путина Россия списала Киргизии долг в размере 189 млн дол. и в течение 10 лет согласилась равными долями списать еще один долг в размере 300 млн дол. После того, как в мае правительство Киргизии приняло наконец дорожную карту по присоединению с Таможенному союзу, Россия пообещала республике не только крупный грант на обустройство пограничных таможенных пунктов, но и создание инвестиционного фонда с уставным капиталом в размере 1 млн дол. для стимулирования развития внутреннего производства. Эти инвестиции должны с лихвой компенсировать финансовые потери, которые Киргизия понесет от ухода американцев.
По словам командующего базой Д. Милларда, в настоящее время на ней находятся не более 300 военнослужащих, которые полностью покинут Манас к 11 июля. Однако интерес к Киргизии у американцев вовсе не исчез.
Так, ранее размещенное на базе разведывательное оборудование, по мнению аналитиков, будет перемещено в посольство США, для которого сейчас в Бишкеке активно строится новое здание. Да и признаков свертывания деятельности американских НКО в республике пока не наблюдается.
Более того, американцы активно сотрудничают с киргизской оппозицией. В апреле этого года она попыталась организовать в республике пробный Майдан, который, впрочем, на фоне украинских событий большого внимания населения не привлек и прошел достаточно незаметно. Однако, сам факт его проведения говорит, что США продолжают активно работать в Киргизии, и от очередной цветной революции она отнюдь не застрахована.
Специально для Столетия
Комментариев нет:
Отправить комментарий