Сейчас отношения Кыргызстана с Узбекистаном уперлись в тупик. Мы-то раньше думали, что Узбекистан обиделся за то, что мы «Кыргызгаз» продали «Газпрому» за 1 доллар, и что Кыргызстан собирается вступать в Таможенный союз, мол, поэтому прекратил поставку газа на юг нашей республики.
К сожалению, у них оказались правовые зацепки. Точнее, наш Токон Мамытов ага, который сейчас пошел в «Кыргызалтын», получает зарплату около 1 млн сомов, в прошлом году подписал протокол, составленный между двумя странами, в котором решено рассматривать в одной связке пограничные вопросы вместе с хозяйственными. Вследствие этого, по словам руководителя отдела правительства по границам и развитию приграничных районов Кудайберди Искандарова, члены комиссии по делимитации и демаркации узбекистанской границы подписали соглашение о делимитации сначала 1007 км земли. Их правительство посредством этого протокола подняло вопрос об анклаве Сох, вопрос строительства ГЭС верхненарынского каскада, признало соглашение только по линии границы больше 700 км. А все остальные проекты – предоставление коридора анклаву Сох, необходимость проведения международной экспертизы в связи со строящимися в верховьях реки Нарын ГЭС должны рассматриваться и решаться в одной связке. Поэтому прекращение поставок газа на юг Кыргызстана тоже увязано с этим протоколом. Так говорят.
Невежество, безответственность дипломатов, госчиновников, подписывающих международные соглашения, наносят вред только народу, государству. К примеру, из-за того что бывший лидер СССР после Сталина Н. Хрущев подписал не раздумывая документ «Есть спорные вопросы по Курильским островам», те острова в международных отношениях получили статус «спорных земель». Японцы, опираясь на этот документ, постоянно поднимают этот вопрос и обвиняют Россию.
Когда в 1992 году впервые было подписано соглашение по «Кумтору», Кыргызстан не подумав подписал распределение долей не в объеме произведенной продукции, а по чистой прибыли. Из-за этого недоразумения страна осталась без сотен миллионов дополнительных средств. Потому что нет возможности сокрытия произведенной продукции, а подделать чистую прибыль искусственным способом оказалось легкой вещью.
А теперь из-за того что наш Мамытов ага вот так подписал «протокол-капкан», Узбекистан подводит газовый вопрос к открытию коридора для Соха, больше двух месяцев не подает голубое топливо. Отсюда возникает закономерный вопрос: "А куда смотрели участвовавшие в подготовке этого «капкана» специалисты МИДа, специалисты соответствующих аппаратов по международным отношениям?" Или это тоже такое же коррупционное явление наподобие тайной продажи воды из Токтогульского водохранилища? В таком случае они должны быть привлечены к наказанию во главе с Мамытовым.
Наступать трижды на одно дерьмо
Как информируют СМИ, наши некоторые госчиновники падают, поскользнувшись, не в первый раз. Бывший премьер-министр в 2001 году К. Бакиев подписал с руководством Узбекистана меморандум об открытии коридора для Соха, а когда усилился скандал, снова отозвал подпись. Сейчас некоторые наши чиновники говорят, что необходимо аннулировать подписанный Т. Мамытовым протокол. Правильно. Чем дать коридор Соху и разделить Баткенскую область пополам, лучше отказаться от того протокола, пусть даже нанести ущерб имиджу государства.
Узбекистан просит коридор для анклава Сох с населением 60 тысяч человек, но сам совершенно перекрыл дорогу, ведущую в наш эксклав Барак, относящийся к Кара-Суйскому району, тамошние жители бросают дома и переселяются. Скоро Барак совсем опустеет, им собираются завладеть граждане Узбекистана. Ну а Кыргызстан не перекрыл дорогу на Сох, они свободно сообщаются. Несмотря на это, Узбекистан ставит ультиматум по Соху, перекрыл газ, что можно рассматривать как шантаж. Но вызывает сожаление, что правовые основания для такого шантажа создали мы сами!
Как мы выйдем из ситуации?
Сейчас есть только один человек, способный решить вопрос подачи газа на юг Кыргызстана. Это – руководитель «Газпрома» Алексей Миллер. Потому что, хотя пока не завершены некоторые процедуры передачи «Кыргызгаза», но он уже стал одной из структур «Газпрома». Поэтому в правовом отношении у руководства Кыргызстана нет права вмешиваться в газовый вопрос. Но политическую ответственность за данный вопрос с него никто не снимает.
Скажем открыто – хаос порожден тем, что при продаже «Кыргызгаза» «Газпрому» четко не показано, кто в переходный период возьмет на себя ответственность. Учреждения, предприятия не по одному, а по два-три раза могут реорганизовываться, реформироваться, но их работа не подвергается срыву. Если бы при продаже «Кыргызгаза» четко указали: какая сторона берет на себя ответственность за обеспечение народа голубым топливом в переходный период, и отвечает за это головой, то не сложилась бы такая ситуация как сейчас на юге, где в многоэтажных домах жгут кизяк. Для исправления положения, облегчения тягот народа от кыргызского правительства требуется выставить жесткие требования к руководству «Газпрома». Потому что узбекская власть ни с кем не считается, кроме А. Миллера. Когда наши руководители звонят по телефону, по словам Ж. Оторбаева, те не хотят даже поднимать трубку. Если по-настоящему возьмется А. Миллер, чья чистая прибыль больше годового бюджета Узбекистана, кто стал государством в государстве, близкий к политическому руководству России, то не сомневайтесь – вопрос быстро решится в положительную сторону.
http://www.gezitter.org/politic/30972_budem_bditelnyimi_nedrugi_podnimayut_golovyi/
Комментариев нет:
Отправить комментарий