вторник, 16 февраля 2016 г.

Киргизия: Кому собираются отдать собственность государства?

Правительство Кыргызстана внесло в парламент проект Закона «О национальных холдинговых компаниях в КР». Следует обратить внимание, что вносимый проекта Закона, представляет необоснованные привилегии Национальным холдинговым компаниям и противоречит действующему законодательству и нормативно-правовым актам республики.



Так, в части 4 статьи 3 проекта Закона предусматривается отчуждение либо обременение имущества, полученного национальной холдинговой компанией от государства в порядке оплаты ее акций которое законодательством КР отнесено к стратегическим объектам КР, осуществляется в соответствии с проектом Закона по согласованию с ЖК КР.
Вместе с тем, возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности государства (объекты приватизации), в собственность физических и юридических лиц регулируется Законом КР «О приватизации государственной собственности в КР».
При этом в соответствии со статьей 4 Закона «О приватизации государственной собственности в КР», приватизация находящегося в государственной собственности имущества осуществляется в соответствии с разрабатываемой Правительством КР и утверждаемой ЖК КР Программой приватизации госимущества. Программа приватизации содержит перечни объектов государственной собственности: акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, имущественных комплексов и недвижимого имущества, подлежащих приватизации.
Таким образом, национальная холдинговая компания не подпадает под Закон «О приватизации государственной собственности КР», что создает огромные коррупционные риски.
Также, в проекте Закона в части 1 статьи 18 содержатся положения затрагивающие полномочия счетной палаты КР.
В частности, полномочия Счетной палаты КР распространяются на национальную холдинговую компанию, ее дочерние либо зависимые компании только в соответствии с целью деятельности Счетной палаты КР и только для аудита использования указанными компаниями средств государственного бюджета. Счетная палата КР не вправе проводить аудит национальной холдинговой компании, не соответствующий целям и области действия Счетной палаты КР.
Предлагаемая норма противоречит части 3 статьи 5 Закона КР «О счетной палате». Где прописано, что полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного или муниципального участия. По поручению ЖК КР, профильного комитета ЖК КР или Президента КР, Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий и организаций с долей государственного участия от 10% и более.
Таким образом, прописанные в проекте привилегии, предоставляемые холдинговым компаниям (читай Акционерным Обществам) повышают коррупционные риски и идут в разрез с Государственной стратегией антикоррупционной политики КР, утвержденной Указом Президента от 2 февраля 2012 года.
Необходимо отметить, в соответствии со статьей 2 предлагаемого Правительством проекта, национальная холдинговая компания – открытое акционерное общество, созданное Правительством КР в целях централизации использования им прав акционера (участника) в иных юридических лицах, а также в целях обеспечения управления имуществом, переданным им в капитал национальной холдинговой компании, в интересах КР.
Также, в части 7 статьи 3 проекта обозначено, что акции национальной холдинговой компании, находящиеся во владении КР, являются исключительной собственностью государства.
Следует отметить, что положения части 1 статьи 18 проекта Закона в правоприменительной практике приведут к коллизии. Таким образом создаются противоречия и коррупционные риски.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 32 Закона КР «О нормативно правовых актах КР» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений. Соответственно, Закон КР «О счетной палате» является специализированным законом.
В связи с чем, логично будет в части 1 статьи 18 проекта исключить положения ограничивающие полномочия Счетной палаты или внести соответствующие изменения в выше обозначенный закон.
Также, в статье 19 проекта Закона содержатся положения, затрагивающие процедуру закупки товаров, работ и услуг национальной холдинговой компанией, и ее дочерних компаний.
Необходимо отметить, что в 18 статье проекта Закона закреплено, что специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законами КР, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемых национальной холдинговой компанией. В отношении закупок товаров, работ и услуг национальной холдинговой компании и ее дочерних компаний применяются нормы настоящего Закона.
Однако, процедура государственных закупок регламентируется Законом КР «О государственных закупках». В соответствии с частью 3, Закон КР «О государственных закупках» не регулирует государственные закупки, непосредственно связанные с: 1) национальной безопасностью, 2) обороной, 3) защитой государственных секретов, 4) стихийными бедствиями.
Порядок организации вышеуказанных государственных закупок определяется Правительством КР.
В соответствии с Государственной стратегией антикоррупционной политики КР, утвержденной Указом Президента от 2 февраля 2012 года №26. Закон КР «О государственных закупках» является законодательной и организационной базой противодействия коррупции. Положения, затрагивающие порядок закупок товаров, работ и услуг содержащиеся в проекте Закона которые также предоставляют, привилегии являются коррупционным проявлением.
Закон «О государственных закупках», является специализированным Законом, который направлен на обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств при осуществлении государственных закупок. Таким образом, согласно статья 18 предлагаемого законопроекта, холдинговые компании с государственной долей не подчиняются Закону «О государственных закупках».
Исходя из этого следует вывод, что государственная собственность будет передана под управление отдельных лиц, без контроля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий