четверг, 24 июля 2014 г.

Правозащитница: «Заключенных по делу Гульнары Каримовой в колонии ждут пытки»

В интервью Uznews Мутабар Таджибаева раскрыла подробности процесса века – суда над сотрудниками империи опальной дочери президента.


Правозащитница и основательница «Клуба пламенных сердец» Мутабар Таджибаева рассказала, как к ней обращались за помощью бывшие соратники Гульнары Каримовой, какими методами правоохранители выбивают из них нужные показания, и почему члены команды опальной дочери президента не могут рассчитывать на смягчение наказания.

Более сотни людей, сотрудничавших с Каримовой, арестованы. Есть в громком деле и первые приговоры: еще 18-го июля Генпрокуратура Узбекистана сообщила, что 24 мая был вынесен приговор 13 соратникам Гульнары. 

По данным «Оздолик», гражданский муж Каримовой – Рустам Мадумаров - получил 10 лет лишения свободы, а Гаяне Авакян, на которую были зарегистрированы ряд компаний Гульнары – 9, но из-за сложения статей обвинения, срок им сокращен на треть. Им вменялись получения незаконной прибыли, незаконные валютные операции и даже похищение людей. Любая информация, касающаяся этого дела, строго засекречена, а все участники процесса подписали соглашение о неразглашении. 

- Почему суды над соратниками Каримовой зашифрованы, а приговоры выносят военные суды?

- Я не понимаю, причем здесь военные суды. Моя версия: военные суды и режим секретности обезопасят от утечки информации. Не забывайте: в западных странах продолжается следствие, и я думаю, что власти Узбекистана отмазывают дочь президента – будто виновники коррупционных деяний уже ответили за свои преступления. 

Я думаю, что соратники Каримовой сейчас станут даже жертвами пыток – из-за закрытости процесса никто не сможет сказать слова в их защиту. Обратите внимание, что всем дают очень длительные сроки – от 7 до 10 лет. Получается, что исполнители приговорены к наказанию, а организаторы махинаций - вне процесса. Даже если были факты коррупции и нарушения закона, то все они делались ради благосостояния Гульнары Каримовой.

- Как вы считаете, возбуждено ли дело в Узбекистане против самой Гульнары Каримовой?

- Думаю, что нет. Из того, что я знаю, ее даже не допрашивали в качестве свидетеля.

- Сколько человек проходит по делу президентской дочери?

- Сын Гульнары - Ислам Каримов - жаловался в известном интервью, что ему и матери неизвестна судьба более 30 человек. Судя по всему, пропавшие содержатся под стражей, их ждет несправедливый суд. Точной информации о количестве задержанных я не знаю. 

К нам обратились члены семей нескольких подсудимых. По моему ощущению, счет арестованным уже перевалил за сотню. Арестованы десятки людей, более того, им вменяются групповое преступление, давят даже на членов их семей. 

Особое внимание - к молодежи из различных проектов Каримовой: школы молодых предпринимателей, молодежное агентство по трудоустройству с центрами в каждой области, Медиа Центр, центр детского творчества и другие. 

- Вы помогали Янису Галанису, который работал фотографом Каримовой. Ему удалось освободиться из заключения благодаря наличию паспорта гражданина Греции. Что он рассказывал о своем заключении?

- Его держали под стражей 40 дней. Пыток к Янису не применяли, но его выкрали из такси, когда он ехал домой, две недели семья не знала о его местонахождении. Сорок дней заключения его ограничивали в еде и воде. 

Больше месяца он провел в своей летней одежде, хотя уже было холодно – ему не во что было переодеться, а никаких передач от родственников не принимали. Я считаю, что это тоже такой изощренный вид пытки. В основном у него требовали показания против Гульнары Каримовой и каждый его допрос снимали на видеокамеру.

- Жена Галаниса - Екатерина Клюева - также работала у Каримовой и сейчас содержится под стражей. Не было ли попыток ее освободить, учитывая наличие маленькой дочери?

- Мы хотели и ей помочь, но в последний момент Янис испугался и перестал сотрудничать. Может, его предупреждали, что если он начнет поднимать шум, то его не выпустят из страны. 

Во-вторых, Екатерина Клюева, судя по всему, причастна к финансовым махинациям, и не надо на это закрывать глаза. Последний раз мы с Янисом общались два месяца назад - я звоню, но он не берет трубку. Думаю, что он боится, даже будучи в Греции. Тем более что его дочь сейчас находится в Ташкенте с бабушкой.

- К какой жизни в колонии следует готовиться соратницам Каримовой?

- Про единственную в Узбекистане женскую колонию можно сказать много. Политзаключенных, к которым можно отнести и Клюеву с Авакян, ждет борьба с осужденными, которые работают на администрацию колонии. 

Последние могут устраивать любые провокации – им за это ничего не будет. Когда я сидела в колонии, моими соседками были экс-соратницы и подруги другой дочери Каримова – Лолы. Дилью и Наиру обвиняли в финансовых махинациях и присвоении крупной суммы денег. 

Дилья ослепла - представители Национальной службы безопасности пытали ее электрическим током. Дилья не могла самостоятельно передвигаться, и кто-то постоянно помогал ей сходить в туалет или помыться. При этом на инвалида Дилью работники колонии постоянно приписывали различные нарушения, чтобы она не попала под амнистию. 

Поэтому и у всех осужденных по делу Гульнары Каримовой нет шансов досрочно выйти на свободу. Более того, их срок будут постоянно продлевать, чтобы они не вышли из тюрьмы и не рассказали правду.

- Кто еще к вам обращался за помощью?

- Несколько семей арестованных, но я не могу раскрыть подробности – люди серьезно опасаются за жизнь и здоровье своих близких.

- А ваша помощь действенна? Галаниса удалось вытащить из тюрьмы благодаря греческому паспорту. А что делать тем, у кого нет греческого гражданства? Ваше участие помогает или наоборот усугубляет их положение?

- Я не уверена, что огласка и резонанс пойдут на пользу этим людям, и не у всех может быть такой результат, как у Галаниса. Все остальные - граждане Узбекистана, и в любой момент их могут заставить написать заявление, что они отказываются от нашей помощи. Но мы должны хотя бы попытаться.
Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий