среда, 23 июля 2014 г.

Усман Хакназаров: Козырные карты и ахиллесова пята каримовского режима

Два события в дипломатической жизни Узбекистана – визит министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Ташкент и поездка его узбекского коллеги Абдуллазиза Камилова в Бишкек, состоявшиеся в июле 2014 года, — показали, что именно является козырными картами и ахиллесовой пятой каримовского Оксароя во взаимоотношениях с Турецкой Республикой, а также с соседями по центральноазиатскому региону. Итак…

Долгожданная встреча с турецкой стороной
Ташкентская встреча президента Ислама Каримова и министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу была инициирована лично Исламом Каримовым еще в середине марта нынешнего года. Однако тогда президент Каримов, инициировавший несколько телефонных разговоров с Реджепом Эрдоганом, приглашал в узбекскую столицу самого премьер-министра Турции. Но Эрдоган любезно отказался от поездки в Узбекистан, ссылаясь на плотный график муниципальных выборов в Турции. В то же время он обещал отправить в Ташкент главу внешнеполитического ведомства Ахмета Давутоглу и выполнил свое обещание в июле нынешнего года.
Раскроем содержание закрытых переговоров Каримова и Давутоглу, которые по согласованию сторон не были оглашены ни узбекским, ни зарубежным средствам массовой информации.
Как и предполагалось, основной темой диалога между Каримовым и Давутоглу стал вопрос постоянного проживания лидера Народного Движения Узбекистана (НДУ) Мухаммада Салиха на территории Турции, а не проблемы экономических взаимоотношений или развития туризма, как сообщалось на пресс-конференции Давутоглу в Ташкенте.
Во время разговора Ислам Каримов выразил свои опасения по поводу того, что турецкие власти, могут оказать политическую, финансовую и иную поддержку Салиху и его движению. Нас волнует, что в Турции, вокруг Салиха собираются его единомышленники. Стамбул стал местом паломничества просалиховских элементов и групп, сказал Ислам Каримов.
В ответ на это Ахмет Давутоглу заявил, что Мухаммад Салих проживает в Турции наряду с другими иностранными гражданами и не пользуется привилегиями или льготами турецкого правительства.
Tурецкий министр заявил, что правительство Турции предпочитает поддерживать не оппозиционные группы и движения, а действующие правительства. «Мы за улучшение отношений с действующими властями, а не за поддержку проектов, которые могут испортить двусторонние отношения», заверил Давутоглу.
Только после этих слов Ислам Каримов понизил тон своей речи и начал говорить об увеличении объемов турецких инвестиций в экономику Узбекистана, о возобновлении работы турецких предприятий, которые были закрыты ранее в республике и т.д.
На протяжении почти полуторачасовой беседы Ислам Каримов дал понять турецкому дипломату, что в отношениях между Узбекистаном и Турцией узбекскую сторону волнует, в основном, вероятность поддержки Мухаммада Салиха и НДУ турецкими властями, а не какие-либо другие проблемы двухсторонних отношений.
Узбекская сторона планировала поднять аналогичные вопросы и во время переговоров Абдуллазиза Камилова с кыргызскими властями, которые были намечены на 16 июля 2014 года. Каримов очень боится слияния узбекской оппозиции с пассионарными слоями южных узбеков Киргизии, которых Каримов предал во время событий 2010 года.
Вражеские чувства , которые испытивает Каримов к узбекам Южной Киргизии не новы. Ещё за долго до Ошских собыитй по приказу именно Каримова был убит известный религизоный деятель из Карасу Мухаммадрафик Камолов. Каримов в нем видел потенциального лидера, способного объединить верующих против Каримовского режима. Потом киллеры Каримова убили журналиста Алишера Саипова, который осмелился критиковать узбекский режим и открыто поддерживал узбекскую оппозицию. И наконец, всего полтoра месяца тому назад в Карасу были задержаны один киллер (их было двое, одному удалось сбежать) которому было поручено физически устранить Рашот Кари Камолова, сына того же Мухаммадрафик Камолова. (Юг Киргизистана можно считать раем для агентов узбекских спецлужб, они там действуют смело, подкупая местных чиновников, чтобы они сотрудничали в ловле потенциальных врагов каримовского режима, как местныx так и беженцев из Узбекистана).
Нам неизвестно, какие вопросы конкретно были обсуждены во время разговора лицом к лицу А. Камилова с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамабаевым и другими кыргызскими чиновниками. Нам известно, какие тезисы были даны Исламом Каримовым министру иностранных дел Узбекистана для оглашения в переговорах с официальным Бишкеком. Глава внешнеполитического ведомства должен был преподнести этот вопрос не как опасения за безопасность узбекских властей, а как тревогу за общую, региональную безопасность. В пакете предложений узбекской стороны были и пункты об усилении контроля за религиозно активными узбеками, проживающими на юге Кыргызстана. В этом направлении министр иностранных дел Узбекистана планировал предложить кыргызским властям даже помощь узбекских спецслужб.
В обмен на такое сотрудничество узбекская сторона готовилась пойти на уступки кыргызам в решении водноэнергетических проблем, в частности, предложить узбекский газ по более низким ценам. Иначе говоря, Ташкент готовился на уступки Бишкеку по вопросам строительства новых гидроплотин и поставки газа в Кыргызстан.
Эти уступки могли быть предложены для того, чтобы власти соседней республики подключились к борьбе против врагов каримовского режима, чтобы соседи не дали коридор вооруженной узбекской оппозиции, стремящейся пробраться в Узбекистан .
Проект пакета предложений, разработанный в недрах СНБ и МИД Узбекистана для предоставления кыргызским властям, показал не только страх узбекских властей перед вооруженной оппозицией. Черновой вариант этих предложений выявил и то, что власть Ислама Каримова рассматривает проживающих в Кыргызстане и Таджикистане этнических узбеков как население, готовое поддержать вооруженные действия против каримовского режима.
Позиция узбекских властей, оглашенная во время переговоров с турецкой и кыргызскими сторонами, выявила так называемые козырные карты и ахиллесову пяту каримовского режима. Итак…
Страх перед вооруженной оппозицией
Узбекскaя армия по инициативе Ислама Каримова была переориентирована с борьбы с внешным врагов на борьбу против массовых акций протеста внутри страны, на борьбу против безоружного населения.
До недавнего времени Ташкент считал такую переориентацию мудрейшим и дальновидным шагом президента Каримова. Однако в конце 2013 и начале 2014 года, когда сталo наблюдаться резкая радикализация противников каримовского режима, когда даже представители светской оппозиции начали говорить о бесполезности борьбы мирными путями и необходимости применения вооруженных методов свержения режима .
A Ислам Каримов и его окружение поняли, что военная доктрина узбекских властей была ошибочной. Показательно-практическим свидетельством неправильности этой доктрины стали события на Украине, когда хорошо оснащенная и многочисленная украинская армия без боя сдала многие регионы и территории российскому противнику.
Теперь у Ислама Каримова, осознающего свой промах, нет времени, чтобы заново переориентировать узбекскую армию на борьбу с внешними угрозами. У него нет и средств, чтобы оснастить эту армию современной военной техникой.
Поэтому он старается выиграть во времени и под разными предлогами (устрашая соседей боевиками, предлагая газовые и иные преференции и т.д.) подключить к делу спасения своего режима правительства соседних Кыргызстана и Таджикистана. Ташкент планирует выйти с аналогичными предложениями и на Душанбе. В пакет предложений таджикской стороне, кроме электроэнергетических и газовых льгот, будут включены также возобновление транзита для таджикских грузовых перевозок.
Однако, такое «улучшение» отношений Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном долгим не будет: различные льготы и преференции будут предоставлены соседям до тех пор пока, Ташкент не встанет на ноги в военно-техническом плане.
По нашим данным, в недрах узбекского Совбеза разрабатывается новая военная доктрина Узбекистана, которая будет направлена на создание качественно новой узбекской армии, способной воевать против внешних угроз. Предполагается, что для реализации этих планов Ташкенту потребуется примерно 5-6 лет и финансы особо крупных размеров.
А пока, когда нет такой армии, Ислам Каримов пытается успокоить своё правительство, армию и население «обещаниями» о том, что «оппозиционеры, иммигрировавшие из Узбекистана заграницу на заре независимости, никогда не смогут вернуться на Родину».
И пока, когда нет такой армии, Узбекистан намерен использовать Кыргызстан и Таджикистан в качестве буферных республик для защиты каримовского режима, а Турцию – как рычаг сдерживания Мухаммада Салиха и НДУ.
Этими причинами и объясняется внезапность, а также синхронность возобновления «дружественных» отношений с Турцией и Кыргызстаном, с которыми долгие годы велась холодная война во всех государственных отношениях.
Эти же факторы побудили Ислама Каримова начать создание двухслойного кольца из танков и бронетехники вокруг президентской резиденции Куксарой (Дурмень), передислокацию специального военного батальона из г. Чирчика в Кибрайский район Ташкентской области, где находится вышеназванная резиденция узбекского президента.
Каримов из той породы хитрецов, кто «за год вперед почешет то место, которое должно чешаться». Только так можно объяснить внезапное «потепление» Ташкента к Анкаре и Бишкеку, а также усиление мер безопасности вокруг президентской резиденции Куксарой (Дурмень). Итак…
В заключении
Визит министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Ташкент и поездка его узбекского коллеги Абдуллазиза Камилова в Бишкек, состоявшиеся в июле 2014 года, можно сказать, выявили козырные карты и ахиллесову пяту каримовского режима.
Ислам Каримов пытается использовать правительство Реджепа Эрдогана в качестве своеобразного противодействия усилиям НДУ и его лидера Мухаммада Салиха по свержению антинародного режима в Узбекистане.
Козырной картой каримовского режима во взаимоотношениях с Турцией является стремление правительства Реджепа Эрдогана улучшить отношение узбекских властей к турецким инвесторам, восстановить работу крупных предприятий с участием турецкого капитала и т.д.
Ну, а в отношениях с Кыргызстаном и Таджикистаном Узбекистан пытается превратить прежние рычаги давления на соседей (перебои в поставках газа и сопротивление строительству новых гидроплотин) в приманку для решения собственных политических проблем.
Июль месяц 2014 года одновременно показал, что именно является ахиллесовой пятой каримовских властей. Как отмечали выше, в переговорах с турецкой и кыргызской сторонами Ташкент акцентировал свое выступление на угрозе радикализации светской узбекской оппозиции, о её союзе с вооруженными группами, которые грозят вторжением в республику.
Видно,что призывы взять в руки автоматы в борьбе против каримовского режима, активизация групп боевиков в приграничных с Таджикистаном и Кыргызстаном территориях Афганистана, события на Украине застали официальный Ташкент врасплох и хвалёная властями узбекская армия далеко не готова дать отпор внешним угрозам.
Эти и другие факты заставила официальный Ташкент забыть старые обиды и выйти с «пакетами предложений» к Анкаре и Бишкеку.
Это еще раз подтверждает Ислам Каримов уважает только силу. Перед военной мощью президент Каримов готов пойти на поклон даже к своему таджикскому коллеге Имомали Рахмону, которого считает своим основным врагом в Центральной Азии.
Это означает, что Атамбаев и Рахмон при желании без особого риска для себя могут манипулировать панический страх Каримова перед вторжением вооруженной оппозицией. Более того, кыргызские и таджикские власти могут даже помочь делу свержения Ислама Каримова, предоставляя например коридор его вооруженным противникам и избавиться тем самым от этой чумы в Центральной Азии.
Однако, ни кыргызским, ни таджикским властям, ни узбекской оппозиции не надо забывать, что Каримов долго не останется в таком зависимом от соседей положении.
Как было отмечено выше, узбекский Совбез уже начал разработку новой военной доктрины страны, которая направлена на переориентацию узбекской армии к боям против внешних врагов, на модернизацию военно-технической базы вооруженных сил страны. Тогда шансы свергнуть каримовскую власть резко уменьшатся как у соседних правителей, так у вооруженной узбекской оппозиции.
Усман ХАКНАЗАРОВ,
политолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий