Те, кто, поддавшись панике, занимались перепостом сообщений о возможно грядущей девальвации, сильно рискуют. Генпрокуратура напомнила об уголовной ответственности за распространение слухов, а советник президента Нацбанка сообщил о готовности финрегулятора привлечь к ней самых активных провокаторов.
С тех пор, как в феврале этого года Нацбанк «уронил» тенге сразу на 19% по отношению к доллару, слухи о повторной девальвации возникают в казахстанском обществе регулярно. Так советник Нацбанка РК Олжас Худайбергенов насчитал уже 3 волны беспочвенных слухов за последние полгода.
Последний раз о том, что финрегулятор вновь задумал удешевить нацвалюту, заговорили на прошедшей неделе. Причём, если раньше люди преимущественно ограничивались перепостом сообщений СМИ, в которых отдельные эксперты пророчили новую девальвацию, то в этот раз решили действовать.
Многие астанчане в ночь с 31 июля на 1 августа занимали очереди в обменниках в надежде купить как можно больше долларов. Естественно, на всех американской валюты не хватало, и народ ещё больше верил в «грядущую» девальвацию. Некоторые обменники, к слову, решили воспользоваться ажиотажным спросом и начали продавать доллары дороже, чем рекомендует официальный курс. Кроме того, в сетях WatsApp и Instagramm начали распространяться сообщения с призывами как можно скорее менять нацвалюту на доллары. И только советник председателя Нацбанка Олжас Худайбергенов на своей странице в Facebook пытался погасить панику, оперируя в своей обычной манере не эмоциями, а фактами. Для начала экономист привёл статистику по золотовалютным резервам, из-за которых, собственно, и разгорелся весь сыр-бор. В некоторых СМИ прошла информация о том, что эти самые резервы в мае-июне похудели на 6%, не исключено их истощение и по итогам июля. А это – верный признак грядущей девальвации. Олжас Худайбергенов напомнил, что в феврале золотовалютные резервы Нацбанка выросли на 6%, в марте – на 2%, в апреле – на 7%.
– Из-за чего даже после снижения в мае – июне резервы находились на уровне в 26,5 миллиарда долларов, что на 2–2,5 миллиарда выше уровня на начало года, – говорит Худайбергенов.
Ну и чтобы уж совсем погасить панику, советник главы Нацбанка сообщил, что за июль ЗВР выросли на 2% и составили 27 миллиардов долларов, а с начала года рост составил 9,2%. Но поверили официальным данным далеко не все, а может быть, некоторые этого сообщения и не увидели. Потому слухи о возможной девальвации сворачиваться не собирались. К вечеру пятницы Нацбанк выпустил уже официальный пресс-релиз, в котором ещё раз отметил, что ситуация на валютном рынке стабильная и никаких предпосылок для девальвации нет. Пытались успокоить панику в соцсетях и независимые эксперты. Так отрицали возможность девальвации финансист Айдан Карибжанов, политолог и экономист Марат Шибутов, экономический обозреватель Ден Стерлинг и другие признанные эксперты финансового рынка. Даже Ассоциация финансистов выпустила пресс-релиз, в котором сообщила, что по итогам сессии KASE на утро 1 августа 2014 года доллар стоит 182,08 тенге за штуку, причём по итогам нескольких дней можно отметить укрепление тенге по отношению к «зелёному». Общими усилиями панику вроде бы удалось погасить.
Но, чтобы минимизировать такие случаи в будущем, пресс-служба Генпрокуратуры напомнила об уголовной ответственности за распространение слухов.
– В этой связи официально пре-дупреждаем о недопустимости дальнейшего распространения информации о корректировке курса тенге, не основанной на официальных данных уполномоченных государственных органов. Представителей СМИ при освещении рассматриваемого вопроса также просим опираться только на проверенные факты и сведения, не допуская публикации не соответствующей действительности информации, – говорится в официальном пресс-релизе Генеральной прокуратуры.
А Олжас Худайбергенов сообщил, что привлечение особо активных распространителей сообщений о возможной девальвации по 242 статье УК РК вовсе не исключено. По его словам, сейчас Нацбанк решает вопрос об отправке заявления в правоохранительные органы.
– И далее уже они будут заниматься этим инцидентом, – говорит Олжас Худайбергенов.
К слову, максимум, который предусмотрен за распространение слухов по обновлённому законодательству, – 12 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий