пятница, 25 декабря 2015 г.

Облигация или Аблигация?

Как Туркменистан будет выпускать в обращение облигации, когда вся статистика строго засекречена?
«Авторитарный режим Туркменистана осторожно подходит к экономическим реформам, используя доходы от продажи газа и экспорта хлопка для поддержания своей крайне неэффективной и высококоррумпированной экономики» (Из справочника-альманаха ЦРУ США)



Последние более чем два десятилетия правительство Туркменистана, формируя государственный бюджет, не испытывало затруднений. Сырьевой экспортный потенциал вкупе с высокими ценами на мировом рынке энергоресурсов давал возможность без проблем формировать главный финансовый план страны и даже откладывать часть валютных поступлений от экспорта в государственный фонд.
Авторитарный режим Туркменистана осторожно подходит к экономическим реформам, используя доходы от продажи газа и экспорта хлопка для поддержания своей крайне неэффективной и высококоррумпированной экономики — так оценивают ситуацию в Туркменистане иностранные эксперты. В этом и заключалась временная, так называемая, «стабильность», которую в Туркменистане принято связывать с гением и масштабом государственного ума президента Курбанкули Бердымухаммедова.
Однако с падением мировых цен на нефть (а следом за ними и на газ) у Ашхабада начались проблемы. Туркменские власти стали искать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия своих расходов, в том числе и для подпитки бюджета. С этой целью правительство решило обратить внимание на внутренний рынок и для начала запустить руку в народный карман.
Сообщение о выпуске облигаций государственного займа стало весьма своеобразным «новогодним подарком» населению. Выступая на совещании правительства, президент Туркменистана заявил о важном значении развития рынка ценных бумаг для привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, притока капиталов для модернизации производства, обеспечения стабильности финансовой системы страны в целом. Из сказанного люди сразу поняли, что стабилизировать и модернизировать планируется за их счет.
Одним из финансовых инструментов, которым может воспользоваться государство с целью покрытия бюджетного дефицита или привлечения денежных ресурсов для осуществления каких-либо крупных проектов, является выпуск государственных облигаций — ценной бумаги, эмитированной (выпущенной) и гарантированной правительством. «Облигация» в переводе с латинского означает «обязательство». То есть эмитент в лице государства, выпустившего в обращение облигацию, обязуется возвратить ее номинальную стоимость (иногда с процентом) в оговоренный срок купившему ее частному или юридическому лицу. Проще говоря, выпуская государственные облигации, Туркменистан дает возможность гражданам стать кредиторами собственного государства, или еще проще — дать государству в долг.
Обычно облигации имеют различные характеристики и по форме обращения делятся на несколько видов. Например, облигации по сроку существования делятся на срочные и бессрочные; по возможности обмена на другие ценные бумаги — на конвертируемые и неконвертируемые; по форме выплаты процентного дохода — на купонные (процентные) и дисконтные и т.д. Описывать более детально нет смысла, поскольку никто не знает, какими характеристиками будут обладать государственные фондовые облигации Министерства финансов Туркменистана, кроме того, что выпускают их сроком на 5 лет.
Остается рассмотреть вопрос: насколько успешно сможет адаптироваться новый финансовый инструмент в реалиях перекошенной туркменской экономики.
Мировая финансовая практика показывает, что успех первичного публичного размещения государственных ценных бумаг на рынке — так называемого IPO (Ай-Пи-О), зависит от кредитного рейтинга страны. Присвоением рейтинга занимаются мировые рейтинговые агентства. Опираясь на оценку и прогнозы экспертов, можно сделать вывод о том, сможет ли госдарство отвечать по своим долговым обязательствам. К примеру, наивысшие кредитные рейтинги от ведущих агентств имеют такие страны, как Австралия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Швейцария и ряд других. Соответственно и облигации данных стран пользуются большим спросом на мировом финансовом рынке.
Туркменистан не входит в список стран, имеющих рейтинг межународных агентств. Поэтому предстоящий выпуск в обращение облигаций Министерства финансов Туркменистана является сугубо внутренним мероприятием, так сказать, для внутреннего «потребления».
Можно предположить, что несмотря на информационную закрытость страны, местные жители, по крайней мере старшее поколение, догадываются, с чем им придется иметь дело. Они все еще помнят, чем закончилась история с советскими облигациями. Помнят и невыполненное обещание первого президента обеспечить каждого туркмена 3-мя ключами: от квартиры, офиса и автомобиля. Пока нет ответа на вопрос, по какому закону государство будет отвечать за выплаты по новым облигациям (если такой вопрос вообще уместно ставить в Туркменистане).
Сомнений относительно затеи с государственными фондовыми облигациями Туркменистана более, чем достаточно. В связи с чем, вероятнее всего, для первичного размещения будут применены административные рычаги и меры принуждения. Первыми, кого заставят «добровольно» приобрести облигации, станут работники бюджетной сферы — врачи, учителя, а также работники государственных промышленных предприятий и сельского хозяйства. Более того, учитывая тотальный контроль государства над бизнесом, частный сектор экономики также будет в принудительном порядке подключен к инициативе высшего руководства.
Сомнения вызывает и предполагаемая доходность облигаций. Все будет зависеть от того куда будут направлены средства, вырученные от их реализации. Например, от конкретных программ по модернизации того или иного производства, прибыль от которого в будущем могла бы служить источником выплат по облигациям.
Возникает вопрос: а много ли в Туркменистане таких отраслей, куда можно безболезненно направить финансовые ресурсы и получить качественную отдачу? Лидером тут безусловно является энергетический сектор, большая часть продукции которого идет на экспорт. Захотят ли власти делиться с народом валютной выручкой, получаемой от экспорта энергоресурсов?
Или занятые у народа деньги будут аккумулированы в бюджет и ими уже в который раз профинансируют многочисленные непроизвоственные обьекты? Захотят ли граждане отбирать деньги у своих семей и финансировать строительство флагштоков, фонтанов, памятников, дворцов и курортов?
Реальное финансовое состояние Туркменистана сегодня вызывает тревогу. Информация о трудностях с обменом валюты также не прибавляет оптимизма, но дает повод усомниться в устойчивости маната. Вдруг через некоторое время его девальвируют, тогда что будет с облигациями, номинированными в местной валюте?
В стране отсутствуют такие понятия, как гарантированная сумма страхования вкладов государством, индексация вкладов… Как поступят власти с вкладами при падении курса маната? И этот вопрос остается открытым.
Еще один пробел — это информационный вакуум и замкнутость туркменского общества. Где черпать информацию о реальном состоянии экономики? Как понять, принесет ли купленная облигация доход инвестору или превратится в «пыль»? Обладателю туркменских облигаций нужно следить за уровнем инфляции. Тогда сразу другой вопрос: из каких источников «счастливчику» узнавать о темпах роста инфляции? Не секрет, что отчеты и доклады туркменского Госкомстата переполнены радужными процентами от неизвестного целого.
И еще, прежде, чем говорить о размещении облигаций среди населения, правительство должно было провести глубокий анализ состояния домашних хозяйств, определить их доходность, прожиточный минимум, уровень безработицы, уровень бедности, и многое другое. И не просто определить, а сделать эту информацию доступной для населения. Ничего этого сделано не было, и вряд ли будет сделано позднее.
А вот где ни вопросов, ни сомнений быть не может, так это в том, что уже очень скоро чиновники доложат об успешной первичной кампании по размещению государственных облигаций и о неистовой поддержке туркменским народом «мудрой экономической политики любимого президента».
Специально для «Гундогара»

Комментариев нет:

Отправить комментарий