вторник, 2 апреля 2013 г.

Кому подчиняется Служба Безопасности Президента (СБП) Узбекистана?


Этот вопрос интересует многих людей, как внутри, так и за пределами республики, однако конкретный и точный ответ не могли найти даже бывшие руководители СБП. Не уверенно отвечают даже лица, сыгравшие большую роль в формировании профессиональных навыков подразделения  с первых дней независимости страны.
А нынешние руководители и сотрудники СБП боятся не только искать ответ, но даже слышать этот вопрос. Потому что в истории СБП были случаи, когда некоторые руководители из-за интереса к этой проблеме увольнялись и даже подвергались преследованиям. Действительно, и сейчас любое проявление излишнего интереса по этому поводу могут привести к негативным последствиям.

Дело в том, что вопрос «Кому подчиняется СПБ?» не подлежит обсуждению по инициативе самого Рустама Иноятова, председателя СНБ. Именно по его инициативе в разные годы люди, пожелавшие внести ясность в этот вопрос, были немедленно отстранены от занимаемой должности и даже уволены от прохождения дальнейшей военной службы в органах по различным дежурным причинам. Примерами тому служат истории с бывшими начальниками СБП, генералами В. Бахриддиновым и Р. Ходжаевым. Последние пострадали за свое мнение об отделении СБП от подчинения руководству СНБ. В частности, Р.Ходжаев видел такую необходимость после февральских терактов 1999 года, когда он узнал, что произошедшие все пять взрывов просто были запланированы руководством СНБ и были специально приурочены к предстоящему выступлению И.Каримова на совещании в здании Кабинета Министров республики.

Сторонники прямого подчинения СБП президенту страны есть и среди нынешних работников Службы. Например, большинство сотрудников Второго отдела (оперативное обеспечение охраны) СБП Узбекистана, до сих пор уверены в том, что данная Служба по ее предназначению должна подчиняться исключительно только президенту республики. Однако, на самом деле кадровым обеспечением СБП занимается председатель СНБ Р. Иноятов. В истории СБП были даже такие моменты, когда отбором первого, второго и третьего кольца президентской охраны долгое время лично занималась супруга президента Татьяна Акбаровна Каримова. Позднее этим делом стала заниматься “баронесса” Гульнара Исламовна Каримова.

Однако неизменным остается то, что за все время деятельности СБП самому руководителю Службы остается вести исключительно формальную сторону охраны президента: составлять ежедневный график работы, подписывать различные документы, относить документы на подпись к президенту страны и т.д. Поэтому работники СБП и руководящий состав СНБ называют начальника СБП Куклой. Кличка «Кукла» действительно точно характеризует положение и статус начальника СБП Узбекистана.

Начальник СБП, полностью подчиняющийся председателю СНБ, уполномочен только набирать так называемый «уличный» персонал охраны президента. Создается вопрос: «Кому и почему нужна такая организация дел в СБП?».

Секрет такого порядка заключается в обеспечении баланса сил между президентом И. Каримовым (самаркандский клан) и председателем СНБ Р. Иноятовым (ташкентский клан). Такой порядок вещей в СБП устраивает их обоих, при таком раскладе сил  хорошо спится им обоим. Каримов и Иноятов, превратившие Узбекистан в семейный бизнес, во всех отношениях сильно зависят друг от друга. С одной стороны, президент Ислам Каримов слишком хитрый и непредсказуем со своими запасами интриг, что в конечном итоге не может не настораживать  Рустама Иноятова. С другой стороны, глава узбекских спецслужб, имеющий полный контроль за действиями и передвижениями И.Каримова, всегда готов нанести мощный удар, что окончательно решит судьбу президента страны и его близких в любое время.

Хотя между Каримовым и Иноятовым заключен так называемый джентльменский «пакт о ненападении», они готовы перегрызть горло друг другу по принципу «кто первый». Каждый из них знает, что по “понятиям их образа жизни” один из них должен выйти из игры, чтобы второй мог завладеть абсолютной властью. Поэтому Ислам Каримов, прекрасно представляющий опасность такого равновесия, решил  не предпринимать конкретных шагов в отношении Рустама Иноятова до тех пор, пока власть в стране официально и реально не будет передана Гульнаре Каримовой. Но после этого президент, известный своим интриганством и предательством, обязательно предпримет попытки «упаковать» Р. Иноятова, чтобы Гульнаре не мешало нынешнее равновесие сил.

Это прекрасно понимает главный чекист Узбекистана, который, как мы отмечали выше, готовит свое «спецмероприятие», назначенное на момент сложения полномочий действующего и объявления нового президента. А пока Рустам Иноятов ограничивается, как отмечали выше, только организацией «утечек» компроматов против Гульнары Каримовой, как это было в истории отмыванием денег со шведским телефонным оператором  «Telia Sonera».

С помощью «Куклы», неограниченной возможности Управления Собственной безопасности СНБ, а также полного контроля телефонных разговоров Ислама Каримова и членов его семьи, Рустам Иноятов держит ситуацию под своим пристальным вниманием. Через возможности Оперативно-Технического Управления (ОТУ) СНБ детально контролируется каждый разговор, начиная со спальни Ислама Каримова, кончая его кабинетом и даже персональной специализированной автомашиной марки «Мерседес-Бенц».

Нужно отметить, что сам Р. Иноятов не намерен занимать пост президента Узбекистана даже при удачном стечении обстоятельств. Если такое случится, то, скорее всего, это место займет другой, но подконтрольный Иноятову представитель ташкентского клана. Если, конечно, осуществлению тайного плана ташкентцев не помешает третья сторона.

Усман Хакназаров

Комментариев нет:

Отправить комментарий