Моя предыдущая статья из цикла «Об авторитаризме и Назарбаеве» представляла собой ответ на вопрос, смогут ли елбасы, Акорда и правящая элита обеспечить работой «лишнюю» половину населения и ускоренное развитие несырьевой экономики республики, чтобы в итоге дать возможность повыситься уровню жизни основной массы казахстанцев.
Лично я считаю, что не смогут. Причем ни сегодня, ни завтра, ни в обозримом будущем. Но тогда встает следующий вопрос — а что они могут? Чтобы ответить на него, придется напомнить читателям, что Назарбаев дважды в новейшей истории Казахстана искал и находил поддержку большинства правящей элиты, расплачиваясь за нее тем, что ему не принадлежало.
В первый раз это случилось после 1993 года, когда в обмен на поддержку совершенного будущим елбасы государственного переворота и взятого им курса на построение авторитарной политической системы он дал верхушке госаппарата и директорскому корпусу возможность поучаствовать в приватизации госсобственности, точнее — «прихватизировать» ее.
Во второй раз Назарбаев был вынужден обратиться за поддержкой во время острейшего внутриполитического кризиса, начавшегося с создания «Демократического выбора Казахстана» осенью 2001 года и раскола элиты на собственно правящую элиту и контрэлиту. Тогда верхушка госаппарата и тесно связанные с нею крупный и средний бизнес получили возможность наложить лапу на земли сельхозназначения.
Сегодня в стране очередной внутриполитический кризис, который тем страшнее для Акорды, что одновременно нарастают социально-экономические проблемы, решить которые все и сразу она не в состоянии. Более того, последние становятся системными и для их решения нужны уже не разовые вливания госсредств или применение административного ресурса, а реформы, причем не только экономические.
***
Сразу оговоримся, что внутриполитический кризис начался не сегодня и даже не в 2009 году, когда государство захватило «БТА Банк», тем самым переведя давнее политическое противостояние между главой государства и Мухтаром Аблязовым в открытую форму.
Лично я отношу начало этого внутриполитического кризиса к 2007 году, когда стремление Назарбаева, так сказать, закрепиться у власти отныне и во веки веков, оформленное в виде серии планов политических действий под условным названием «СуперХан», встретило сопротивление со стороны влиятельных элитных групп. Оно было скрытым, но оно было и было сильным.
Значительная часть казахстанской правящей элиты не хотела превращения Республики Казахстан в наследственную монархию, которой правил бы сначала Нурсултан Первый, а потом его потомки. Не потому, что они были демократами, а потому, что это обесценивало их роль и значение в политической системе, лишало политического будущего и было крайне невыгодно по многим другим причинам.
В результате серия политических акций, среди которых были: проверка реакции общественности на идею введения монархии, озвученную, кстати, Рахатом Алиевым, присвоение Назарбаеву звания «лидера нации — елбасы», предоставление ему дополнительного иммунитета, полномочий и гарантий, кампания по формированию культа личности первого президента РК в итоге закончилась ничем. Почему так случилось — тема для отдельной статьи.
Но факт остается фактом. Назарбаеву не удалось то, что удалось Наполеону Бонапарту, который из первого консула смог стать Наполеоном Первым, императором Франции. Реакцией елбасы на все это стало назначение руководителем администрации президента РК Аслана Мусина, который, будучи жестким администратором, склонным к силовым мерам, в итоге превратился в дубинку елбасы. А через несколько лет заслужил кличку «Берия».
То, что за этим последовало, нет смысла напоминать. Акорда жестко и последовательно дрессировала правящую элиту, «забивая» всех тех, кто мог сопротивляться, и запугивая остальных примерным наказанием «козлов отпущения».
При этом она активно использовала межклановые противоречия, расправляясь с намеченными жертвами руками их внутриэлитных врагов. На поверхности все это выглядело как кампания по борьбе с коррупцией, межведомственные войны или стычки элитных группировок.
В итоге — обвинительные судебные приговоры нескольким десяткам представителей казахстанской правящей элиты, включая министров, вице-министров, замакимов областей, акимов нижестоящих уровней, членов Верховного суда, высокопоставленных сотрудников силовых структур.
Я не утверждаю, что все они стали невинными жертвами политического произвола Аслана Мусина, который действовал по поручению и в интересах Назарбаева, но то, что выбор жертв был во многом не случаен и главной задачей Акорды было усмирение элиты, это несомненно.
***
Однако усмирение помимо политических дивидендов принесло и проблемы. Главная из них заключается в том, что часть правящей элиты, на словах клянясь в верности елбасы, на самом деле выступила против него и его наместников. Результатом этого противостояния и стали события в Жанаозене 16 декабря 2011 года.
Я не сомневаюсь, что и Назарбаев, и руководители его администрации, бывший и новый, а также руководители спецслужб прекрасно знают, кто организовал сначала беспорядки в день празднования 20-летия независимости республики, а затем массовый расстрел мирных жителей полицейскими и сотрудниками КНБ. Но не в их интересах сегодня это раскрывать.
И все это происходило на фоне мирового финансово-экономического кризиса, пик которого для нашей страны пришелся на 2008 год. Более того, несмотря на четыре прошедших года, общие доходы правящей элиты не восстановились, поскольку большая ее часть отсечена от сырьевого сектора, который контролируется самим Назарбаевым и его родственниками, а спекуляции землей, строительство, банковское дело и торговля стали намного менее доходными в результате прекращения кредитной накачки экономики и сокращения платежеспособного спроса.
В итоге Назарбаеву пришлось отступить. На поверхности это выразилось в заваливании Жанаозена бюджетными деньгами, смене акима области на местного уроженца, причем посткризисный глава региона Бауржан Мухамеджанов отправлен послом в заштатное посольство в Литве, отставке Аслана Мусина с должности главы администрации президента РК. А позднее — в создании Минрегионразвития во главе с первым вице-премьером и планах расширить местное самоуправление, в том числе ввести выборность акимов, увеличить численность их аппаратов и бюджеты, расширить права.
И, похоже, урок прямого столкновения с региональной элитой был так называемым лидером нации усвоен. Принято считать, что Назарбаев в нашей стране всемогущ и может делать все что пожелает. Это далеко не так. Он действительно всемогущ и может сделать все, что хочет, с отдельным человеком. Или небольшой группой лиц.
Но когда речь идет об интересах влиятельных кланов или всей правящей элиты, тут пасует и елбасы. Вспомните, сколько было криков с его стороны и указаний навести порядок с землепользованием в природоохранной зоне Алматы. И оцените, чем все это в итоге закончилось — несколькими снесенными заборами и отнятыми участками.
Даже чтобы посадить за решетку Владимира Козлова и нефтяников, закрыть независимые СМИ и партию «Алга», властям пришлось потратить больше года и пойти на открытое и грубое нарушение ими же написанных законов.
***
В последнее время кресло под Назарбаевым сильно зашаталось и ему приходится что-то делать, чтобы не допустить революции или дворцового переворота. Для этого ему надо в кратчайший срок обеспечить значимый экономический рост, чтобы повысить уровень жизни населения и снизить протестный накал. Тем более что прежние механизмы перекладывания ответственности по принципу «царь хороший, да бояре плохие» срабатывает все хуже и хуже.
Но чтобы обеспечить экономический рост, нужны инвестиции. Назарбаев активно ищет их за рубежом, а пока пытается покрыть дефицит за счет государства и квазигосударственных структур. Однако уже понятно, что качество госинвестиций на порядок хуже, чем у частных инвесторов. Причем по вине казахстанской элиты, которая привыкла забирать свою львиную долю с любого проекта, не озабочиваясь тем, будет он успешным или нет.
Более того, в условиях экономической стагнации правящая элита, привыкшая жить на широкую ногу, отнюдь не готова ни верно, беспрекословно и честно служить Родине, ни и сокращать свои запросы и расходы. Соответственно, резко увеличилось ее давление на бизнес и на бюджеты — как государственные всех уровней, так и квазигосударственных структур. И это уже привело к заметному ухудшению экономического самочувствия предпринимателей и больших масс казахстанцев, в том числе благодаря росту тарифов ЖКХ и розничных цен на предметы первой необходимости.
В этих условиях Нурсултан Назарбаев оказался перед суровым выбором. Чтобы удержаться у власти, ему нужно заставить правящую элиту эффективно, производительно и напряженно работать в интересах всей страны, а не в своих частных интересах.
Кроме того, ему нужна поддержка правящей элиты уже не только в противостоянии с внутренними врагами вроде Мухтара Аблязова и Рахата Алиева, но и во взаимоотношениях с Москвой и Пекином.
Но чтобы получить поддержку от правящей элиты в третий раз за свое авторитарное правление, Назарбаев должен ей что-то дать. А у него уже ничего нет. Правда, елбасы отменил мораторий на предоставление прав недропользования, но они представляют интерес только для очень узкой группы лиц. Так что предложить правящей элите так называемому лидеру нации нечего.
В этих условиях Назарбаеву не остается другого выхода, как проводить мобилизацию, в первую очередь элиты. Кстати, точно в таком же положении оказался и Владимир Путин, поэтому Кремль приступил к реализации новой политики, которую в прессе обозвали «национализацией» элиты.
Разница между елбасы и его российским коллегой заключается в том, что последний куда более свободен в действиях и словах и помимо всего прочего может играть на патриотических чувствах россиян и на антиамериканизме и антизападничестве значительной части граждан этой страны. Назарбаев же связан по рукам и ногам, поскольку остро нуждается в притоке иностранных инвестиций и приходе западных инвесторов, чтобы не допустить политического доминирования над собой России и экономического доминирования со стороны Китая.
Если взглянуть на происходящее в нашей стране с этой точки зрения, то становятся понятными многие последние инициативы Акорды. Судя по всему, елбасы хочет поставить правящую элиту в условия, когда той, чтобы сохранить свое положение в госаппарате, нужно будет начать верно, старательно и эффективно выполнять его указания.
Для этого Акорда сначала протестирует госслужащих, в первую очередь политических и включенных в корпус «А», и отсеет непригодных, на ее взгляд, затем обострит и сделает прозрачнее конкуренцию за места на госслужбе за счет формирования кадрового резерва и формализации процедуры отбора кандидатов на госслужбу и новых госслужащих. И в завершение создаст вневедомственный централизованный контроль над госслужащими, их карьерным ростом и перемещениями внутри аппарата, сформирует механизм оценки результата их деятельности.
Все это, в общем-то, неплохо и вполне соответствует принципам меритократии. Однако у меня есть подозрения, что дело этим не ограничится и что на самом деле Назарбаев хочет обновить правящую казахстанскую элиту в целом.
***
Почему я так считаю? Потому что елбасы не ограничился вышеупомянутыми новациями в деле отбора, формирования и обновления корпуса госслужащих. Кроме них он инициировал принятие новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, поддержал консолидацию ревизионных структур под эгидой Счетного комитета РК и принял ряд неожиданных кадровых решений, например по Аслану Мусину и Кайрату Кожамжарову.
Чем принципиально отличаются новые проекты УК и УПК РК от ныне действующих? Возможностью значительно упростить и ускорить процедуры предварительного следствия и суда, особенно если обвиняемый признает свою вину. Спрашивается, зачем это нужно Акорде сегодня, если только она не рассчитывает на заметное увеличение числа подсудимых в ближайшем будущем?
А назначение Аслана Мусина главой Счетного комитета РК и усиление последнего путем подчинения ему де-факто ревизионных комиссий маслихатов и ревизионных подразделений госструктур. И это после того, как братья Рыскалиевы, пользовавшиеся поддержкой бывшего главы администрации президента РК, были объявлены уголовными преступниками и бежали из страны! Согласитесь, оно явно выбивается из общего ряда.
Точно так же, как повышение Кайрата Кожамжарова из председателя АБЭКП РК в секретари Совета безопасности РК, после того как против него ополчилась значительная часть казахстанской элиты, включая первостепенные фигуры из ближайшего окружения самого елбасы.
Так вот, судя по этим и другим фактам, Назарбаев, не найдя возможности в очередной раз подкупить правящую элиту, чтобы получить необходимую ему политическую поддержку, решил ее поменять. Я не знаю, сам ли он додумался до этой идеи или ему подсказал кто-то, те же Карим Масимов или Марат Тажин, но идея не нова. Точно так же действовали другие диктаторы.
Чтобы не ходить далеко и не углубляться в историю, вспомним соседние с нами Китай и Россию. В СССР в тридцатых годах Иосиф Сталин, столкнувшись с сопротивлением своему курсу тогдашней партийно-государственной элиты и воспользовавшись убийством Кирова, развернул массовые репрессии, которые в буквальном смысле слова обескровили страну. В Китае в аналогичных условиях Мао Цзэдун сделал то же самое в рамках так называемой культурной революции.
Понятно, что с тех пор прошло много времени и мир сильно изменился. Поэтому вряд ли Назарбаеву удастся осуществить массовые репрессии, но то, что они будут, пусть в сглаженной, не слишком кровавой, но оттого не менее болезненной форме, я не сомневаюсь. Для этого все уже готово.
Судя по всему, дальнейшее развитие событий будет происходить так. Воспользовавшись последними новациями в кадровой политике Акорда, а точнее Карим Масимов, который в качестве руководителя администрации президента РК возглавил новую Нацкомиссию по кадровой политике, проведет внеочередную аттестацию политических госслужащих и госслужащих корпуса «А», убрав всех тех, кто, по мнению нынешней правящей верхушки, не соответствует современным требованиям.
На их место будут призваны другие госслужащие и желающие стать таковыми. И именно они после ротаций и устаканивания станут членами новой правящей элиты. А поскольку в Казахстане власть первична, а собственность вторична, новая элита начнет претендовать на доходы и активы старой, в результате той придется поделиться, потому что если она не сделает, то окажется в итоге в поле зрения силовых органов.
А поскольку честных людей в нынешней власти нет, все там пребывающие одним миром мазаны, то подвести их под закон не составит труда. При этом у старой элиты, попавшей под горячую руку Назарбаева и Масимова, будет немного шансов отбиться традиционными методами — через родственников, друзей и благодаря взяткам. Потому что ревизионную систему страны и ее верхушку — Счетный комитет РК возглавляет политический изгой Аслан Мусин, а правоохранительные органы контролирует другой всеобщий нелюбимец секретарь Совбеза РК Кайрат Кожамжаров.
И поскольку героев в нынешней правящей элите нет, она вся рабско-лакейская, то выбор у нее будет ограниченный. Или бежать за границу в расчете, что там не достанут, или молча соглашаться с потерей должности, влияния, доходов и собственности.
В результате через пару лет Назарбаев получит новую элиту, которая будет полностью предана ему и будет поддерживать его всегда и везде. И которой он в третий раз заплатит тем, что лично ему не принадлежит. Понятно, что путь, который выбрал елбасы, будет сложным и трудным, но у него другого просто нет. Чтобы мобилизовать страну, ее экономику и население, ему в первую очередь нужно мобилизовать правящую элиту. Кстати, точно так же будет вынужден поступать и Владимир Путин.
...Предыдущие материалы из этой серии читайте на портале по ссылкам: «Об авторитаризме и Назарбаеве - I», «Об авторитаризме и Назарбаеве - II», «Об авторитаризме и Назарбаеве - III», «Об авторитаризме и Назарбаеве - IV», «Об авторитаризме и Назарбаеве - V», «Об авторитаризме и Назарбаеве - VI», «Об авторитаризме и Назарбаеве — VII».
Республика, М.Кетебаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий