Власти региона преследуют протестантских проповедников как агентов влияния Запада. Они считают меняющий систему ценностей неофитов протестантизм средством культурной глобализации.
На днях сразу в двух городах Узбекистана полиция и сотрудники национальной безопасности нагрянула на частные квартиры, где местные христиане мирно распивали чай за чтением Библии. Так в городе Карши полиция и "комитетчики" "застукали" за чтением Священного Писания баптистов собравшихся на квартире Светланы Андрейченко. Уличенных в "преступлении" отвезли в отделение полиции, а Андрейченко была оштрафована почти на четыре миллиона сумов ($1900 по официальному курсу) — деньги огромные для Узбекистана.
Аналогичный рейд прошел в Ташкентской области. Девять полицейских ворвались в квартиру 83-летней Лидии Максименко, где местные протестанты рассуждали о Боге. Собравшихся, в том числе старушку, отвезли в полицию. В участке христианам популярно объяснили, что если они не прекратят свою "преступную деятельность", то против них сфабрикуют уголовные дела и отправят "за решетку". Зачинщик "бесчинства" Николай Саворовский был оштрафован на $3000.
Действия полиции объясняются просто: в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении деятельность незарегистрированных религиозных объединений запрещена, и власти рассматривают как преступление даже мирное чаепитие за чтением Библии. Увы, зарегистрировать общину нереально — власти отказывают в этом под любым предлогом. Неудивительно, что рейды полиции на частные квартиры протестантов, в частности, Свидетелей Иеговы, стали будничной жизнью в этих государствах. Обычно "нарушителей" просто штрафуют, но в Узбекистане как минимум три христианина из числа представителей религиозных меньшинств побывали за решеткой за свою "преступную деятельность".
Местным "нетрадиционалам", в самом деле, позавидовать трудно. Приведу несколько примеров из моей практики западного правозащитника в Центральной Азии. В Каракалпакии на севере Узбекистана полиция поймала двух пятидесятников за чтением Библии. "Преступникам" надели на голову противогазы и перекрыли доступ воздуха. Студентов-кришнаитов в Ургенчском университете, которым согласно догмам их религии запрещено употреблять алкоголь и мясные продукты, преподаватели заставляли пить водку и закусывать ее колбасой.
Примеры можно множить до бесконечности. По сути, жизнь протестантов в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане несильно отличается от жизни катакомбных христиан в Риме: местные верующие, чтобы совместно почитать Библию вынуждены удаляться в пустыню или труднодоступные горы.
Столь ярко выраженное негостеприимное отношение к "нетрадиционалам" можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в частных беседах со мной таджикские узбекские чиновники говорили, что, борясь с исламскими радикалами, они закрывают все новые и новые мечети, и если в этой ситуации они разрешат открывать церкви, то местные мусульмане "поймут их неправильно".
Во-вторых, в отличие от православных и католиков, протестанты и Свидетели Иеговы активно проповедуют свои взгляды, что также вызывает резкое недовольство среди многих мусульман. Ведь, согласно канонам ислама, мусульманин, отрекшийся от своей веры, должен быть казнен. Уже были случаи, когда толпы правоверных врывались в баптистские молитвенные дома и избивали проповедников до потери сознания, а во дворе церквей разжигали костер из Библий. В 2005 году в Киргизии был убит пастор-киргиз, а 2004 году в таджикском городе Исфара был застрелен в упор из автомата протестантский священник Сергей Бессараб, активно занимавшийся миссионерством среди мусульман.
В-третьих, власти стран Средней Азии рассматривают протестантских проповедников как инструмент прямого влияния Запада на население своих стран. А делиться влиянием они ни с кем не намерены. "Раньше нашими колонизаторами были русские, теперь, когда мы добились, наконец, независимости, страну наводнили европейские и американские миссионеры, которые пытаются сделать наш народ послушными марионетками Запада", – убеждал меня офицер туркменских спецслужб.
И это, в общем, недалеко от истины. По мнению американского социолога, директора Института по изучению экономической культуры при Бостонском университете Питера Бергера, протестантизм является наиболее серьезным массовым движением, которое служит средством культурной глобализации. Как утверждает английский ученый Дэвид Мартин, "принятие протестантизма меняет отношение людей к семье, сексуальному поведению, воспитанию детей и, что самое главное, к работе и экономике вообще". В принципе сказанное выше можно вполне отнести и к Свидетелям Иеговы, хотя эта изобретенная в Америке религия достаточно сильно отличается от классического христианства, она, несомненно, проповедует западную систему ценностей.
Успеху протестантских проповедников, в первую очередь, способствует такая отнюдь недуховная вещь, как деньги. Например, хотя доля протестантов среди населения киргизской столицы едва ли превышает один процент, количество плакатов, пропагандирующих именно эту ветвь христианства, значительно больше, чем мусульманских или православных. Подпольные протестантские церкви с оплачиваемым Западом пастором есть практически во всех населенных пунктах Центральной Азии.
Наибольших достижений западные миссионеры добиваются в нищих странах, где у населения к тому же нет устоявшихся религиозных убеждений. В Центральной Азии, например, им не удалось добиться успеха среди таджиков и узбеков, но значительное количество киргизов и казахов перешло в протестантство или стали Свидетелями Иеговы. Объяснение этому простое. Кочевники в недавнем прошлом, казахи и киргизы гораздо менее религиозны, чем земледельцы узбеки и таджики: ислам у них распространен лишь на обрядовом уровне и тесно переплетен с языческими суевериями.
Главным успехом западных миссионеров за последние полвека можно считать Южную Корею. После второй мировой войны в этой нищей стране буддизм для многих являлся лишь номинальной верой. Этим и воспользовались проповедники с Запада. Результат налицо: сегодня большинство населения этой страны протестанты.
Западные проповедники уже успешно освоили Африку, и сейчас с бешенной активностью "окультуривают" Южную Америку. Хотя испанцы и заставили местных индейцев принять католичество, в реальности многие из них по прежнему исповедуют языческие верования. Именно с такими полуязычниками и работают миссионеры. При этом хитрые протестанты, чтобы завоевать расположение индейцев, в отличие от католических священников, проповедуют им не на испанском, а на их родном языке. Такая же тактика применяется и в Средней Азии. Так, я лично знал протестантского пастора, который не знал ни слова по-русски, но зато бегло изъяснялся на казахском.
В качестве примера, что из себя представляет эта "target group", приведу индейский поселок Сантиаго Атитлан в горах Гватемалы, где я нахожусь сейчас. Местные племена майя поклоняются богу Максимон. Этот странный гибрид соединил в себе образы древних богов майя, апостола Петра, евангельского Иуды и покорителя Гватемалы конкистадора Педро де Альварадо. Статуи Максимона по очереди "опекают" разные семьи. Кукле вставляют в губы сигарету, а рядом с ней ставят бутылочку рома (Педро де Альварадо любил выпить и покурить).
Приход конкистадоров не улучшил существенно жизнь местных индейцев. Майя по-прежнему спят вповалку в убогих однокомнатных жилищах, готовят еду на дровах, и даже обыкновенный мобильник считается среди них большой роскошью. Среди индейцев очень много алкоголиков, и в местных магазинах практикуется такая необычная услуга: за 10 центов здесь дают понюхать опорожненную бутылку текилы.
По-видимому, именно такое, мягко говоря, социально неблагополучное и не определившиеся с религиозными убеждениями, общество оказалось особенно удачным для атаки западных миссионеров. Так, кроме католического собора, в поселке есть две протестантские церкви и один храм Свидетелей Иеговы!
Западным миссионерам удается добиться успеха и у настоящих "дикарей". Так несколько лет назад я побывал в племени охотников и собирателей в джунглях на острове Борнео. Женщины здесь не стеснялись ходить с голой грудью, а перед каждой охотой вооруженные луками и копьями мужчины оставляли подарки языческим божкам. Каково же было мое удивление, когда даже в этом первобытном мире мне удалось обнаружить протестантские церкви и храмы Свидетелей Иеговы.
Конечно же, население Центральной Азии – это не дикари острова Борнео и даже не индейцы майя. Но после распада СССР здесь образовался огромный пласт растерянных нищих людей, ищущих новые нравственные идеалы. И для миссионеров было бы непростительным грехом не прийти этим несчастным на помощь.
По мнение Питера Бергера, "одни считают глобализацию предвестием международного гражданского общества, началом новой эры мира и демократизации. Для других это означает экономическую и политическую гегемонию Америки, в результате чего культура во всем мире станет однородной и превратится в нечто вроде метастазов Диснейленда. Один французский правительственный чиновник остроумно назвал такую ситуацию "культурным Чернобылем".
Не приходится сомневаться, что в Центральной Азии согласны с мнением француза.
Игорь Ротарь
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/23/1155644.html
На днях сразу в двух городах Узбекистана полиция и сотрудники национальной безопасности нагрянула на частные квартиры, где местные христиане мирно распивали чай за чтением Библии. Так в городе Карши полиция и "комитетчики" "застукали" за чтением Священного Писания баптистов собравшихся на квартире Светланы Андрейченко. Уличенных в "преступлении" отвезли в отделение полиции, а Андрейченко была оштрафована почти на четыре миллиона сумов ($1900 по официальному курсу) — деньги огромные для Узбекистана.
Аналогичный рейд прошел в Ташкентской области. Девять полицейских ворвались в квартиру 83-летней Лидии Максименко, где местные протестанты рассуждали о Боге. Собравшихся, в том числе старушку, отвезли в полицию. В участке христианам популярно объяснили, что если они не прекратят свою "преступную деятельность", то против них сфабрикуют уголовные дела и отправят "за решетку". Зачинщик "бесчинства" Николай Саворовский был оштрафован на $3000.
Действия полиции объясняются просто: в Узбекистане, Таджикистане и Туркмении деятельность незарегистрированных религиозных объединений запрещена, и власти рассматривают как преступление даже мирное чаепитие за чтением Библии. Увы, зарегистрировать общину нереально — власти отказывают в этом под любым предлогом. Неудивительно, что рейды полиции на частные квартиры протестантов, в частности, Свидетелей Иеговы, стали будничной жизнью в этих государствах. Обычно "нарушителей" просто штрафуют, но в Узбекистане как минимум три христианина из числа представителей религиозных меньшинств побывали за решеткой за свою "преступную деятельность".
Местным "нетрадиционалам", в самом деле, позавидовать трудно. Приведу несколько примеров из моей практики западного правозащитника в Центральной Азии. В Каракалпакии на севере Узбекистана полиция поймала двух пятидесятников за чтением Библии. "Преступникам" надели на голову противогазы и перекрыли доступ воздуха. Студентов-кришнаитов в Ургенчском университете, которым согласно догмам их религии запрещено употреблять алкоголь и мясные продукты, преподаватели заставляли пить водку и закусывать ее колбасой.
Примеры можно множить до бесконечности. По сути, жизнь протестантов в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане несильно отличается от жизни катакомбных христиан в Риме: местные верующие, чтобы совместно почитать Библию вынуждены удаляться в пустыню или труднодоступные горы.
Столь ярко выраженное негостеприимное отношение к "нетрадиционалам" можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в частных беседах со мной таджикские узбекские чиновники говорили, что, борясь с исламскими радикалами, они закрывают все новые и новые мечети, и если в этой ситуации они разрешат открывать церкви, то местные мусульмане "поймут их неправильно".
Во-вторых, в отличие от православных и католиков, протестанты и Свидетели Иеговы активно проповедуют свои взгляды, что также вызывает резкое недовольство среди многих мусульман. Ведь, согласно канонам ислама, мусульманин, отрекшийся от своей веры, должен быть казнен. Уже были случаи, когда толпы правоверных врывались в баптистские молитвенные дома и избивали проповедников до потери сознания, а во дворе церквей разжигали костер из Библий. В 2005 году в Киргизии был убит пастор-киргиз, а 2004 году в таджикском городе Исфара был застрелен в упор из автомата протестантский священник Сергей Бессараб, активно занимавшийся миссионерством среди мусульман.
В-третьих, власти стран Средней Азии рассматривают протестантских проповедников как инструмент прямого влияния Запада на население своих стран. А делиться влиянием они ни с кем не намерены. "Раньше нашими колонизаторами были русские, теперь, когда мы добились, наконец, независимости, страну наводнили европейские и американские миссионеры, которые пытаются сделать наш народ послушными марионетками Запада", – убеждал меня офицер туркменских спецслужб.
И это, в общем, недалеко от истины. По мнению американского социолога, директора Института по изучению экономической культуры при Бостонском университете Питера Бергера, протестантизм является наиболее серьезным массовым движением, которое служит средством культурной глобализации. Как утверждает английский ученый Дэвид Мартин, "принятие протестантизма меняет отношение людей к семье, сексуальному поведению, воспитанию детей и, что самое главное, к работе и экономике вообще". В принципе сказанное выше можно вполне отнести и к Свидетелям Иеговы, хотя эта изобретенная в Америке религия достаточно сильно отличается от классического христианства, она, несомненно, проповедует западную систему ценностей.
Успеху протестантских проповедников, в первую очередь, способствует такая отнюдь недуховная вещь, как деньги. Например, хотя доля протестантов среди населения киргизской столицы едва ли превышает один процент, количество плакатов, пропагандирующих именно эту ветвь христианства, значительно больше, чем мусульманских или православных. Подпольные протестантские церкви с оплачиваемым Западом пастором есть практически во всех населенных пунктах Центральной Азии.
Наибольших достижений западные миссионеры добиваются в нищих странах, где у населения к тому же нет устоявшихся религиозных убеждений. В Центральной Азии, например, им не удалось добиться успеха среди таджиков и узбеков, но значительное количество киргизов и казахов перешло в протестантство или стали Свидетелями Иеговы. Объяснение этому простое. Кочевники в недавнем прошлом, казахи и киргизы гораздо менее религиозны, чем земледельцы узбеки и таджики: ислам у них распространен лишь на обрядовом уровне и тесно переплетен с языческими суевериями.
Главным успехом западных миссионеров за последние полвека можно считать Южную Корею. После второй мировой войны в этой нищей стране буддизм для многих являлся лишь номинальной верой. Этим и воспользовались проповедники с Запада. Результат налицо: сегодня большинство населения этой страны протестанты.
Западные проповедники уже успешно освоили Африку, и сейчас с бешенной активностью "окультуривают" Южную Америку. Хотя испанцы и заставили местных индейцев принять католичество, в реальности многие из них по прежнему исповедуют языческие верования. Именно с такими полуязычниками и работают миссионеры. При этом хитрые протестанты, чтобы завоевать расположение индейцев, в отличие от католических священников, проповедуют им не на испанском, а на их родном языке. Такая же тактика применяется и в Средней Азии. Так, я лично знал протестантского пастора, который не знал ни слова по-русски, но зато бегло изъяснялся на казахском.
В качестве примера, что из себя представляет эта "target group", приведу индейский поселок Сантиаго Атитлан в горах Гватемалы, где я нахожусь сейчас. Местные племена майя поклоняются богу Максимон. Этот странный гибрид соединил в себе образы древних богов майя, апостола Петра, евангельского Иуды и покорителя Гватемалы конкистадора Педро де Альварадо. Статуи Максимона по очереди "опекают" разные семьи. Кукле вставляют в губы сигарету, а рядом с ней ставят бутылочку рома (Педро де Альварадо любил выпить и покурить).
Приход конкистадоров не улучшил существенно жизнь местных индейцев. Майя по-прежнему спят вповалку в убогих однокомнатных жилищах, готовят еду на дровах, и даже обыкновенный мобильник считается среди них большой роскошью. Среди индейцев очень много алкоголиков, и в местных магазинах практикуется такая необычная услуга: за 10 центов здесь дают понюхать опорожненную бутылку текилы.
По-видимому, именно такое, мягко говоря, социально неблагополучное и не определившиеся с религиозными убеждениями, общество оказалось особенно удачным для атаки западных миссионеров. Так, кроме католического собора, в поселке есть две протестантские церкви и один храм Свидетелей Иеговы!
Западным миссионерам удается добиться успеха и у настоящих "дикарей". Так несколько лет назад я побывал в племени охотников и собирателей в джунглях на острове Борнео. Женщины здесь не стеснялись ходить с голой грудью, а перед каждой охотой вооруженные луками и копьями мужчины оставляли подарки языческим божкам. Каково же было мое удивление, когда даже в этом первобытном мире мне удалось обнаружить протестантские церкви и храмы Свидетелей Иеговы.
Конечно же, население Центральной Азии – это не дикари острова Борнео и даже не индейцы майя. Но после распада СССР здесь образовался огромный пласт растерянных нищих людей, ищущих новые нравственные идеалы. И для миссионеров было бы непростительным грехом не прийти этим несчастным на помощь.
По мнение Питера Бергера, "одни считают глобализацию предвестием международного гражданского общества, началом новой эры мира и демократизации. Для других это означает экономическую и политическую гегемонию Америки, в результате чего культура во всем мире станет однородной и превратится в нечто вроде метастазов Диснейленда. Один французский правительственный чиновник остроумно назвал такую ситуацию "культурным Чернобылем".
Не приходится сомневаться, что в Центральной Азии согласны с мнением француза.
Игорь Ротарь
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/23/1155644.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий