вторник, 23 июля 2013 г.

Бурный поток

Как замакима района международный скандал спровоцировал


В минувшие выходные неожиданно обострился вялотекущий водно-хозяйственный конфликт между соседними регионами Казахстана и Киргизии. Опрометчивое, скоропалительное высказывание заместителя акима Жуалынского района Жамбылской области Бесбая КАНСЕИТА (на снимке внизу слева)о передаче во временное пользование соседям полутора тысяч гектаров наших земель, которое процитировали многие казахстанские массмедиа, - и вот уже МИД вчера сообщил корреспонденту “Времени”: в данный момент дипломаты обеих стран ведут интенсивные переговоры по урегулированию ситуации.

Вчера же утром акимат Жамбылской области выступил с официальным разъяснением, в котором поспешил дезавуировать скандальные слова г-на Кансеита. “Официально сообщаем, - говорится в информации облакимата, -что казахстанская сторона не передавала земли в собственность Кыргызской Республике. По договоренности с кыргызской стороной временно разрешен только прогон скота по территории Республики Казахстан”. При этом облакимат подчеркнул: никто не уполномочивал заместителя акима Жуалынского района комментировать ситуацию вокруг транс­граничного канала “Быстроток”.
Тут самое время рассказать предысторию конфликта.
Политический скандал между соседями разразился после 10-дневной водной блокады, устроенной киргизами земледельцам Жуалынского района Казахстана. Точка отсчета в этой “водной войне” -7 июля. В тот день жители села Кайнар Кара-Бууринского района Таласской области Киргизии перекрыли межгосударственный канал “Быстроток” в районе казахстанско-киргизской границы.
Для земледельцев Жуалынского района это стало настоящей бедой: посевы картофеля, бахчевых, фруктовые сады на 1800 гектарах в 40-градусную жару просили воды, как батальоны - огня.
Но тех, кто по ту сторону границы засыпал канал тоннами щебня, мало волновали наши проблемы. Перекрытием воды горячие киргизы выражали… протест.
К тому, что граждане дружественной Киргизии периодически против чего-нибудь протестуют, все в Казахстане давно привыкли. Но обычно это происходило в границах соседнего государства и касалось разве что наших туристов, привыкших отдыхать на Иссык-Куле. Однако на этот раз соседи решили устроить казахстанцам “водные процедуры”, добиваясь -ни много ни мало! - перекройки границы.

Договор о киргизско-казах­станской границе, общая протяженность которой 1241 километр, был заключен 15 декабря 2001 года. В 2008 году полностью завершились делимитация и демаркация межгосударственной границы, линия ее прохождения была признана обеими странами. Однако определенную часть жителей маленькой, но гордой страны это, похоже, не устроило. Начались акции протеста. В 2012 году власти наших государств с учетом мнения жителей приграничных сел договорились об обмене 2600 гектаров земли между селом Андреево Жамбылской области и селом Коксай Таласской области Киргизии. Казалось бы, вот решение проблемы. Ан нет - теперь соседские пейзане пожелали заиметь другой казахстанский участок - в долинной местности.
Справедливости ради отметим: как сами эти требования, так и форма их выражения показались недопустимыми киргизским властям. Премьер-министр КР Жанторо САТЫБАЛДИЕВ (на снимке справа)по этому поводу заявил: 11 километров канала проходят по территории Киргизии, и в результате его перекрытия без воды остались не только казахстанцы, но и жители нескольких киргизских сел.
- Протестующие заявили, что они прекратят акцию протеста и откроют канал, только если правительство вместе с парламентом отменят соглашение о завершении процесса делимитации и демаркации госграницы между Киргизией и Казахстаном, подписанное в 2001-м
и ратифицированное в 2008 году, - пояснил глава киргизского правительства. - Я ответил сельчанам, что правительство Киргизии не может пойти на отмену документа, потому что в одной из статей соглашения конкретно указано, что оно бессрочное и денонсации не подлежит!
Однако митингующие продолжали сдерживать воду. Была предпринята попытка разрешить ситуацию с помощью переговоров: руководство нашего Жуалынского района съездило к губернатору Таласской области. Им было заявлено: мол, местные власти не причастны к инциденту, а воду жители перекрыли самовольно.
16 июля посольство Казахстана в Киргизии выступило с заявлением, в котором отметило, что “сложившаяся ситуация на межгосударственном водоканале “Быстроток” не соответствует духу Договора о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 8 апреля 1997 года, а также Договору о союзнических отношениях между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 25 декабря 2003 года”. Казахстанское диппредставительство призвало киргизскую сторону принять срочные меры по незамедлительному восстановлению канала “Быстроток” и недопущению впредь подобных односторонних действий по изменению режима межгосударственных каналов в районе казахстанско-кыргызской государственной границы.
17 июля в ситуацию вмешался премьер-министр Казахстана Серик АХМЕТОВ, в телефонном разговоре со своим киргизским коллегой призвавший восстановить подачу воды по трансграничному каналу.
И лишь после этого напряжение стало ослабевать. К переговорам с жителями сел Коксай и Кайнар Таласской области подключились представители органов местного самоуправления и аксакалы. Уговаривать их приезжали вице-премьер Киргизии по обороне, безо­пасности и вопросам границы Токон МАМЫТОВ и депутаты жогорку кенеша. Как они увещевали своих граждан, что им сулили - неизвестно, но в итоге в канале зажурчала вода.

И вдруг в конце минувшей недели как гром среди ясного неба прозвучало заявление зам­акима Жуалынского района Бесбая Кансеита о том, что жители Киргизии могут временно получить в свое распоряжение полторы тысячи гектаров земли. “По-моему, у нас нет другого выхода, - сказал зам­акима. - Нам придется позволить им пасти свой скот на наших землях. Правда, мы отдадим им не четыре тысячи гектаров, как они требовали, а полторы тысячи”. При этом районный бастык подчеркнул: земля будет в распоряжении киргизов до тех пор, пока в Жамбылской области не появится свой канал, строительство которого запланировано на следующий год.
Наш корреспондент связался по телефону с виновником дипломатического скандала.
Разговор с вице-акимом Жуалынского района Бесбаем Кансеитом вышел весьма любопытный.
- Бесбай Кансеитович, казахстанские и киргизские СМИ сообщают, ссылаясь на вас, что часть территории нашей страны переходит соседям. На основании чего вы сделали такое заявление?
- Как я мог сделать такое заявление?! У меня даже полномочий таких нет, как я буду передавать землю? На каждой встрече, а мы встречались семь раз с коллегами из Киргизии, были представители областного масштаба, например, первый замакима области. У киргизов одни и те же требования - очень большие требования с их стороны. Первое - открыть скотопрогон через наш “Большой клин”, дать возможность пользоваться пастбищем на их земле, чтобы пасти свой скот там. Потом требовали вообще убрать проволоку с границы. Мы им говорили: даже если вы не дадите воду, мы проволоку не уберем - это же граница! Второе: разрешение на такие действия дает правительство. Мы не можем его дать. Нас самих туда не подпустят, на эту границу. Когда последний раз закрыли воду - семь раз встречались, ни разу даже протокол не писали. Потому что мы не имеем на это права. Я же не чиновник, сидящий в правительстве.
- Расскажите подробнее, как проходили ваши встречи с киргизскими коллегами.
- Например, неделю назад мы встречались с первым замом губернатора Таласской области. Был от нас заместитель начальника управления областного ЧС ПРАЛИЕВ, от “Казводхоза” - КАЗЫКЕЕВ (директор жамбылского филиала. - М. К.). Мы ездили все вместе в село Кайнар на их территории. Только началось собрание - местные жители тут же выгнали из зала своего губернатора, заместителя губернатора области чуть не вы­гнали. Потом, когда вмешалась милиция, майора взяли за шиворот, драка началась. Целый час канителились они, а мы просто потихоря убежали оттуда. Потом мы привезли туда всех аксакалов наших (у нас есть свой совет ветеранов войны и труда), депутатов привезли тоже. Они тоже пообещали, что если канал откроют, будут наверху просить, чтобы все вопросы решить. Аким нашего района (Батырбек КУЛЕКЕЕВ. - М. К.) тоже был на этих встречах, постоянно звонил БОЗУМБАЕВУ (Канату, акиму Жамбылской области. - М. К.), советовался. В итоге соседям пообещали: вопрос со скотопрогоном решат - пусть только они воду откроют. Я на всех этих встречах присутствовал. Потом я уже туда сам ездил с двумя сельскими акимами (у них картофель “горит” - 1680 гектаров без воды). Мы втроем ездили, шесть часов просидели с коллегами из Киргизии - прямо в начале канала “Быстроток”. Они требуют, чтобы Казахстан разрешил проход скота на их пастбища - мол, только после этого вода будет. Там получается так: чтобы попасть на свои пастбища, соседям приходится идти через наш “Большой клин”. Там полторы или две тысячи гектаров земли - она им принадлежит. Раньше проход был открыт. Там проволока с двух сторон - сделан как бы туннель для скота. Вот наша делегация обещала открыть проход. Я лично обещать не имею права - могу только их требования донести до нашего областного и районного руководства. А открывать шлагбаумы и убирать проволоку не имею права. Кто я такой - всего лишь замакима! Даже областной аким не может отдать им землю - не то что я. Нашим правительством поставлена задача: ни одного квадратного сантиметра не отдавать. Если они дадут один метр - мы дадим метр взамен. Я в государственной комиссии был, в Алматы побывал, в других местах. Везде этот вопрос обсуждался. Когда прежним акимом района был КАРАШОЛАКОВ, он много болел. Мне приходилось за него ездить. Всегда обещали вопрос решить. В прошлом году скот киргизы пасли на своих пастбищах. В этом году - нет. Но я не имею права открывать проход и тем более землю отдавать.
- Есть ли оптимальное решение у этого конфликта - чтобы и казахстанские, и киргизские крестьяне были довольны?
- Не знаю... Я один раз высказал свое мнение, а теперь мне сказали, чтобы я увольнялся. А никто не разбирался, что и как я сказал. Я обрадовался тогда: воду пустили! Крестьяне все обрадовались. За два дня до этого они поднялись, митинг устроили. Говорили - на высшем уровне ничего не делается, вы сидите сложа руки. Я сам туда ездил, их утихомирил. Сказал: канал откроем, вода будет. Я знаю, что государство первым траншем выделяет 700 миллионов тенге, чтобы построить свой канал. У нас другого выхода нет. Сейчас открыли канал, вода есть. В следующем году опять закроют... С ними не договоришься!

Галина ВЫБОРНОВА, Жамбылская область, Михаил КОЗАЧКОВ, фото Руслана Хисамутдинова, Алматы

Вместо P.S. Наш собкор в Жамбылской области дозвонилась до первого замакима региона Карима КОКРЕКБАЕВА, который как раз ехал из Тараза в сторону Киргизии.
- Чтобы не зависеть от прихотей наших соседей, мы будем строить свой гидротехнический узел и свой канал, - заявил замакима. - Что касается Кансеита, то он не имел права так говорить. И за это аким области освободил его от занимаемой должности.

Комментарий в тему

- Данный человек (замакима района Кансеит. - Ред.) не должен был комментировать сложившуюся ситуацию, - заявил вчера “Времени” пресс-секретарь МИДа РК Нуржан АЙТМАХАНОВ. - В областном акимате его слова уже опровергли. В настоящее время казахстанская сторона активно обсуждает ситуацию с нашими коллегами из Киргизии, поэтому я пока не могу ничего вам сказать. Быть может, по окончании переговоров будет какое-то заявление. Ну а то, что заместитель акима района дает комментарии по таким вопросам, - это, конечно, смешно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий