Возможен ли в Казахстане приход к власти националистов? С таким вопросом мы обратились к казахстанским политологам и экспертам после публикации исследования ученого Эмиля Паина, в котором он отмечает тенденцию развития националистических идей в России. Палитра мнений оказалась весьма широка.
Либеральные ценности в России так и не прижились, а самыми массовыми идеями стали ксенофобия и национализм, замешанные на жажде социальной справедливости. К такому выводу пришел доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Эмиль Паин в результате исследования на тему «Российское идеологическое безвременье в зеркале социальных медиа». «Наше исследование показало, что разделение общества на идеологические группы можно считать свершившимся фактом», - отметил он в интервью журналу «Огонек».
Но кроме явных различий просматриваются и общие для всех течений признаки. «Во‑первых, негативная консолидация преобладает над позитивной: если мы дружим, то только противкого-то . Во‑вторых, нарастает недовольство. Ни одна из идеологических групп, включая провластную, не выражает удовлетворенности текущим положением дел и нынешнюю власть оценивает в лучшем случае как меньшее из зол. В‑третьих, во всех группах преобладает скепсис в отношении позитивных перемен. Мало кто верит, что может стать лучше, и уж тем более, что скоро станет лучше. Это и есть важнейший признак безвременья - настоящее безобразно, а будущее бесперспективно», - отметил ученый.
Чтобы оценить, какой будет идеологическая палитра России в ближайшем будущем, ученый предложил обратить внимание на способность к самоорганизации и объединению сторонников каждой из представленных групп.
«Наибольшую способность и готовность к самоорганизации проявили левые и националисты. Заметно отстают провластные (их организовывают сверху). А наименьший интерес к самоорганизации - у либералов. Соответственно, у них же самые безрадостные перспективы», - сказал в интервью ученый.
Эмоциональность до греха доведет
В Казахстане есть сильно выраженный национал-патриотический тренд, который формирует и продвигает определенные объединения и политиков, считает директор центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев:
- В нем, с одной стороны, доминируют переживания за судьбу казахского народа, его права, интересы, социально-экономическое положение, а с другой - присуща чрезмерная эмоциональность, которую придают национал-патриоты отдельным вопросам, и которая выходит на уровень поиска, скажем, внешних врагов.
Отсюда, считает политолог, и выпады против русского языка и, соответственно, его носителей. Причем не только в отношении граждан русской национальности, но и тех казахов, которые плохо знают родной язык, общаясь на русском.
- К России сформировался постколониальный подход. Она до сих пор представляется имперской державой. И те или иные проблемы, которые проявляются во взаимоотношениях между Казахстаном и РФ, зачастую рассматриваются именно с точки зрения имперских амбиций России, - говорит Чеботарев. - А в совокупности все это формирует определенную нетерпимость в сфере межэтнических отношений.
Тем не менее, по его мнению, какого-то серьезного роста таких настроений нет:
- Его сдерживают власти, но опять же весьма непоследовательно. Например, существуют статьи в уголовном и административном законодательстве об ответственности за разжигание расовой и национальной вражды, но эти нормы применяются весьма избирательно.
Нет языка - нет гражданина?
Проблема роста националистических, фашистских настроений остро стоит в странах Европы, подметил в свою очередь политолог и востоковед Расул Жумалы:
- Россия некоторым образом страдает от этой проблемы, где есть, действительно, ксенофобские тенденции. Но под одну гребенку все страны не стоит стричь. У каждой страны собственная кухня, своя история, свои процессы. И под эти процессы Казахстан вряд ли попадает. У нас совершенно другая ситуация, связанная не с ростом ксенофобии, а с тем, чтобы определиться: что есть Казахстан на самом деле.
Г‑н Жумалы напомнил, что в нашей Конституции провозглашена идея, что Казахстан является государством на исторической земле казахов, «но в то же самое время в реальных поступках и делах мы видим несоответствие...»
- Допустим, реальный статус казахского языка, реальный статус казахской культуры - они зажаты. В отличие, скажем, от России, где таких проблем не испытывают. То есть там проблем с самоидентификацией не существует, несмотря на то что Россия по государственному устройству является федерацией, - говорит политолог.
В Казахстане же ситуация, по его мнению, совершенно другая:
- У нас нет проблемы роста ксенофобии. Ксенофобия, насколько я знаю, подразумевает нелюбовь, отторжение всего приносного, чуждого. А Казахстан, наоборот, был всегда государством, открытым всем ветрам. А последние лет двести находился в прострации, в подчинении чуждым империям, государствам, тенденциям.
Расул Жумалы считает, что сейчас идет естественный процесс осмысления, кто есть граждане Казахстана:
- И мне кажется, в этом вопросе не проявляется деления по национальным либо религиозным моментам. Речь идет о том, чтобы каждый гражданин Казахстана, независимо от национальности, ощущал себя гражданином именно этой страны. А что есть гражданин этой страны? Не просто же проживание на какой-то территории. Должны быть какие-то ценностные моменты. И сейчас в Казахстане происходит болезненный поиск того, что нас всех объединяет.
Либерализм в Казахстане жив
- Лично у меня в «Фейсбуке» есть несколько друзей, которые придерживаются националистических позиций, я чувствителен к их высказываниям и могу сказать, там ксенофобские настроения очень сильны, - заметил в ответ на наш вопрос директор по аналитике и консалтингу Института политических решений Рустам Бурнашев. - Но я считаю, что эти люди отрабатывают заказ и их не так много. А вот что касается популярности либеральной идеи в России и Казахстане, то тут могу привести данные нашего исследования.
Во‑первых, говорит политолог, достаточно большая группа настроена патерналистически, когда люди надеются на государство. Эту группу нельзя оценивать как либеральную.
Но есть, во‑вторых, и другая большая группа людей, которая придерживается и поддерживает те идеи, которые напрямую связаны с либерализмом.
- Например, развитие рыночных моделей экономики, поддержка таких идей, как свобода слова. И такая группа, позволю себе быть оптимистом, - заметил Бурнашев, - в Казахстане достаточно велика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий