воскресенье, 26 января 2014 г.

В Таджикистане могут привлечь к ответственности священников, поспоривших на похоронах

Конфликт сына бывшего муфтия с Тураджонзода на похоронном намазе стал одной из главных обсуждаемых тем в таджикском обществе.

Спор двух известных священников, возникший за право вести похоронную службу в районе Рудаки, стал одной из самых обсуждаемых тем, и отражением противоречий, существующих между официальными мулами и священниками «без должности». 

Агентство “Точнюс” со ссылкой на информированный источник, сообщило, что в ОВД района Рудаки начато расследование конфликта, возникшего между двумя известными священниками на похоронном намазе в соборной мечети Оли Сомон, и уже опрошены несколько свидетелей.

“Предполагается, что может быть заведено административное дело по обвинению в нарушении общественного порядка, однако среди них нет имени Эшони Нуриддинджон» сообщил источник “Точнюс”. Однако полицейские власти Рудаки воздерживаются комментировать проблему.

На церемонии похорон известного священника Ходжи Курбонали (мулло Курбона) в мечети Оли Сомон (бывший Оли Совет) района  Рудаки между имам-хатибом местной соборной мечети Джамолиддином Амонуллозода, сыном бывшего муфтия Таджикистана Амонулло Неъматзода и известным священником Нуриддинджоном Тураджонзода возник конфликт за право руководить похоронным намазом, прозванный в народе «дракой мулл».

Видеоролик, выставленный 21 января в сети YouTube Темуром Тешаевым, к 26 января просмотрели 14 053 пользователей. На видео видно как Джамолиддин Амонуллозода не позволил Нуриддинджону Тураджонзодаро выступить с проповедью перед собравшимися. Тураджонзода не вступая в конфликт с сыном бывшего муфтия, кратко выразив соболезнование, покинул трибуну.

Но Амонуллозода, взяв в руки микрофон продолжал словесную атаку против Тураджонзода, заявив:
“Этот район имеет своих хозяев. В районе Рудаки, где бы ни были похороны, никому не позволю читать похоронный намаз, сам буду читать. Покойный был моим мюридом, мюридом моего отца. А вам не стыдно? Стыдно должно быть!».
   Рядом с Тураджнзода на этой похоронной церемонии находился председатель Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддини Кабири.

Претензии Джамолиддина Амонуллозода к известному священнику вызвали протест среди собравшихся. Один их пожилых людей, из числа родственников покойного Ходжи  Курбонали заявил “хозяева покойника мы” и приглашение Нуриддинджона Тураджонзода на заупокойную, было завещанием  самого Ходжи Курбонали и поэтому потребовали от Амонуллозода освободить трибуну Тураджонзода.

Но Джамолиддин Амонуллозода не стал уступать микрофон и начал проповедь, сказав: “Побойтесь Бога и не вносите раздор среди людей. Мы должны направлять своих детей на путь  добра, как наставляет нас глава государства Эмомали Рахмон».

Затем он напомнил о периоде миграции Ходжи Курбонали в Афганистан и роли духовенства в дестабилизации ситуации в 90-х годах, вызвав возмущение присутствующих.

Затем с криками “Аллах Акбар!” и “Выносите его из мечети!”, он выразил своё  недовольство. Один из молодых людей вырвал из рук Амонуллозода микрофон и забросил его на крышу.

Но после того, как о завещании пригласить на похоронный намаз Нуриддинджона Тураджонзода заявил сын покойного, Джамолиддин Амонуллозода был вынужден отступить и намаз возглавил Тураджонзода.

Этот конфликт, по мнению экспертов в области религии, напомнил о религиозном противостоянии начала 90-х между традиционным духовенством  и «новоявленными мулами» особенно в Вахшской долине и Кулябском регионе.
Тот конфликт вокруг церемоний похорон, а также поминальных мероприятий, в конце концов, втянул страну в военно-политическое противостояние и кровавую пятилетнюю гражданскую войну, которая привела к гибели, по крайней мере, 50 000 человек.

Последний конфликт, по мнению экспертов, показывает, насколько велика пропасть между сегодняшними  официальными мулами, которые имеют должности в структурах, близких к Комитету по делам религии и Совету улемов и духовенством, которое находится за рамками официальных организаций, но имеет большое влияние среди населения и многочисленных сторонников.

Нуриддин Тураджонзода, не смотря на то, что вот уже два года мечеть, построенная его  семьей в родовом селении Туркобод Вахдатского района,  лишена права проведения пятничных намазов, а самому Нуриддину Тураджонзода  запрещено проповедовать, он продолжает оставаться одним из самых влиятельных и известных на религиозной арене Таджикистана.
Братья Тураджонзода после того, как их мечеть “Мухаммадия”  потеряла статус соборной, запустили в интернете семейный сайт, на котором высказывают свое мнение по тем, или иным проблемам.

Кстати, запрет на проведение пятничных намазов в мечети “Мухаммадия” наступил  в ноябре 2011 года после словесной перепалки Нуриддинджона Тураджонзода с председателем Совета улемов Саидмукаррамом Абдулкодирзода. Спор вокруг какой-то религиозной темы  зашел настолько далеко, что уже через неделю председатель Совета улемов лично прибыл для участия в пятничном намазе в мечеть “Мухаммадия” и обвинил  Нуриддина Тураджонзода в проведении церемонии Ошуро в годовщину казни внука пророка  Имама Хусайна и заявил, что деятельность мечети  в Туркобод временно приостанавливается.

Спустя полгода мечеть братьев Тураджонзода, которая на тот период была одной из самых посещаемых в стране и собирала по пятницам до 5 тыс. молящихся, открылась вновь, но лишь для проведения ежедневных пятикратных намазов и без права проведения пятничных. Братья Тураджонзода обратились в суд на председателя Совета улемов, но суд не поддержал их иск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий