понедельник, 25 августа 2014 г.

Так будьте здоровы, живите богато...

Возвращение в Узбекистан российской МТС; реанимация выпуска американской Coca-Cola. Формальный запрет на принудительный сбор денег с бизнеса; периодически возникающие проблемы с реализацией бензина и перманентно присутствующее в стране отсутствие дизельного топлива по цене, установленной государством; решение правительства брать с населения деньги за коммунальные услуги, которые не оказаны; криминальные схемы реализации легковых автомобилей местной сборки; системное повышение налоговых ставок и всех видов платежей в бюджет…
 

Всё это приметы сегодняшнего дня, свидетельствующие о печальном состоянии экономики и абсолютной бесперспективности административно-репрессивного командования ею. Похоже, что, руководствуясь инстинктом самосохранения, этот очевидный факт полностью или частично осознала власть. Именно поэтому она пытается вернуть доверие некогда самых состоятельных налогоплательщиков в лице иностранных инвесторов, параллельно страхуя себя увеличением поборов с населения. Денег в государственной казне нет. Это совершенно очевидно и это признают чиновники всех уровней в приватных беседах с просьбой не упоминать их фамилии и должности. Вопрос в другом – не поздновато-ли?

Причину политической и экономической стагнации, характерной дня нынешнего Узбекистана, по мнению аналитиков, следует искать в плоскости взаимоотношений власти и активного населения, власти и иностранных инвесторов. Вместо того, чтобы поощрять деловую активность, чиновники страны всячески препятствуют этому процессу, преследуя свои узкокорыстные интересы. Парадокс, но именно управленческая элита Узбекистана, формально получающие весьма скромную заработную плату, и их многочисленные родственники, а не талантливые бизнесмены, – самые богатые люди страны. В Ташкенте вам покажут целые кварталы особняков, каждый из которых оценивается минимум в миллион долларов, принадлежащих представителям правящей верхушки и их родне. Эта верхушка и является тормозом экономических и политических реформ, поскольку для нее не существует понятия национальных интересов, а есть только личные. Не секрет, что каждую отрасль экономики, каждое более-менее значимое промышленное предприятие контролирует чья-то конкретная семья, представители которой работают в той или иной влиятельной государственной структуре. В Узбекистане давно все, что приносит деньги, поделено между узкой группой лиц, остальные довольствуются либо «костьми» с небольшими фрагментами мяса, либо просто «костьми» без всяких видимых мясных признаков. По большому счету, страна, руководство которой еще 25 лет назад демонстрировало однозначную приверженность демократии и приоритетам рыночной экономики, уверенно скатилась к феодальной форме правления с элементами рабовладения. Народ, де-юре являющийся источников власти, на практике стал источником денег для тех, кто им правит.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что из Узбекистана просто бегут. Богатые и бедные. Богатые, поскольку не уверены, что завтра их не раскулачат, бедные, потому что хотят стать свободнее. И те, и другие давно пришли к выводу, что нельзя построить сильное государство, не создав предпосылки для формирования сильного общества. И это действительно так, все, что наоборот, - нонсенс, абсурд. Динамично развивающуюся экономику может гарантировать только инициативный народ, реально участвующий в управлении государством своим влиянием на принятие тех или иных решений. Народ, а не стоящие у руля государства чиновники. Забив народ (или, забив на народ, - как кому нравится), невозможно сделать страну богатой, а людей счастливыми.

Так будьте здоровы, живите богато...


Михаил Мазутинский, специально для UzMetronom.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий