Геополитика добавила температуры и без того жаркой поре отпусков. Многие бизнесмены и банкиры досрочно возвращаются с отдыха, чтобы начать "разгребать сугробы", которые навалили политики. О настроениях бизнес-сообщества России и Казахстана, торговых войнах и деловой повестке дня с "Радиоточкой" побеседовал глава RaimbekGroup Раимбек Баталов.
- Раимбек Анварович, здравствуйте! Вы только вернулись из отпуска, получилось отдохнуть? Последние новости с родины, из России все-таки не дали расслабиться?
- Новостей важных, конечно, было много, и я даже приезжал в Казахстан с отдыха по делам, но нашел время "проветрить мозги". Это нужно, потому что когда из рутины и текучки вырываешься, по-другому смотришь на некоторые вещи, оцениваешь процессы, события.
- С каким настроением подходите к новому деловому сезону, впрочем, он уже стартовал с ротации правительства и российских санкций?
- Эти события во многом имеют общие причины. Конечно, тема санкций или торговой войны - сейчас номер один для политиков, бизнес-сообщества и населения стран Таможенного союза. Про бизнес могу сказать так: он бурлит. Я был в Москве уже после введения "продовольственного" эмбарго и встречался с российскими предпринимателями. Они по-разному встретили эту новость. Для одних это до сих пор шок, особенно для тех, кто работает в ресторанном бизнесе, другие - быстро переориентировались, кто-то увидел для себя новые возможности, в том числе в Казахстане. Ведь бизнес, как вода, течет и идет туда, где можно заработать.
- Как вы в Группе встретили последние новости? У вас же есть агронаправление, пищевка, ритэйл. Вы уже увидели направления, куда "потечете" и заработаете или наоборот, будете сжиматься?
- В любой ситуации есть свои плюсы и минусы, чего-то больше, чего-то меньше. До создания Таможенного союза мы ни одну пачку нашего сока не могли продать в Россию. Они не принимали наши сертификаты, заворачивали и жестко защищали внутренний рынок, причем местные власти, не Москва. После объединения в ТС стало легче экспортировать нашу продукцию. По соку и молоку определенную долю на рынке России занимала продукция из той же Украины и Европы. Здесь освобождается ниша, которая, в основном, будет заполняться за счет российских производителей, но не сомневаюсь, казахстанские соки и молоко появятся в большем, чем это было, количестве на полках супермаркетов и рыночных прилавках. Казахстанские, украинские и российские соки из одного сырья производятся, на одном оборудовании, правда, логистика у нас будет чуть дороже, но мы конкурентоспособны. Так что это - плюс. Если про молоко и молочку говорить, то с Европой сравнивать, конечно, нельзя. Там качество гораздо выше, потому что другая культура производства и огромные мощности молочных ферм. Здесь нам еще расти, но мы на месте не стоим и, думаю, также можем зарабатывать на российском рынке. Потому что в Китае - молока нет, Новая Зеландия, Австралия - под санкциями. Откуда россияне будут везти молоко, даже не представляю.
- А с овощами-фруктами как дело обстоит? Сможем больше экспортировать в Россию?
- Здесь я бы осторожнее был. То, что казахстанская сельхозпродукция будет на российском рынке в больших объемах, это 100%. За одно мгновение целую группу товаров заменить другими, тем более, российскими поставщиками невозможно. Значит, приедут "купцы" из России к нам и захотят купить яблоки. Допустим, мы готовы платить производителю по 100 тенге за килограмм, чтобы продавать его яблоки в сети наших магазинов "Арзан", а "купец" готов дать ему 120 или 150 тенге. Кому продаст производитель? Ответ очевидный. Это рынок. Но яблок местных нам самим не хватает, и все равно приезжают россияне, покупают и везут в Новосибирск, Красноярск, потому что там цена гораздо выше. Сейчас спрос на яблоки, помидоры, картошку еще больше вырастет, и можно точно говорить, что и цены пойдут вверх, инфляция разгонится. В северных областях цена на мясо уже поднялась. Мы не можем внутренний рынок насытить, нам самим мяса и молока не хватает, но северные регионы все равно экспортируют, фермеры ищут более выгодные условия – это бизнес.
- Как быстро можно увеличить объем производства, чтобы и фермерам нашим заработать и рост цен сдержать?
- Чтобы увеличить объем производства, нужна целая инфраструктура. Это только кажется, что можно помидоры весной посадить и осенью собрать урожай. Землю нужно готовить, нужны семена, саженцы, которые в дефиците, люди нужны, которые умеют работать на земле, нужно капельное орошение наладить, подумать о хранении, логистике, сбыте. Я уже говорил, это целая инфраструктура, и если она не готова, то совершенно очевидно, что невозможно сдерживать рост цен в достаточно длинный период времени. В результате мы будем импортировать инфляцию из России, потому что у нас открыты границы и рынки. Мы говорим об увеличении экспорта овощей, но семенной фонд бедный, семена тех же помидоров – дефицит. Трубок для капельного орошения своих тоже нет. Мы покупаем их в Китае. Сельхозтехники собственной тоже нет – я не говорю, что нужно производить в Казахстане трактора JohnDeer, но свои плуги и другие комплектующие мы можем делать сами. Это же не сложная вещь, а просто - металлолом. А у нас своего металла же достаточно, разве нет? Можно же производить в Казахстане простые запчасти для сельхозтехники. В Целинограде в советское время было несколько десятков таких предприятий . Есть у Казахстана планы увеличить экспорт мяса, но опять же - мы себя не обеспечиваем, и увеличить производство быстро не можем. Даже если человек хочет заняться производством мяса, построить небольшую ферму на 20 коров, где он будет их брать? Канада, Новая Зеландия, Австралия. Своего племенного поголовья у нас нет. Была "казахская белоголовая" порода, где она теперь!? Поэтому, когда нет необходимой инфраструктуры, говорить, что мы много чего сейчас своего резко начнем производить и экспортировать, не приходится.
- Решение есть, как все-таки самим недорого накормить сначала себя, а уже потом соседа?
- По моему мнению, надо начинать от обратного. Одно время мы много говорили про разные кластеры, в частности, про плодоовощной, где будет законченный цикл производства, то есть необходимая производственная инфраструктура. Но это только одна часть, а еще есть упаковка, логистика, хранение и продажа. Это серьезнейшая проблема. "Арзан" постоянно ищет сеть поставщиков сельхозпродукции в Алматинской области. Говорим людям, приезжайте, вот наши полки для ваших овощей или фруктов. Бесплатно вас прорекламируем - напишем, кто вырастил, произвел, где, а вы в самые "горячие" часы можете помочь нам и сами рекламировать свою продукцию, но никто не хочет этим заниматься. Привыкли, что к ним в село приедут перекупщики и с поля все заберут, зато больше делать ничего не надо. Я понимаю, они обожглись на базарах, когда сами закупали ящики, тару, людей собирали, чтобы погрузить урожай, машины нанимали, чтобы привезти товар на рынок и при этом неизвестно, по какой цене продашь... Так вот, этой инфраструктуры тоже нет. Вот с чего нужно начинать!
- Почему бизнес, который имеет такой опыт, не идет массово в логистику, хранение?
- Все просто – пока нет критической массы, чтобы можно было построить склады, купить или взять в аренду грузовики и быть уверенным, что они будут заняты делом. Со складами, как с гостиницей, нужен определенный процент загрузки номеров, чтобы была прибыль.
- Государство может здесь помочь создать критическую массу? Ведь его институты предоставляют огромные льготы фермерам, особенно большим хозяйствам? В конце концов, есть целая программа продовольственной безопасности!
- Механизм есть. Если говорим про интенсивный, как в развитых странах, а не экстенсивный, как в Советском Союзе, путь развития, то это государственно-частное партнерство. Мы уже попробовали работать через СПК, когда госкомпании через свои институты заходили в бизнес-проекты, но это не пошло. Поэтому надо работать через ГЧП, когда государство гарантирует определенный объем участия через различные виды помощи, а бизнес войдет в инфраструктуру как управленцы и начнет выстраивать основную работу. При этом нужно быть готовыми, что 2-3 года проект будет убыточным или дотационным, но если поддержка государства будет на начальном этапе, можно будет уже банковские условия смягчать, то это пойдет. Я не говорю, что государство, правительство не помогает сейчас. У "Казагрофинанс" есть кредитные линии под 5-6% годовых, это даже ниже уровня инфляции, то есть инструменты есть, но если спросить, могут ли крестьяне ими воспользоваться? Скорее нет, даже если бизнес-план будет интересный, стоящий. Я понимаю, есть высокие риски, в сельском хозяйстве окупаемость на длинной дистанции приходит, это не торговля.
Еще один вопрос, достаточно ли существующих инструментов поддержки и развития массового сельхозтоваропроизводителя? Я как человек, работающий в агробизнесе, говорю – нет, недостаточно. Ведь, чтобы ферму построить, почти все импортное нужно привезти, а это ложится на себестоимость продукции, которая по итогу может оказаться неконкурентоспособной.
В последние годы меры поддержки правительства в сельском хозяйстве, МСБ были беспрецедентны. В 2008 году мы в такой кризис попали, которого давно не было. Эта оперативная, чрезвычайная по масштабам и набору инструментов помощь позволила бизнесу и экономике в целом с меньшими потерями пройти кризис, а где-то и совершить рывок – не везде все было совсем безнадежно. Но теперь, с учетом накопленного опыта, видно, что в этом направлении нужен апгрейд. Тот список мер поддержки, что предприниматели увидели в 2008-2010 гг., попробуйте такое представить в 2000-ом – субсидии, рефинансирование и так далее. Если бы мы в начале 2000-х такое попросили, нам бы сказали: вы совсем с ума сошли, может за вас еще работать!? Но сейчас назрела необходимость сделать новый шаг на следующую ступень, не революционный, а эволюционный. Задумайтесь, в Соединенных Штатах уровень поддержки фермеров в 2 раза выше, чем в Казахстане, в Европе – наверное, самый высокий.
- Перефразируя один слоган, задам вам такой вопрос: что еще государство может сделать для вас?
- Самое главное – поменять подходы к развитию отраслей и кластеров. Я за венчурный, или рисковый подход на основе ГЧП при условии снижения рисков через создание этой инфраструктуры на основе опыта Госплана СССР, который успешно реализует Китай. Приведу один пример или бизнес-кейс, как в Урумчи китайцы обошли Италию и Калифорнию по производству томата и стали мировыми лидерами. Это все было на моих глазах, я давно уже работаю на китайском рынке. Итак, как это было? Первым делом, власти определили, что по своим природно-климатическим условиям Урумчи подходит для выращивания томатов. Дальше нашли крестьян, выделили им земли, обеспечили саженцами и открыли обучающие центры, чтобы рассказывать, как правильно сажать и выращивать томаты. Параллельно построили необходимую инфраструктуру, в первую очередь, воду и объявили крестьянам, что купят их продукцию. В Урумчи пришли западные компании, построили заводы по производству оборудования для капельного орошения, когда иностранцы это сделали, власти сказали – вот госбанки и кредиты под 3-4% годовых на 5-6 лет с льготным периодом. Вот такая получилась кооперация государства и частного бизнеса. Когда есть системность, когда показываешь как сажать, поливать, удобрять, гарантируешь, что вот эти компании будут покупать у вас продукцию, строишь склады, то уже дело времени - приход крупных иностранных компаний, которым сами построят перерабатывающие заводы. Вот так они кластерно подошли, венчурно опять же, дали дешевые деньги, рискнули, но получили результат. Поэтому, я считаю, что нужно поменять государственный подход к развитию кластеров, а до этого говорить, что будет массовый толчок, прорыв в производстве помидоров и огурцов, строительстве молочных и животноводческих ферм, садов не приходится.
- Эти идеи слышат в правительстве? Диалог у вас есть?
- Нам не приходится жаловаться на отсутствие площадок для диалога бизнеса и власти. Министерства постоянно выносят все инициативы на обсуждение в Национальную палату предпринимателей. Эта работа поставлена. Но Нацпалата и прочие общественные организации предпринимателей – это консультативные органы: мы даем заключения, рекомендации, а госорганы уже решают, учесть их или нет. Здесь важно, чтобы само общество созрело и задумалось над такой важной темой, как производство собственных продуктов. Если мы хотим больше производить и потреблять своего – молока и масла, овощей и фруктов, мяса и рыбы, то той инфраструктуры, которая есть сегодня, и те подходы, которые действуют - их уже недостаточно.
Подробнее:http://www.radiotochka.kz/news/full/3800.html
Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на Radiotochka.kz
Подробнее:http://www.radiotochka.kz/news/full/3800.html
Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на Radiotochka.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий