По информации источника АНТ в правоохранительных органах Туркменистана, в исправительном учреждении AH-T/2, более известном как тюрьма «Овадан-Депе», ждут некую «международную комиссию».
По словам источника, в данный момент в тюрьме затеяли капитальный ремонт: будет проложен новый водопровод, в камерах будут заменены санузлы и даже установлены бойлеры для горячей и холодной воды. Практически весь строительный материал уже завезен. Приехавшие люди, возможно, строители, заходили в камеры, считали квадратные метры и отмеряли трубы, проверяли состояние и качество решеток на окнах.
О подготовке к некоему большому событию говорит и тот факт, что из тюрьмы продолжают этапировать заключенных в другие колонии страны. «Разгрузочные» этапы начались в июне этого года. В начале августа из «Овадан-Депе» отправили по этапу очередную партию заключенных, примерно из 60-и человек. По словам нашего собеседника, в камерах «теперь не должно находиться более пяти человек».
Ранее мы также писали, что в тюрьме «Овадан-Депе» улучшились условия содержания заключенных, в частности, прекратились избиения со стороны ОМОН, значительно улучшилось питание осужденных. Мы сообщали, что отныне тюрьма будет только для политических узников, людей, обвиненных в ваххабизме, а также членов «группировки» бывшего генерального прокурора страны Яранмурада Язмурадова.
Туркменистан не раз подвергался критике со стороны международных организаций, в том числе ООН и ОБСЕ, за нежелание предоставить информацию о лицах, пропавших без вести в туркменских тюрьмах. После событий ноября 2002 года правозащитники неоднократно выражали серьезную озабоченность случаями насильственных исчезновений и применения пыток по отношению к заключенным.
В сентябре 2013 года международные правозащитные организации и гражданские активисты объявили о кампании«Покажите их живыми!». Ее цель — выяснить судьбы всех пропавших в туркменских тюрьмах, получив информацию от туркменских властей об их местонахождении, состоянии здоровья и юридическом статусе. Помимо этого, правозащитники намереваются добиться доступа к заключенным для их семей, адвокатов, врачей и представителей международных организаций, а также способствовать улучшению общей ситуации с правами человека в Туркменистане, включая условия содержания в туркменских тюрьмах.
По нашим данным, политические заключенные в «Овадан-Депе» содержатся в пятом блоке (см. номер 3 на фото), у них отдельная охрана в лице сотрудников Министерства национальной безопасности, с другими заключенными они не пересекаются. Всех остальных – уголовников и «ваххабитов», охраняют сотрудники МВД. Есть сведения, что многие из политзаключенных «уже давно умерли, некоторые сошли с ума, нередко из камер этого блока доносился то ли плач, то ли вой».
Одежда для заключенных шьется один раз в год в местном швейном цехе, и если у обычных заключенных на груди имеются бирки с фамилией и статьей, у политических же узников там просто номера — с №43 по №125. Из этого можно сделать вывод, что политических узников осталось 82 человека. К одежде на спине политическим заключенным пришивается надпись «Watan dönügi» («Изменник родины»). Купают политических один раз в 10 дней холодной водой и почему-то только в ночное время суток.
Политическим и «ваххабитам» не положены ни свидания, ни передачи. Последних около 120 человек, живут они в седьмом блоке (4 камеры) и в восьмом блоке (6 камер). В седьмом блоке в одиночных камерах отбывали наказание опальные министры, в конце 2013 года их было 17 человек.
У нас нет сведений о том, как выглядят камеры политзаключенных. Неизвестно также, положены ли им прогулки, но, судя по наличию прогулочных камер на крыше этого блока, то, скорее, да. Камеры для остальных представляют собой помещение 5х6 метров с потолками высотой в 3.15 метра. В камерах имеется два зарешеченных окна размером 1х1 метр, трехъярусные железные нары и туалет с умывальником размером 1.5х1.5 метра. Прогулки осуществляются несколько раз в месяц в прогулочной камере без крыши (см. номер 6 на фото).
В таких же условиях отбывают наказание и иностранные граждане. Ранее мы писали, что иностранцы сидят только в колонии MRK/16 в городе Байрамали, однако выяснилось, что это не так. Иностранцы сидят практически во всех колониях страны и даже тут в «Овадан-Депе». Еще до начала нынешнего этапирования их всех переселили в один блок №8 (камеры №№119 по 122). В одной сидят турки, в двух иранцы и в последней камере афганцы. А переселению предшествовал бунт, который подняли иранские граждане, протестуя против ужасных условий, в частности, питания. В тюрьму тогда приезжал их дипломат. Всего в Туркменистане, по данным МИД Ирана, отбывают наказание 272 подданных этой страны. Эти цифры приведены до последнего, июльского, помилования.
Несмотря на улучшение условий содержания, ситуация со здоровьем заключенных оставляет желать лучшего. По данным нашего источника, в камерах половина человек страдают туберкулезом. Увидеть врача или получить лекарства (зачастую просроченные препараты местного либо китайского производства) можно, если только «полдня колотить в железную дверь». В последнее время колонию посещали две медкомиссии: в ноябре 2013 года и в марте 2014-го. Заключенных проверяли на наличие туберкулеза. В результате рентгенологического обследования было выявлено 260 больных, однако начальник тюрьмы Сары Комеков решил скрыть реальные данные, видимо, чтобы не шокировать свое начальство, и отправил в тюремную больницу MR-B/15 в поселке Мары-ГРЭС лишь нескольких тяжелобольных…
В беседе с АНТ представитель одной из международных организаций, работающих по Туркменистану, отметил, что власти страны, возможно, «решились раз и навсегда положить конец вопросу о политзаключенных».
«Вполне вероятно, что власти страны пригласят относительно нейтральную группу международных наблюдателей и организуют им небольшой тур по тюрьме. Это единственный правдоподобный способ продемонстрировать всему миру, что, во-первых, люди, о которых идет речь в кампании, живы, а во-вторых, что условия в тюрьме достаточно неплохие», — сказал он на условиях анонимности.
Собеседник АНТ также не исключил, что эти приготовления в «Овадан-Депе» могут быть связаны с предстоящим участием туркменской делегации в 69-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в сентябре в Нью-Йорке.
«На случай, если туркменов пригласят в Белый дом или организуют им аудиенцию с генсеком ООН, у них будет припасена козырная карта – визит международных наблюдателей в «святая святых» — тюрьму «Овадан-Депе»».
—
Пояснения к снимку. Данные приведены по состоянию на 2009 год. Возможны изменения.
1. Особый режим. Здесь содержатся особо опасные преступники и рецидивисты. На территории колонии для осужденных имеется спортивная площадка.
2. Часть внутренних войск. В ней находятся казарменные помещения для солдат и спецназа. Во время объявления тревоги солдаты окружают тюрьму по периметру, а спецназ входит внутрь.
3. Пятый блок. В нем содержатся «политические» заключенные. С другими осужденными они никогда не пересекаются. Охраняют их сотрудники министерства национальной безопасности. Остальных охраняют сотрудники МВД.
4. Седьмой блок. Здесь содержатся люди, обвиненные в ваххабизме. Их камеры находятся на первом этаже трехэтажного здания. На втором этаже этого блока находится карцер, его окна выходят на дорогу. В 2007 году третий этаж был пустым.
5. Административная часть.
6. Прогулочные камеры без крыши на третьем этаже.
7. В этом крыле на первом этаже находится столовая, а на втором – санчасть.
8. Основной контрольно-пропускной пункт.
2. Часть внутренних войск. В ней находятся казарменные помещения для солдат и спецназа. Во время объявления тревоги солдаты окружают тюрьму по периметру, а спецназ входит внутрь.
3. Пятый блок. В нем содержатся «политические» заключенные. С другими осужденными они никогда не пересекаются. Охраняют их сотрудники министерства национальной безопасности. Остальных охраняют сотрудники МВД.
4. Седьмой блок. Здесь содержатся люди, обвиненные в ваххабизме. Их камеры находятся на первом этаже трехэтажного здания. На втором этаже этого блока находится карцер, его окна выходят на дорогу. В 2007 году третий этаж был пустым.
5. Административная часть.
6. Прогулочные камеры без крыши на третьем этаже.
7. В этом крыле на первом этаже находится столовая, а на втором – санчасть.
8. Основной контрольно-пропускной пункт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий