По мнению специалистов, решение правительства перевести Хорезм с природного газа на уголь не подкреплено необходимой производственно-технической базой, а посему велики шансы, что зимой население и промышленность одного из самых крупных регионов Узбекистана останутся и без газа, и без угля.
В отличие от китайцев, которые сначала откачают узбекский газ, в отдаленной перспективе, возможно, наладят добычу и транспортировку узбекского угля, после чего продадут его узбекам в брикетах, но уже дороже. Но, возможно, и не наладят.
По замыслу инициаторов перевода региона на альтернативные природному газу источники энергии, основным поставщиком энергоносителей для Хорезма станут два месторождения каменного угля – Шаргунь и Байсун. Оба расположены в Сурхандарьинской области Узбекистана. На месторождении Шаргунь в годы советской власти (после Великой Отечественной войны) действительно существовала маленькая фабрика по производству брикетированного угля, но за годы суверенного развития Узбекистана она пришла в полное запустение и фактически прекратила существование. Кустарное производство – не в счет, поскольку лишено промышленных масштабов и не способно закрыть даже минимальные потребности региона. К тому же, при советской власти в Шаргуне транспортировку угля от места добычи до места погрузки осуществляли в вагонетках по специально построенной канатной дороге. Сегодня здесь нет ни опор, ни вагонеток, ни канатной дороги, ничего.
Кроме того, Шаргунь находится в труднодоступной горной местности. Ни дорог, ни инфраструктуры. По словам сведущих людей, изучавших состояние отрасли, сейчас здесь уголь копают местные жители, продавая его ведрами, тележками или же в какой-то иной таре и доставляя в долину на ишаках. Лет пять назад, говорят, наши эксперты, месторождение документально принадлежало некоей британской компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. При детальном ознакомлении с документаций, специалисты пришли к выводу, что фактическим владельцем месторождения был Лазарь Шайбазян – гражданин Узбекистана армянского происхождения, в феврале прошлого года включенный Министерством финансов США в «черный» список лиц, якобы причастных к контрабанде наркотиков и иным преступлениям транснационального масштаба. Напомним, что в тот же список американцы включили и другого гражданина Узбекистана – Гафура Рахимова, позже объявленного на родине в розыск.
Чтобы запустить Байсун и Шаргунь, по самым скромным подсчетам необходимо вложить в них не менее 50 миллионов долларов США. Причем, 15 миллионов необходимо лишь для строительства подъездных железнодорожных путей (не на ишаках же возить уголь). С учетом рельефа местности это порядка 25-ти километров с выходом на ветку Байсун-Кумкурган. Все бы ничего, кабы были желающие деньги вложить. Первоначально Узбекистан рассчитывал на кредит китайского Эксимбанка, однако, похоже, китайцы, по сути, оставшиеся единственными инвесторами в этой стране, с деньгами не спешат.
Если не они, то кто? Опять Лазарь Шайбазян, без благословления которого еще недавно с Алмалыкского горно-металлургического комбината (АГМК) на экспорт не уходил ни один вагон меди? Начнет рулить с территории России, где по некоторым данным пребывает в полной безвестности и относительном безденежье? Теоретически это возможно, поскольку лица, интересы которых он представлял в горнодобывающем комплексе Узбекистана, равно как и в других отраслях экономики, по-прежнему у власти и по-прежнему не последние в ней.
В отличие от китайцев, которые сначала откачают узбекский газ, в отдаленной перспективе, возможно, наладят добычу и транспортировку узбекского угля, после чего продадут его узбекам в брикетах, но уже дороже. Но, возможно, и не наладят.
По замыслу инициаторов перевода региона на альтернативные природному газу источники энергии, основным поставщиком энергоносителей для Хорезма станут два месторождения каменного угля – Шаргунь и Байсун. Оба расположены в Сурхандарьинской области Узбекистана. На месторождении Шаргунь в годы советской власти (после Великой Отечественной войны) действительно существовала маленькая фабрика по производству брикетированного угля, но за годы суверенного развития Узбекистана она пришла в полное запустение и фактически прекратила существование. Кустарное производство – не в счет, поскольку лишено промышленных масштабов и не способно закрыть даже минимальные потребности региона. К тому же, при советской власти в Шаргуне транспортировку угля от места добычи до места погрузки осуществляли в вагонетках по специально построенной канатной дороге. Сегодня здесь нет ни опор, ни вагонеток, ни канатной дороги, ничего.
Кроме того, Шаргунь находится в труднодоступной горной местности. Ни дорог, ни инфраструктуры. По словам сведущих людей, изучавших состояние отрасли, сейчас здесь уголь копают местные жители, продавая его ведрами, тележками или же в какой-то иной таре и доставляя в долину на ишаках. Лет пять назад, говорят, наши эксперты, месторождение документально принадлежало некоей британской компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. При детальном ознакомлении с документаций, специалисты пришли к выводу, что фактическим владельцем месторождения был Лазарь Шайбазян – гражданин Узбекистана армянского происхождения, в феврале прошлого года включенный Министерством финансов США в «черный» список лиц, якобы причастных к контрабанде наркотиков и иным преступлениям транснационального масштаба. Напомним, что в тот же список американцы включили и другого гражданина Узбекистана – Гафура Рахимова, позже объявленного на родине в розыск.
Чтобы запустить Байсун и Шаргунь, по самым скромным подсчетам необходимо вложить в них не менее 50 миллионов долларов США. Причем, 15 миллионов необходимо лишь для строительства подъездных железнодорожных путей (не на ишаках же возить уголь). С учетом рельефа местности это порядка 25-ти километров с выходом на ветку Байсун-Кумкурган. Все бы ничего, кабы были желающие деньги вложить. Первоначально Узбекистан рассчитывал на кредит китайского Эксимбанка, однако, похоже, китайцы, по сути, оставшиеся единственными инвесторами в этой стране, с деньгами не спешат.
Если не они, то кто? Опять Лазарь Шайбазян, без благословления которого еще недавно с Алмалыкского горно-металлургического комбината (АГМК) на экспорт не уходил ни один вагон меди? Начнет рулить с территории России, где по некоторым данным пребывает в полной безвестности и относительном безденежье? Теоретически это возможно, поскольку лица, интересы которых он представлял в горнодобывающем комплексе Узбекистана, равно как и в других отраслях экономики, по-прежнему у власти и по-прежнему не последние в ней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий