пятница, 19 июля 2013 г.

Узбекистан: Гульнара Каримова строит жизнь после дипломатической карьеры

Многие годы Гульнара Каримова, старшая дочь руководителя Узбекистана Ислама Каримова, старается пребывать в центре внимания средств массовой информации, будь то в качестве амбициозной поп-дивы, модельера модных коллекций или футбольной фанатки из высших слоев общества.
Но теперь, когда она внезапно лишилась дипломатического поста в Швейцарии, а с ним и дипломатической неприкосновенности, она явно задумалась о смене имиджа, громче чем обычно озвучивая свое желание стать благотворительницей наподобие Анджелины Джоли.
Стремление как можно полнее посвятить себя деятельности на ниве благотворительности, к которой Гульнара Каримова, по ее собственному заявлению, имеет сильную склонность, вполне вероятно связано с двумя неоконченными расследованиями по коррупционным делам, в которых фигурируют партнеры Каримовой: одно об отмывании денег в Швейцарии, другое – о даче взяток шведским телекоммуникационным концерном. Гульнара Каримова формально не проходит подозреваемой ни по одному из этих дел, однако в связи с причастностью к ним своих партнеров она оказалась объектом самого пристального внимания со стороны СМИ.
Новость об увольнении Каримовой с поста постпреда Узбекистана при штаб-квартире ООН в Женеве разразилась в середине июля. О причинах ее внезапного ухода с этого поста по-прежнему можно строить догадки. «Маловероятно, чтобы здесь действовал один какой-то фактор или катализатор – вполне может статься, что пристальное внимание со стороны СМИ привело к тому, что ее стали слишком тесно ассоциировать с этими делами и поэтому сочли разумным отстранить ее от дипломатической службы, дабы подсократить возможности для негативного освещения в прессе», – сказала EurasiaNet.org старший аналитик лондонской консалтинговой фирмы Control Risks Анна Уолкер (Anna Walker).
Утрата дипломатической неприкосновенности открывает возможности для потенциального преследования Каримовой и по одному, и по второму проводимому расследованию в случае, если следствие обнаружит какие-то уличающие ее факты и решит переквалифицировать ее в подозреваемые. Но если Гульнара Каримова и чувствует, что начинает пахнуть жареным, то показывать, что ее это сильно трогает, она не желает. Публично она постаралась принизить значение своего ниспровержения с дипломатического поста, сообщив в Твиттере, что хочет сосредоточиться на проектах, которыми занимается «24 часа в сутки, 7 дней в неделю» в Узбекистане, где осуществляет благотворительную деятельность и на протяжении некоторого времени старается позиционировать себя филантропкой. Такой упор на деятельности на ниве благотворительности, похоже, призван смягчить сформировавшийся в Узбекистане имидж, где Каримова слывет «самой ненавидимой» из общественных деятелей.
Есть и другая, закулисная, причина для Каримовой сосредоточиться на деятельности на территории Узбекистана. По мере старения ее отца, которому исполнилось 75 лет, будет нарастать и политическое маневрирование среди различных группировок. Каримова же, без сомнения, желает сохранить себе пространство для маневра после ухода действующего президента с политической сцены.
«Дипломатическая карьера Каримовой со всеми спекуляциями на тему ее потенциального взлета и падения в политике Узбекистана…имеют значение в контексте неизбежной смены у кормила власти», – сказала EurasiaNet.org региональный аналитик колорадской компании IHS Global Insight Лилит Геворгян.
Нынешний президентский срок Ислама Каримова истекает в январе 2015 года. И хотя он не выказывает никаких признаков готовности уйти с руководящего поста, с определенной долей вероятности можно утверждать, что в связи с его возрастом вкупе с неподтвержденными сообщениями о слабом состоянии здоровья в стране уже разгорается кулуарная борьба за кресло преемника.
«Учитывая возраст президента, все политические махинации в Узбекистане, особенно те, к которым причастна семья Каримова, могут быть связаны с борьбой за власть», – говорит Анна Уолкер.
В этой борьбе за влияние Гульнара Каримова участвует самым активным образом. Так, например, весной этого года она обвинила в причастности к коррупции первого вице-премьера и министра финансов республики Рустама Азимова – человека, имеющего неплохие шансы сменить Каримова на занимаемом посту.
По утверждению Каримовой, которую из-за ее собственных скандальных методов ведения бизнеса в одной из обнародованных WikiLeaks депеш однажды назвали «бароном-грабителем», состояние Азимова насчитывает 4 млрд долларов, по сравнению с которыми 570 млн долларов (сумма, в которую оценил в 2010 году ее собственное состояние немецкий журнал «Шпигель») – просто семечки.
Может показаться, что Гульнара Каримова лелеет надежду стать преемницей своего отцана президентском посту: в прошлом году она не исключала возможности, что станет претендовать на эту должность. Но ее шансы представляются довольно ничтожными, учитывая слабую политическую поддержку среди электората, а также то обстоятельство, что она не пользуется уважением в обществе. «Выбор в пользу Каримовой был бы крайне непопулярным как в обществе, так и среди влиятельных элементов политической элиты, так что в действительности она не является вероятным преемником», – полагает Анна Уолкер.
Каримова активно пытается дистанцироваться от проблем. Она дала понять, что в случае со своим отстранением с дипломатического поста пала жертвой заговора. Этот свой выпад она адресовала не внутриполитическим недругам, а конкретно российской телекоммуникационной компании МТС, вступившей в конфликт с Ташкентом после того, как в прошлом году ее выдворили с узбекского рынка. (В 2004 году Каримова продалакомпании МТС акции ее узбекской «дочки» «Уздунробита»).
Дочь узбекского диктатора лишилась защищающей ее дипломатической неприкосновенности в тот самый момент, когда швейцарские следователи активизировали свое расследование по делу об отмывании денег, по которому проходит Бехзод Ахмедов, в прошлом один из топ-менеджеров телекоммуникационного сектора Узбекистана. Как подтвердили EurasiaNet.org 16 июля в генеральной прокуратуре Швейцарии (отказавшись предоставить подробности), по запросу швейцарских следственных органов французская полиция провела недавно обыски на некоторых объектах во Франции. Русская служба Би-би-си со ссылкой на «информированный источник» сообщила, что одним из этих объектов была квартира, принадлежащая Гульнаре Каримовой.
Бехзод Ахмедов проходит фигурантом и по делу о коррупции, расследуемому шведскими властями в связи с утверждениями о сомнительных выплатах в размере 320 мнл долларов, которые произвел скандинавский телекоммуникационный гигант TeliaSonera в адрес зарегистрированной в налоговой гавани компании Takilant. Штат этой компании состоит из одной женщины и заправляет ею партнер Каримовой Гаяне Авакян (проходящая, по имеющимся сообщениям, подозреваемой по делу, расследуемому швейцарскими властями). Выплаты эти предположительно производились с целью помочь компании выйти на узбекский рынок в 2007 году.
Как поведал EurasiaNet.org руководитель по связям с общественностью, нанятый попавшим в переделку телекоммуникационным концерном, Ахмедов на тот момент являлся гендиректором конкурирующей фирмы «Уздунробита», но тем не менее выступил в роли посредника TeliaSonera в Узбекистане. Как явствует из документов, представленных в шведские судебные инстанции, руководство TeliaSonera считало Ахмедова посредником Каримовой, что заставляет задаться вопросом о том, кто же являлся в итоге конечным получателем означенных сумм.
«Хотя на тот момент циркулировала информация о возможном наличии иных выгодоприобретающих собственников, стоящих за компанией Takilant, концерн TeliaSonera не сумел установить никаких других владельцев, кроме Гаяне Авакян», – сообщил EurasiaNet.org по электронной почте Джон Лоу (John Lough), являющийся вице-президентом фирмы BGR Gabara, называющей себя «компанией по лоббированию, кризисному управлению и связям с общественностью». Следует упомянуть, что в свое время Джон Лоу являлся официальным представителем компаний Red Star/Mina Corp – двух фирм, ставших в 2010 году главными объектами расследования Конгресса США по делу о предполагаемой коррупционной деятельности в центре транзитных перевозок «Манас» в Кыргызстане. В результате проведенного расследования фактов, свидетельствующих о противоправных действиях, выявлено не было.
В феврале глава TeliaSonera Ларс Нюберг (Lars Nyberg) ушел с занимаемого им поста после внутреннего расследования, проведенного сторонней юридической фирмой, выявившей нарушение компанией свода собственных норм и правил. Руководство TeliaSonera отрицает причастность компании к какой-либо противоправной деятельности, и внутреннее расследование никаких доказательств обратного не представило. Шведская же прокуратура продолжает свою работу в рамках расследования по делу о подкупе.
Смещение Гульнары Каримовой с поста постпреда заставляет задаться вопросом, почему ее отец не пришел ей на помощь: не хотел этого делать или ему не хватило политического капитала?
Как указывает Лилит Геворгян, «полное отсутствие сколько-нибудь значимых дебатов в политической жизни Узбекистана в связи с будущим политическим раскладом в стране» оставляет большое пространство для домыслов и догадок.
«Операция под названием «Наблюдение за Каримовой» является просто попыткой со стороны общественности расшифровать личность будущего главы государства, где большая часть значимых решений принимаются за закрытыми дверями, а народу остается только обсуждать слухи да строить догадки», – говорит она.
eurasianet.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий