Туркмения построит новый порт на Каспии, в том числе для поставок СПГ в Европу
Туркменистан уже стал конкурентом Газпрома на китайском рынке и теперь целится на традиционный рынок для российской монополии.
Богатая энергоресурсами Туркмения начала строительство нового порта на Каспии, который позволит повысить экспорт нефтепродуктов, сжиженного газа и текстиля в обход территории России, сообщает Reuters.
В церемонии закладки фундамента нового порта в городе Туркменбаши приняли участие президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Новый порт, возведение которого оценивается в 2 млрд долларов, будет построен турецкой компанией Gap Insaat за четыре года. Здесь расположатся четыре портовых терминала, в том числе для пассажирских судов, и судостроительный завод.
Годовой грузооборот в порту, как ожидается, вырастет до 25 млн тонн к 2020 году по сравнению с 10 млн тонн в настоящее время, заявили в правительстве Туркменистана. В Туркменбаши еще с советской эпохи работает крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод.
При этом к городу, где появится новый порт, уже ведется укладка 800-километрового трубопровода с крупнейшего в мире газового месторождения «Галкыныш». Это второе по величине в мире месторождение природного газа. Туркмения возлагает большие надежды на транспортировку в том числе СПГ через порт в Каспии, чтобы уменьшить зависимость от экспорта в Россию.
Сейчас импорт идет в Туркменистан через Волго-Донский канал России, однако новый порт позволит сократить расстояние и сроки выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока и поспособствует росту капиталовложений в регион, сказал туркменский президент на церемонии.
Экспортный потенциал
Туркменистан, который граничит с Ираном и Афганистаном, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа и обладает огромными запасами нефти на Каспии, а также является ведущим производителем хлопка.
Для Туркменистана особенно важно развитие экспорта энергоресурсов. Дело в том, что экспортные пути страны в силу сложившейся еще в советское время транспортной инфраструктуры долгое время зависели всего от одного покупателя — России. До 1997 года единственным маршрутом для поставок газа за рубеж для Туркмении был российский трубопровод Средняя Азия — Центр.
Потом был построен первый туркмено-иранский газопровод мощностью 8 млрд кубометров, а в 2010 году — еще один газопровод в Иран мощностью 12,5 млрд кубометров газа.
И только в 2009 году к России и Ирану, единственным до этого покупателям туркменского газа, добавился еще и Китай. Туркмения договорилась поставлять туда по 30 млрд кубометров газа в течение 30 лет по введенному в строй трубопроводу Туркмения — Казахстан — Китай протяженностью 1800 км.
После того как независимый аудит месторождения «Галкыныш» показал, что его запасы оцениваются в 26,2 трлн рублей, Туркмения еще активней стала искать новые рынки сбыта для своего газа. В частности, началось строительство второй нитки газопровода Туркменистан — Китай в рамках заключенного в 2011 году соглашения с КНР об увеличении поставок туркменского газа до 65 млрд кубометров в год.
Также ведутся работы по проекту строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия), и Туркмения поддерживает проект Nabucco — прямого конкурента газпромовского «Южного потока».
Из партнера в конкурента
Туркменистан еще в 2011 году начал добычу газа на Каспии. С увеличением объемов добычи возник вопрос увеличения объемов транзита. Однако Газпром, через чьи трубы туркменский газ может быть доставлен в Европу и Китай, отказался увеличивать объемы.
Постепенно Туркмения из партнера России превращается в конкурента Газпрома. В частности, Ашхабад увеличивает поставки газа в Китай, пытаясь в том числе помешать планам Газпрома по доминированию на этом рынке. Правда, Китай для сбыта газа не очень выгоден для Туркменистана: цены на газ там значительно ниже, чем на европейском рынке.
Неудивительно, что Туркмения жаждет поставлять газ в Европу без посредничества России, чем снова составит конкуренцию Газпрому. Кстати, о желании импортировать морским путем газ из Туркмении уже заявила Литва. Это станет возможным, как только Ашхабад закончит строительство СПГ-терминала и порта по его экспорту, заявили недавно литовские власти.
Туркмения в качестве альтернативной поставки газа в Европу также рассматривает его транспортировку танкерами в столицу Азербайджана Баку, а оттуда по железной дороге — до портов Грузии на Черном море. Здесь газ будет снова перегружаться в танкеры.
Туркменистан также обещает построить к 2015 году газопровод «Восток — Запад», который соединит туркменские шельфовые месторождения с азербайджанскими, а следовательно, откроет путь к ветке строящегося трубопровода Nabucco, который ориентирован на Европу.
В Туркмении уже работают два СПГ-завода непосредственно на месторождениях (Наип и Багаджа). В 2009 году был построен первый туркменский морской СПГ-терминал на побережье Каспийского моря в порту Киянлы. Его пропускная способность рассчитана на 200 тыс. тонн СПГ в год. При этом производство СПГ в стране уже больше, а к 2030 году объем производства сжиженного природного газа планируется увеличить до 3 млн тонн. Пока основными импортерами туркменского газа являются Иран, Афганистан и Япония.
«Инфраструктура для СПГ более дорогая, чем для трубопроводного газа. Зато для сжиженного природного газа не существует территориальной привязки, он может поставляться в любую точку мира. Если появится инфраструктура, то Туркмения будет поставлять газ туда, где более выгодно, где цена более высокая. Это может быть и Европа», — не исключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Последствия появления нового игрока на европейском рынке будут зависеть от объемов туркменского газа. При этом Газпром — не единственный игрок в Европе, он занимает только 25–27 процентов рынка, есть еще Норвегия, Катар и другие. От прихода нового игрока в Европу будет меняться в целом ситуация на рынке, пострадает не один Газпром. Это явно не позитивная новость для всех, кто работает на европейском газовом рынке», — говорит Сергей Пикин.
«Приход Туркмении в Европу увеличит предложение газа, что приведет к изменению динамики цен в сторону снижения. Но вряд ли новый игрок захочет сильно обрушить цены на газ, чтобы в итоге и у него самого не осталось никакой прибыли», — добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Впрочем, пока эксперты не видят серьезной беды для Газпрома в Европе со стороны туркменского газа. «Новый порт и терминал пока не представляют большой угрозы для Газпрома, так как Туркмения не обладает необходимой инфраструктурой для того, чтобы поставлять газ в Европу наравне с Газпромом. Если туркмены решатся построить газопровод через Каспий, тогда можно будет говорить о реальной угрозе», — говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Строительство трубопровода Nabucco еще только в проекте, поэтому поставки СПГ в Европу весьма ограничены, реальными рынками сбыта газа могут быть по-прежнему только Китай, Россия и Иран, добавляет эксперт.
«Скорее инновации Туркмении можно назвать мелкой неприятностью, так как для европейских потребителей это еще один повод предъявить претензии Газпрому относительно стоимости газа», — отмечает Кокорева.
Источник :: ВЗГЛЯД
Туркменистан уже стал конкурентом Газпрома на китайском рынке и теперь целится на традиционный рынок для российской монополии.
Богатая энергоресурсами Туркмения начала строительство нового порта на Каспии, который позволит повысить экспорт нефтепродуктов, сжиженного газа и текстиля в обход территории России, сообщает Reuters.
В церемонии закладки фундамента нового порта в городе Туркменбаши приняли участие президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Новый порт, возведение которого оценивается в 2 млрд долларов, будет построен турецкой компанией Gap Insaat за четыре года. Здесь расположатся четыре портовых терминала, в том числе для пассажирских судов, и судостроительный завод.
Годовой грузооборот в порту, как ожидается, вырастет до 25 млн тонн к 2020 году по сравнению с 10 млн тонн в настоящее время, заявили в правительстве Туркменистана. В Туркменбаши еще с советской эпохи работает крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод.
При этом к городу, где появится новый порт, уже ведется укладка 800-километрового трубопровода с крупнейшего в мире газового месторождения «Галкыныш». Это второе по величине в мире месторождение природного газа. Туркмения возлагает большие надежды на транспортировку в том числе СПГ через порт в Каспии, чтобы уменьшить зависимость от экспорта в Россию.
Сейчас импорт идет в Туркменистан через Волго-Донский канал России, однако новый порт позволит сократить расстояние и сроки выхода европейских стран на рынки Ближнего и Среднего Востока и поспособствует росту капиталовложений в регион, сказал туркменский президент на церемонии.
Экспортный потенциал
Туркменистан, который граничит с Ираном и Афганистаном, занимает четвертое место в мире по запасам природного газа и обладает огромными запасами нефти на Каспии, а также является ведущим производителем хлопка.
Для Туркменистана особенно важно развитие экспорта энергоресурсов. Дело в том, что экспортные пути страны в силу сложившейся еще в советское время транспортной инфраструктуры долгое время зависели всего от одного покупателя — России. До 1997 года единственным маршрутом для поставок газа за рубеж для Туркмении был российский трубопровод Средняя Азия — Центр.
Потом был построен первый туркмено-иранский газопровод мощностью 8 млрд кубометров, а в 2010 году — еще один газопровод в Иран мощностью 12,5 млрд кубометров газа.
И только в 2009 году к России и Ирану, единственным до этого покупателям туркменского газа, добавился еще и Китай. Туркмения договорилась поставлять туда по 30 млрд кубометров газа в течение 30 лет по введенному в строй трубопроводу Туркмения — Казахстан — Китай протяженностью 1800 км.
После того как независимый аудит месторождения «Галкыныш» показал, что его запасы оцениваются в 26,2 трлн рублей, Туркмения еще активней стала искать новые рынки сбыта для своего газа. В частности, началось строительство второй нитки газопровода Туркменистан — Китай в рамках заключенного в 2011 году соглашения с КНР об увеличении поставок туркменского газа до 65 млрд кубометров в год.
Также ведутся работы по проекту строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия), и Туркмения поддерживает проект Nabucco — прямого конкурента газпромовского «Южного потока».
Из партнера в конкурента
Туркменистан еще в 2011 году начал добычу газа на Каспии. С увеличением объемов добычи возник вопрос увеличения объемов транзита. Однако Газпром, через чьи трубы туркменский газ может быть доставлен в Европу и Китай, отказался увеличивать объемы.
Постепенно Туркмения из партнера России превращается в конкурента Газпрома. В частности, Ашхабад увеличивает поставки газа в Китай, пытаясь в том числе помешать планам Газпрома по доминированию на этом рынке. Правда, Китай для сбыта газа не очень выгоден для Туркменистана: цены на газ там значительно ниже, чем на европейском рынке.
Неудивительно, что Туркмения жаждет поставлять газ в Европу без посредничества России, чем снова составит конкуренцию Газпрому. Кстати, о желании импортировать морским путем газ из Туркмении уже заявила Литва. Это станет возможным, как только Ашхабад закончит строительство СПГ-терминала и порта по его экспорту, заявили недавно литовские власти.
Туркмения в качестве альтернативной поставки газа в Европу также рассматривает его транспортировку танкерами в столицу Азербайджана Баку, а оттуда по железной дороге — до портов Грузии на Черном море. Здесь газ будет снова перегружаться в танкеры.
Туркменистан также обещает построить к 2015 году газопровод «Восток — Запад», который соединит туркменские шельфовые месторождения с азербайджанскими, а следовательно, откроет путь к ветке строящегося трубопровода Nabucco, который ориентирован на Европу.
В Туркмении уже работают два СПГ-завода непосредственно на месторождениях (Наип и Багаджа). В 2009 году был построен первый туркменский морской СПГ-терминал на побережье Каспийского моря в порту Киянлы. Его пропускная способность рассчитана на 200 тыс. тонн СПГ в год. При этом производство СПГ в стране уже больше, а к 2030 году объем производства сжиженного природного газа планируется увеличить до 3 млн тонн. Пока основными импортерами туркменского газа являются Иран, Афганистан и Япония.
«Инфраструктура для СПГ более дорогая, чем для трубопроводного газа. Зато для сжиженного природного газа не существует территориальной привязки, он может поставляться в любую точку мира. Если появится инфраструктура, то Туркмения будет поставлять газ туда, где более выгодно, где цена более высокая. Это может быть и Европа», — не исключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Последствия появления нового игрока на европейском рынке будут зависеть от объемов туркменского газа. При этом Газпром — не единственный игрок в Европе, он занимает только 25–27 процентов рынка, есть еще Норвегия, Катар и другие. От прихода нового игрока в Европу будет меняться в целом ситуация на рынке, пострадает не один Газпром. Это явно не позитивная новость для всех, кто работает на европейском газовом рынке», — говорит Сергей Пикин.
«Приход Туркмении в Европу увеличит предложение газа, что приведет к изменению динамики цен в сторону снижения. Но вряд ли новый игрок захочет сильно обрушить цены на газ, чтобы в итоге и у него самого не осталось никакой прибыли», — добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Впрочем, пока эксперты не видят серьезной беды для Газпрома в Европе со стороны туркменского газа. «Новый порт и терминал пока не представляют большой угрозы для Газпрома, так как Туркмения не обладает необходимой инфраструктурой для того, чтобы поставлять газ в Европу наравне с Газпромом. Если туркмены решатся построить газопровод через Каспий, тогда можно будет говорить о реальной угрозе», — говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Строительство трубопровода Nabucco еще только в проекте, поэтому поставки СПГ в Европу весьма ограничены, реальными рынками сбыта газа могут быть по-прежнему только Китай, Россия и Иран, добавляет эксперт.
«Скорее инновации Туркмении можно назвать мелкой неприятностью, так как для европейских потребителей это еще один повод предъявить претензии Газпрому относительно стоимости газа», — отмечает Кокорева.
Источник :: ВЗГЛЯД
Комментариев нет:
Отправить комментарий