Новый водоканал Иртыш - Ишим поссорит Астану с соседями, но даже такой ценой не сможет защитить столицу от дефицита воды, считает эксперт Бакытжан БАЗАРБЕК.
На минувшей неделе Министерство охраны окружающей среды (МООС) предложило революционный план спасения Астаны от возможного обезвоживания. Сейчас главный город Казахстана использует воду Иртыша, однако с каждым годом эта крупная река мелеет. По мнению главы МООС Нурлана КАППАРОВА, вблизи столицы можно построить четыре водохранилища, а реку Ишим соединить с Иртышом с помощью нового канала. Стоит это удовольствие “всего” 500 миллиардов тенге. Насколько реалистичен этот замысел? Какие плюсы и минусы у проекта новой водной артерии? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает Бакытжан БАЗАРБЕК (на снимке), руководитель проекта ЭКОСОС, член экспертного совета и постоянной комиссии по зонам экологического бедствия при МООС.
- Человеку непосвященному идея со строительством нового канала может показаться очередным мегапроектом Астаны: дорого, красиво, но не факт, что эффективно. А как вы, Бакытжан Жумабекович, относитесь к предложению экологического ведомства?
- Ситуация очень простая: грубо говоря, если у нас не будет Иртыша, то это ударит по Астане, по планам проведения EХРО-2017, и Караганда с Темиртау значительно пострадает. Практически вся питьевая вода в столицу и окрестности поступает из этой реки через ряд водохозяйственных сооружений.
Идея строительства канала от Иртыша до Ишима не нова и вызвана желанием защитить столицу Казахстана от возможного в будущем “обезвоживания”. Водные аппетиты Китая растут, это приводит к заметному обмелению Иртыша, что впоследствии может стать одной из главных проблем Казахстана. Наш восточный сосед, к сожалению, не участвует ни в одной из трех международных конвенций о трансграничных реках. В Пекине считают, что речные потоки надо регулировать так: сколько у тебя людей живет на берегу - столько ты и можешь черпать на свои нужды. Но, мягко говоря, глупо ставить на одну чашу весов густонаселенные районы Китая и полубезлюдные степи Казахстана. И казахстанское правительство должно было учитывать интересы страны при подписании двусторонних соглашений с Китаем в 1995, 2001 и 2006 годах. Но наши юристы, участвовавшие в работе совместной двусторонней группы экспертов по трансграничным рекам, сработали неэффективно, в результате казахстанские национальные интересы в соглашениях защищены недостаточно. В Поднебесной воспользовались этим и в короткие сроки построили новый 300-километровый канал от Иртыша до Карамая: очень скоро вода пойдет туда, чтобы орошать поля Синьцзян-Уйгурского автономного района. Там же планируется строительство анклава сельскохозяйственных угодий. Сейчас китайцы заявляют, что будут забирать незначительную часть воды. Но фактически, построив новые гидросооружения, Пекин получает механизм эффективного воздействия на Астану. Сегодня, когда у нас хорошие двусторонние отношения, вода в столице есть. Завтра, не дай бог, они испортятся - кран перекроют. Это же вопрос национальной безопасности!
- Получается, что канал Иртыш - Ишим станет раздражающим фактором для соседних стран...
- Именно так. Мы сознательно идем на нарушение всех международных соглашений, да и наш Водный кодекс не позволяет нам так агрессивно поступать с трансграничными реками. Фактически этот проект может испортить отношения с Москвой. И вполне логично, что заявление о строительстве канала уже вызвало легкое замешательство в России. Кстати, там, чтобы не остаться без воды, экстренно достраивают Красногорский гидроузел. Кроме того, в этом вопросе есть экономическая составляющая - товарооборот между нашими странами огромный, и у россиян есть рычаги для воздействия на Астану.
- Но ведь на кону безопасность столицы...
- Безусловно, благодаря новым водоемам появится какой-то запас воды, но очень не скоро. Строительство канала займет годы (по словам Н. Каппарова, до 10 лет. - М. К.), опыта проведения подобных работ у нас нет. К слову, и финансирование этого проекта пока окончательно не одобрено. Насколько я знаю, сейчас обсуждается лишь сама идея появления такой артерии, и она не проработана до конца. То есть пока начнут копать, пока проложат трубы... А в 2023 году Иртыш можно будет перейти вброд - если Китай сильно этого захочет... И тогда проблемы начнутся не только в столице и Караганде - без воды останутся Павлодар и Усть-Каменогорск. Да и в Сибири она станет дефицитом.
Поэтому сейчас говорить о строительстве водохранилищ для безопасности Астаны можно и нужно, но это отдаленная перспектива. Не надо забывать, что по канонам международного права нарушения договоренностей так просто не прощаются. Это, можно сказать, имидж и репутация государства.
Здесь есть и другой немаловажный аспект: если государство, страдая от забора воды со стороны одного соседа, позволяет себе ограничивать другого, то это развязывает руки всем. По сути, каждая страна в регионе получает право варварски вмешиваться в природу в своих интересах. В конце концов, давайте помнить, что река Жайык (Урал) приходит в Казахстан из России, то есть наши игры могут негативно отразиться и на Каспийском море.
Да, национальные интересы, особенно по трансграничным рекам, мы должны защищать. Но отстаивать свою правоту нужно безболезненно для экосистемы и международного права путем взвешенной и конструктивной дипломатии.
Впрочем, вполне возможно, эту советскую идею с каналом Иртыш - Ишим реанимировали сейчас, чтобы проверить реакцию: как она будет воспринята в политических кругах, найдутся ли деньги, как отреагируют наши партнеры...
- 10 лет - какая-то уж очень отдаленная перспектива. Неужели нельзя построить канал быстрее?
- Если исходить из нашего опыта, то сроки вполне реальные. Например, я знаю, как продвигались работы на Вячеславском водохранилище. Если само строительство было завершено в конце 70-х, то третью нитку водовода еще проектировали в 1996 году, а закончили совсем недавно. То есть потребовались десятки лет, чтобы реализовать все планы. Так и сейчас. О трансказахстанском канале начали говорить где-то год назад. Тогда называлась цена вопроса - в пределах 20-25 миллиардов долларов. Сейчас министр упомянул о 500 миллиардах тенге, а это в 8-10 раз меньше. Похоже, никто и представления не имеет, сколько реально придется потратить. И я уверен, что в ходе работ проект будет только дорожать - при том что никто не гарантирует осуществления всего задуманного. Так не проще ли потратить эти деньги на более важные государственные задачи? Например, глава государства не раз отмечал необходимость освоения подземных водных ресурсов. Кроме того, сейчас следует сосредоточить усилия на изменении международных договоренностей с соседями. У нас прекрасные отношения и с Китаем, и с Россией. Так зачем их портить односторонними неуклюжими действиями?
Нужно начинать переговоры и таким образом спасать Иртыш, а не рыть каналы и уводить воду. Ведь все банально просто: природа так распорядилась, что вода поступает к нам из Китая, а от нас - в Россию. Этого уже не изменишь - значит, нужно договариваться.
- Ситуация очень простая: грубо говоря, если у нас не будет Иртыша, то это ударит по Астане, по планам проведения EХРО-2017, и Караганда с Темиртау значительно пострадает. Практически вся питьевая вода в столицу и окрестности поступает из этой реки через ряд водохозяйственных сооружений.
Идея строительства канала от Иртыша до Ишима не нова и вызвана желанием защитить столицу Казахстана от возможного в будущем “обезвоживания”. Водные аппетиты Китая растут, это приводит к заметному обмелению Иртыша, что впоследствии может стать одной из главных проблем Казахстана. Наш восточный сосед, к сожалению, не участвует ни в одной из трех международных конвенций о трансграничных реках. В Пекине считают, что речные потоки надо регулировать так: сколько у тебя людей живет на берегу - столько ты и можешь черпать на свои нужды. Но, мягко говоря, глупо ставить на одну чашу весов густонаселенные районы Китая и полубезлюдные степи Казахстана. И казахстанское правительство должно было учитывать интересы страны при подписании двусторонних соглашений с Китаем в 1995, 2001 и 2006 годах. Но наши юристы, участвовавшие в работе совместной двусторонней группы экспертов по трансграничным рекам, сработали неэффективно, в результате казахстанские национальные интересы в соглашениях защищены недостаточно. В Поднебесной воспользовались этим и в короткие сроки построили новый 300-километровый канал от Иртыша до Карамая: очень скоро вода пойдет туда, чтобы орошать поля Синьцзян-Уйгурского автономного района. Там же планируется строительство анклава сельскохозяйственных угодий. Сейчас китайцы заявляют, что будут забирать незначительную часть воды. Но фактически, построив новые гидросооружения, Пекин получает механизм эффективного воздействия на Астану. Сегодня, когда у нас хорошие двусторонние отношения, вода в столице есть. Завтра, не дай бог, они испортятся - кран перекроют. Это же вопрос национальной безопасности!
- Получается, что канал Иртыш - Ишим станет раздражающим фактором для соседних стран...
- Именно так. Мы сознательно идем на нарушение всех международных соглашений, да и наш Водный кодекс не позволяет нам так агрессивно поступать с трансграничными реками. Фактически этот проект может испортить отношения с Москвой. И вполне логично, что заявление о строительстве канала уже вызвало легкое замешательство в России. Кстати, там, чтобы не остаться без воды, экстренно достраивают Красногорский гидроузел. Кроме того, в этом вопросе есть экономическая составляющая - товарооборот между нашими странами огромный, и у россиян есть рычаги для воздействия на Астану.
- Но ведь на кону безопасность столицы...
- Безусловно, благодаря новым водоемам появится какой-то запас воды, но очень не скоро. Строительство канала займет годы (по словам Н. Каппарова, до 10 лет. - М. К.), опыта проведения подобных работ у нас нет. К слову, и финансирование этого проекта пока окончательно не одобрено. Насколько я знаю, сейчас обсуждается лишь сама идея появления такой артерии, и она не проработана до конца. То есть пока начнут копать, пока проложат трубы... А в 2023 году Иртыш можно будет перейти вброд - если Китай сильно этого захочет... И тогда проблемы начнутся не только в столице и Караганде - без воды останутся Павлодар и Усть-Каменогорск. Да и в Сибири она станет дефицитом.
Поэтому сейчас говорить о строительстве водохранилищ для безопасности Астаны можно и нужно, но это отдаленная перспектива. Не надо забывать, что по канонам международного права нарушения договоренностей так просто не прощаются. Это, можно сказать, имидж и репутация государства.
Здесь есть и другой немаловажный аспект: если государство, страдая от забора воды со стороны одного соседа, позволяет себе ограничивать другого, то это развязывает руки всем. По сути, каждая страна в регионе получает право варварски вмешиваться в природу в своих интересах. В конце концов, давайте помнить, что река Жайык (Урал) приходит в Казахстан из России, то есть наши игры могут негативно отразиться и на Каспийском море.
Да, национальные интересы, особенно по трансграничным рекам, мы должны защищать. Но отстаивать свою правоту нужно безболезненно для экосистемы и международного права путем взвешенной и конструктивной дипломатии.
Впрочем, вполне возможно, эту советскую идею с каналом Иртыш - Ишим реанимировали сейчас, чтобы проверить реакцию: как она будет воспринята в политических кругах, найдутся ли деньги, как отреагируют наши партнеры...
- 10 лет - какая-то уж очень отдаленная перспектива. Неужели нельзя построить канал быстрее?
- Если исходить из нашего опыта, то сроки вполне реальные. Например, я знаю, как продвигались работы на Вячеславском водохранилище. Если само строительство было завершено в конце 70-х, то третью нитку водовода еще проектировали в 1996 году, а закончили совсем недавно. То есть потребовались десятки лет, чтобы реализовать все планы. Так и сейчас. О трансказахстанском канале начали говорить где-то год назад. Тогда называлась цена вопроса - в пределах 20-25 миллиардов долларов. Сейчас министр упомянул о 500 миллиардах тенге, а это в 8-10 раз меньше. Похоже, никто и представления не имеет, сколько реально придется потратить. И я уверен, что в ходе работ проект будет только дорожать - при том что никто не гарантирует осуществления всего задуманного. Так не проще ли потратить эти деньги на более важные государственные задачи? Например, глава государства не раз отмечал необходимость освоения подземных водных ресурсов. Кроме того, сейчас следует сосредоточить усилия на изменении международных договоренностей с соседями. У нас прекрасные отношения и с Китаем, и с Россией. Так зачем их портить односторонними неуклюжими действиями?
Нужно начинать переговоры и таким образом спасать Иртыш, а не рыть каналы и уводить воду. Ведь все банально просто: природа так распорядилась, что вода поступает к нам из Китая, а от нас - в Россию. Этого уже не изменишь - значит, нужно договариваться.
Михаил Козачков, Алматы
Комментарий в тему
Виктор ИНЮШИН, профессор биофизики:
- Строить каналы нужно. Только необходим системный подход. Вырыть длинную яму экскаваторами несложно, а вот обеспечить ее постоянным притоком воды - гораздо труднее. Сейчас речь идет о недостатке воды в Иртыше. Каждый год река мельче. А ведь еще лет 50 назад академик ТЕРКИН вместе с моим отцом Михаилом ИНЮШИНЫМ предлагал проект по сбросу воды из Катуни в Бухтарминское водохранилище. А оттуда можно часть воды передавать Иртышу. Выгода налицо. Во-первых, это позволит увеличить мощность Бухтарминской ГЭС, а во-вторых, решит вопрос дефицита воды в Иртыше хотя бы в отдельных регионах.
А новый канал до Ишима и четыре водохранилища - это сейчас выглядит слишком фантастично, и не факт, что даст положительный эффект. У нас Большой Алматинский канал совершенно пустой. Есть ли уверенность у инженеров, что новый канал Иртыш - Ишим решит все проблемы в центральной части Казахстана? Не забывайте и о том, что увеличение забора воды из Иртыша вызовет недовольство тех, кто живет ниже по течению - населения наших, казахстанских, городов и соседей из России. Реку надо наполнять, а не осушать.
- Строить каналы нужно. Только необходим системный подход. Вырыть длинную яму экскаваторами несложно, а вот обеспечить ее постоянным притоком воды - гораздо труднее. Сейчас речь идет о недостатке воды в Иртыше. Каждый год река мельче. А ведь еще лет 50 назад академик ТЕРКИН вместе с моим отцом Михаилом ИНЮШИНЫМ предлагал проект по сбросу воды из Катуни в Бухтарминское водохранилище. А оттуда можно часть воды передавать Иртышу. Выгода налицо. Во-первых, это позволит увеличить мощность Бухтарминской ГЭС, а во-вторых, решит вопрос дефицита воды в Иртыше хотя бы в отдельных регионах.
А новый канал до Ишима и четыре водохранилища - это сейчас выглядит слишком фантастично, и не факт, что даст положительный эффект. У нас Большой Алматинский канал совершенно пустой. Есть ли уверенность у инженеров, что новый канал Иртыш - Ишим решит все проблемы в центральной части Казахстана? Не забывайте и о том, что увеличение забора воды из Иртыша вызовет недовольство тех, кто живет ниже по течению - населения наших, казахстанских, городов и соседей из России. Реку надо наполнять, а не осушать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий