Для премьер-министра Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиева наступил судный день. Парламент рассмотрит правительственный проект соглашения по Кумтору.
Послезавтра, 6 февраля, экс-руководитель госдирекции по восстановлению Оша и Жалал-Абада Ж. Сатыбалдиев ответит в парламенте на неудобные вопросы депутатской комиссии: куда делись почти 7 млрд сомов, отданные ему в руки на восстановление городов юга.
Высокопоставленные чиновники Кыргызстана без стеснения запускают руки в госказну, а значит и в наш с вами и без того дырявый карман. И никого уже не удивляют очередные уголовные дела в отношении чиновников. Суммы при этом называются разные, но как говорится, большому кораблю большое плаванье.
Так, в госкомиссии по восстановлению и развитию городов Ош и Жалал-Абад, руководителем, которой был действующий премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев, не могут отчитаться за 6,7 млрд сомов. Куда делись миллиарды? Выясняла и так и не смогла выяснить специально созданная депутатская комиссия.
Размах финансовых нарушений в госдирекции впечатляет. Комиссия установила, что за весь период существования госдирекции, из разных источников на восстановление юга поступило 11 млрд 404 млн 500 тыс. сомов. Однако в отчетах по расходам есть сведения только о 4 млрд 616,1 млн сомов или 40,4% всех средств. Судьба 6 млрд 788 млн сомов остается неизвестной.
Депутатская комиссия, так и не обнаружив следов миллиардов и не получив вразумительных объяснений от бывших восстановителей юга, предлагает инициировать отставку премьер-министра и передать материалы дела в правоохранительные органы для изучения и правовой оценки.
Мы предлагаем пойти по следам исчезнувших миллиардов. В августе 2010 года создается специализированный фонд по восстановлению и развитию городов Ош и Жалал-Абад, где должны аккумулироваться все средства на восстановление юга. Для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств фонда создается наблюдательный совет, в состав которого включены представители госорганов, международных и неправительственных организаций.
Свою помощь Кыргызстану в восстановлении юга решили оказать международные организации, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества. Также в спецфонд поступили деньги от правительств Турции, Китая, Малайзии, США, Молдовы. Россия выделила стройматериалы.
Внешние друзья, оказывая посильную помощь, считали, что Кыргызстан бросит все силы на юг и сумеет восстановить разрушенные города и села. Как говорится, с миру по нитке, голому - рубаха. На собранные деньги можно было сшить не только по рубашке каждому голому южанину. На 11 млрд можно было заново выстроить целый город! Даже Ош. Однако, в Кыргызстане все получилась как всегда. Чиновники в первую очередь бросились не восстанавливать города, а выстраивать коррупционные схемы в денежных потоках. Уж что-что, а это они умеют.
В справке депутатской комиссии отмечается, что «госдирекцией преднамеренно были созданы благоприятные условия для коррупции». В результате, основная часть средств осталась вне контроля, то есть средства не проходили через счета фонда.
Изучив материалы Счетной палаты первого аудита по использованию средств с 1 июня 2010 года по 1 апреля 2011 года, комиссия пришла к выводу, что аудит проводился формально. По поступлениям средств из бюджета и от доноров практически не было никакого контроля, как и по целевому использованию денег. О работе наблюдательного совета вообще нет никакой информации.
«Следует отметить, что работы представителей государственных, международных и неправительственных организаций для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств спецфонда просто не было», - сообщается в справке по итогам работы депутатской комиссии.
Как же так могло случиться, что бесконтрольным оказался многомиллионный поток? Что ж и не такое бывало в истории современного Кыргызстана. Однако существует орган, призванный выводить на чистую воду казнокрадов - Счетная палата, именно этот орган должен был еще в 2010-2011 годах выявить нарушения в работе госдирекции. Но депутатская комиссия установила, что все проверки Счетной палаты проводились под руководством аудитора К. Нурматова, хотя его компания «Эльхан - Ош» являлась одним из крупных подрядчиков госдирекции. Оставим вопрос о том, имеет ли право аудитор Счетной палаты заниматься бизнесом на совести ее руководителей, обратим внимание на ситуацию, когда тот, кто должен проверять работу госкомиссии, является владельцем строительной компании и крупным подрядчиком.
Вот и ответ на вопрос: как украсть миллионы в Кыргызстане?
Но не благодаря, а вопреки, Счетная палата все-таки установила, что в 2010 году госдирекция допустила завышение стоимости выполненных работ на 15 строительных объектах на сумму 32,7 млн сомов. За 2012 год выявлено завышение объемов строительно-монтажных работ по строительству 10 объектов на 54,1 млн сомов. В целом выявлены финансовые нарушения и недостатки на сумму 58,2 млн сомов, из них восстановлено: в доход РБ 890,2 тыс. сомов, в бухгалтерский баланс аудируемого объекта 700 тыс. сомов, в пользу аудируемого объекта 54,1 млн сомов путем занижения объема работ подрядчикам, с существенной оговоркой, что достоверность восстановления средств сомнительна и требует обязательной перепроверки.
Также в справке по итогам работы депутатской комиссии отмечается, что структура госдирекции по восстановлению юга изначально была неправильной.
«С первых дней функционирования госдирекции международные финансовые институты не смогли начать работу по архитектурно-планировочному заданию, проектированию и аккумулированию средств… Именно из-за отсутствия этих отделов и полномочных лиц в госдирекции были созданы условия для коррупции, фактов завышения в объемах работ, нарушений в смете и ошибок в проектах. В частности, разница средней цены себестоимости строительства 1 квадратного метра колеблется в пределах $300», - говорится в отчете депутатской комиссии.
«Имеются объекты, по которым завышались средневзвешенные цены на строительство того или иного объекта. Именно из-за отсутствия ответственности и бездействия чиновников госдирекции подрядчики только по 17 объектам получили прибыль в размере 565 млн сомов. Эти факты можно оценить как предварительный сговор», - отмечено в справке.
По данным комиссии, есть факты махинации с земельными участками. Так, земельный участок в 8,9 тыс. квадратных метров ранее принадлежал автобазе АООТ «Атакан», в 2010 году оценщик ОсОО «Оценка-Юг» оценил данный участок в 992 тыс. сомов. А через 13 дней 8 тыс. квадратных метров земельного участка уже оценивается в 9 млн 736 тыс. сомов. ОсОО «МИА» 22 ноября 2010 года покупает 8,9 тыс. квадратных метров за 3 млн 250 тыс. сомов, а через 14 дней - 6 декабря 2010 года этот земельный участок уже уменьшенный в размерах перепродает госдирекции за 9 млн 736 тыс. сомов. Разница между ценами покупки и продажи составляет 6 млн 486 тыс. сомов с остатком 900 квадратных метров ОсОО «МИА».
В документе отмечено, что имеются факты неправильного расходования средств госдирекцией на содержание аппарата, завышение окладов, неправильного отчисления в соцфонд, нарушения по выплате отпускных и премиальных.
Депутатская комиссия констатирует: потрачены бюджетные средства, инвестиции и гранты международных организаций, стран доноров, средства НПО, благотворительных фондов и просто добровольных отчислений. В результате, подрядные организации получили сверхприбыли. «Отмечено низкое качество строительных работ, особенно отделочных. Применены самые дешевые материалы китайского производства: сантехника, межкомнатные двери, напольные покрытия. На миллиарды сомов нарушений, нецелевых расходов, завышений объемов строительства», - говорится в справке по итогам работы депутатской комиссии.
Несмотря на все это, а возможно именно поэтому, Жанторо Сатыбалдиев, став премьер-министром, ликвидирует госкомиссию по восстановлению юга.
«Нарушая закон «О конфликте интересов», бывший руководитель, ныне премьер-министр, согласно постановлению правительства образовывает комиссию по ликвидации госдирекции. Временная комиссия отмечает «заинтересованность» правительства в ликвидации госдирекции в целях укрытия коррумпированной схемы, которая существовала в ней с момента ее создания», - говорится в итоговом документе комиссии.
КирТАГ
Послезавтра, 6 февраля, экс-руководитель госдирекции по восстановлению Оша и Жалал-Абада Ж. Сатыбалдиев ответит в парламенте на неудобные вопросы депутатской комиссии: куда делись почти 7 млрд сомов, отданные ему в руки на восстановление городов юга.
Высокопоставленные чиновники Кыргызстана без стеснения запускают руки в госказну, а значит и в наш с вами и без того дырявый карман. И никого уже не удивляют очередные уголовные дела в отношении чиновников. Суммы при этом называются разные, но как говорится, большому кораблю большое плаванье.
Так, в госкомиссии по восстановлению и развитию городов Ош и Жалал-Абад, руководителем, которой был действующий премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев, не могут отчитаться за 6,7 млрд сомов. Куда делись миллиарды? Выясняла и так и не смогла выяснить специально созданная депутатская комиссия.
Размах финансовых нарушений в госдирекции впечатляет. Комиссия установила, что за весь период существования госдирекции, из разных источников на восстановление юга поступило 11 млрд 404 млн 500 тыс. сомов. Однако в отчетах по расходам есть сведения только о 4 млрд 616,1 млн сомов или 40,4% всех средств. Судьба 6 млрд 788 млн сомов остается неизвестной.
Депутатская комиссия, так и не обнаружив следов миллиардов и не получив вразумительных объяснений от бывших восстановителей юга, предлагает инициировать отставку премьер-министра и передать материалы дела в правоохранительные органы для изучения и правовой оценки.
Мы предлагаем пойти по следам исчезнувших миллиардов. В августе 2010 года создается специализированный фонд по восстановлению и развитию городов Ош и Жалал-Абад, где должны аккумулироваться все средства на восстановление юга. Для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств фонда создается наблюдательный совет, в состав которого включены представители госорганов, международных и неправительственных организаций.
Свою помощь Кыргызстану в восстановлении юга решили оказать международные организации, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества. Также в спецфонд поступили деньги от правительств Турции, Китая, Малайзии, США, Молдовы. Россия выделила стройматериалы.
Внешние друзья, оказывая посильную помощь, считали, что Кыргызстан бросит все силы на юг и сумеет восстановить разрушенные города и села. Как говорится, с миру по нитке, голому - рубаха. На собранные деньги можно было сшить не только по рубашке каждому голому южанину. На 11 млрд можно было заново выстроить целый город! Даже Ош. Однако, в Кыргызстане все получилась как всегда. Чиновники в первую очередь бросились не восстанавливать города, а выстраивать коррупционные схемы в денежных потоках. Уж что-что, а это они умеют.
В справке депутатской комиссии отмечается, что «госдирекцией преднамеренно были созданы благоприятные условия для коррупции». В результате, основная часть средств осталась вне контроля, то есть средства не проходили через счета фонда.
Изучив материалы Счетной палаты первого аудита по использованию средств с 1 июня 2010 года по 1 апреля 2011 года, комиссия пришла к выводу, что аудит проводился формально. По поступлениям средств из бюджета и от доноров практически не было никакого контроля, как и по целевому использованию денег. О работе наблюдательного совета вообще нет никакой информации.
«Следует отметить, что работы представителей государственных, международных и неправительственных организаций для контроля над целевым, эффективным и прозрачным использованием средств спецфонда просто не было», - сообщается в справке по итогам работы депутатской комиссии.
Как же так могло случиться, что бесконтрольным оказался многомиллионный поток? Что ж и не такое бывало в истории современного Кыргызстана. Однако существует орган, призванный выводить на чистую воду казнокрадов - Счетная палата, именно этот орган должен был еще в 2010-2011 годах выявить нарушения в работе госдирекции. Но депутатская комиссия установила, что все проверки Счетной палаты проводились под руководством аудитора К. Нурматова, хотя его компания «Эльхан - Ош» являлась одним из крупных подрядчиков госдирекции. Оставим вопрос о том, имеет ли право аудитор Счетной палаты заниматься бизнесом на совести ее руководителей, обратим внимание на ситуацию, когда тот, кто должен проверять работу госкомиссии, является владельцем строительной компании и крупным подрядчиком.
Вот и ответ на вопрос: как украсть миллионы в Кыргызстане?
Но не благодаря, а вопреки, Счетная палата все-таки установила, что в 2010 году госдирекция допустила завышение стоимости выполненных работ на 15 строительных объектах на сумму 32,7 млн сомов. За 2012 год выявлено завышение объемов строительно-монтажных работ по строительству 10 объектов на 54,1 млн сомов. В целом выявлены финансовые нарушения и недостатки на сумму 58,2 млн сомов, из них восстановлено: в доход РБ 890,2 тыс. сомов, в бухгалтерский баланс аудируемого объекта 700 тыс. сомов, в пользу аудируемого объекта 54,1 млн сомов путем занижения объема работ подрядчикам, с существенной оговоркой, что достоверность восстановления средств сомнительна и требует обязательной перепроверки.
Также в справке по итогам работы депутатской комиссии отмечается, что структура госдирекции по восстановлению юга изначально была неправильной.
«С первых дней функционирования госдирекции международные финансовые институты не смогли начать работу по архитектурно-планировочному заданию, проектированию и аккумулированию средств… Именно из-за отсутствия этих отделов и полномочных лиц в госдирекции были созданы условия для коррупции, фактов завышения в объемах работ, нарушений в смете и ошибок в проектах. В частности, разница средней цены себестоимости строительства 1 квадратного метра колеблется в пределах $300», - говорится в отчете депутатской комиссии.
«Имеются объекты, по которым завышались средневзвешенные цены на строительство того или иного объекта. Именно из-за отсутствия ответственности и бездействия чиновников госдирекции подрядчики только по 17 объектам получили прибыль в размере 565 млн сомов. Эти факты можно оценить как предварительный сговор», - отмечено в справке.
По данным комиссии, есть факты махинации с земельными участками. Так, земельный участок в 8,9 тыс. квадратных метров ранее принадлежал автобазе АООТ «Атакан», в 2010 году оценщик ОсОО «Оценка-Юг» оценил данный участок в 992 тыс. сомов. А через 13 дней 8 тыс. квадратных метров земельного участка уже оценивается в 9 млн 736 тыс. сомов. ОсОО «МИА» 22 ноября 2010 года покупает 8,9 тыс. квадратных метров за 3 млн 250 тыс. сомов, а через 14 дней - 6 декабря 2010 года этот земельный участок уже уменьшенный в размерах перепродает госдирекции за 9 млн 736 тыс. сомов. Разница между ценами покупки и продажи составляет 6 млн 486 тыс. сомов с остатком 900 квадратных метров ОсОО «МИА».
В документе отмечено, что имеются факты неправильного расходования средств госдирекцией на содержание аппарата, завышение окладов, неправильного отчисления в соцфонд, нарушения по выплате отпускных и премиальных.
Депутатская комиссия констатирует: потрачены бюджетные средства, инвестиции и гранты международных организаций, стран доноров, средства НПО, благотворительных фондов и просто добровольных отчислений. В результате, подрядные организации получили сверхприбыли. «Отмечено низкое качество строительных работ, особенно отделочных. Применены самые дешевые материалы китайского производства: сантехника, межкомнатные двери, напольные покрытия. На миллиарды сомов нарушений, нецелевых расходов, завышений объемов строительства», - говорится в справке по итогам работы депутатской комиссии.
Несмотря на все это, а возможно именно поэтому, Жанторо Сатыбалдиев, став премьер-министром, ликвидирует госкомиссию по восстановлению юга.
«Нарушая закон «О конфликте интересов», бывший руководитель, ныне премьер-министр, согласно постановлению правительства образовывает комиссию по ликвидации госдирекции. Временная комиссия отмечает «заинтересованность» правительства в ликвидации госдирекции в целях укрытия коррумпированной схемы, которая существовала в ней с момента ее создания», - говорится в итоговом документе комиссии.
КирТАГ
Комментариев нет:
Отправить комментарий