Ориентироваться не на рубль, а на цену нефти в вопросе будущего тенге предложил на последней пресс-конференции глава Нацбанка Казахстана. Опрошенные нами эксперты считают слова Кайрата Келимбетова не совсем корректными.
Опровергая роль российского рубля в формировании стоимости тенге, Келимбетов рассуждает однобоко, считает директор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов.
- Всегда нужно смотреть на валюту основного торгового партнера, коим для Казахстана является Россия. И «укрепляться» против основного торгового партнера всегда глупо, - аргументировал он свою точку зрения. - Если вы, конечно, не такая большая экономика, как Китай.
Безусловно, цена на нефть тоже влияет на курс казахстанской валюты. Но она также отражается и на стоимости рубля, так что связка обеих валют и тут прослеживается, добавил эксперт. И как бы ни формировался курс тенге по отношению к доллару, Казахстану, которому надо развивать собственную экономику, все равно придется участвовать в торговых войнах, считает наш собеседник.
- А это на 99% подразумевает ослабление собственной валюты. Девальвация остается самым простым, доступным и эффективным способом повысить популярность собственных товаров и услуг, - объяснил он.
Стабильность тенге, по мнению Айдархана Кусаинова, это большой миф, который все поддерживают и боятся в этом признаться. И вот эта псевдостабильность угрожает экономике. Отечественная валюта, уверен он, должна быть девальвирована до уровня 170 тенге за доллар.
- И не стоит беспокоиться о том, что долларовые долги казахстанских банков перед внешними кредиторами в этом случае вырастут, они уже почти погашены, - сделал оговорку г-н Кусаинов. - Ну, пусть там осталось 300—500 миллионов долларов. Это небольшие деньги для наших БВУ. Что касается будущего, то внешнее фондирование для них закрыто, что в случае ослабления тенге хорошо для сектора.
Что же касается казахстанских бизнесменов, которые имеет валютные кредиты, то правительство должно, по его мнению, принять «зверский закон о том, чтобы они были пересчитаны в тенге и возвращались банкам в нацвалюте».
- Курс 170 тенге за доллар - это равновесный уровень. А вообще можно ослабить до 200. Да, такая заниженная цена, но это станет хорошим стартом для экономики. За это нас будут ругать Беларусь и Россия, но нам стоит потупить глаза и экспортировать свои товары на их территории, - резюмировал Айдархан Кусаинов.
При определении курса тенге нельзя руководствоваться одним ориентиром, сказал в свою очередь глава Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев. Первый из них, но не самый главный, действительно нефть. И она пока действительно не дает повода для девальвационных ожиданий, согласился он с Келимбетовым. Однако спекуляции на внутреннем рынке тоже, так или иначе, форсируют развитие ситуации.
- А учитывая, что в Казахстане нет никакой промышленности, кроме сырьевой, приобретаемые потребительские товары всегда будут расти в цене, и рост будет неуклонным. И это всегда будет давить на инфляционные и девальвационные ожидания, - сказал г-н Алибаев.
Ну и, конечно, партнерство с Россией. Ее экономика в десять раз превосходит нашу и настолько прочно связана с Казахстаном экономическими узами - такими, как Таможенный союз, в перспективе Евразийской экономический союз, что полностью игнорировать то, что происходит с рублем, не возможно.
- Он оказывает и продолжит оказывать серьезное давление на тенге. Другое дело, что не надо паниковать из-за этого, - рассудил Айдар Алибаев.
Глава АПФ вполне понимает, почему глава Нацбанка вынужден утверждать обратное. В силу своего положения Келимбетов не может допустить волнения в обществе, так как от этого могут пострадать банки и вкладчики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий