Понимание того факта, что элиты в государствах Центральной Азии не просто продажные, а еще и перепродажные, привело больших игроков в регионе к пересмотру методов работы с ними.
Какой смысл покупать кого-либо, если его всегда могут перекупить? Теперь в отношении правящих элит все больше рассматривается силовой ресурс. Да и сама глобальная геополитическая ситуация делает фактор силы востребованным по широкому кругу вопросов.
Мы напомним о боевом параде 7 мая в Казахстане – фактически это был смотр войск . Армия перестает быть инструментом государственной атрибутики и превращается в ресурс и фактор политического процесса. Фактически в регион пришла новая гонка вооружений, поскольку всевозможные проблемы – от межэтнических и водно-энергетических до территориальных и торговых только наращивают свою остроту.
На базовой территории Запада тоже не все в порядке. Прежние механизмы социального регулирования и нормирования перестают работать. И если с протестами натуралов против разрешения гомосексуальным парам усыновлять детей полиция во Франции еще справляется, то новые нетрадиционные вызовы требуют другого уровня использования силового ресурса. Сейчас мы имеем в виду историю с убийством двумя нигерийцами британского военнослужащего в Вулвиче, после чего английские ультраправые пытались поджечь ряд мечетей. А еще беспорядки в Стокгольме, где местные полицейские не справляются и ждут помощи с остальной территории Швеции.
Когда французский писатель Доминик Веннер в знак протеста поканчивает с собой в Соборе Парижской Богоматери на манер Юкио Мисимы 1970-го года в Японии, значит болезнь общества запущена куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Не стоит забывать и о том, что мир переживает глобальный экономический кризис, который накладывается и на глобальный идентификационный кризис (либерализм дошел до крайности, когда человек становится уже свободным от пола и др. "традиций" - прим.) и всему этому эффективного противодействия еще никто не придумал. Центральная Азия (пока что больше в экономико-социальном смысле) в таком раскладе предстает слабым звеном в мировой цепи государств и регионов.
Поскольку стратегические ресурсы нужны всегда, то конкуренция за них лишь усиливается. Вот только платить прежнюю цену Запад уже не может. Поскольку на дворе война, хоть и не такими брутальными средствами как в период мировых войн (точнее, средства все те же, однако масштаб поменьше), то начинает срабатывать «синдром реквизиций». История с «национализацией» чужих средств на кипрском оффшоре как раз из данной категории. Потому что на период войны частная собственность парализуется в правах.
За более чем двадцатилетний период независимости элиты государств Центральной Азии успели разочаровать всех крупных игроков, которые пытались или продолжают пытаться искать здесь свой интерес. Просто плюнуть на все и уйти весовые акторы не могут – планета Земля с новыми технологиями и техническими достижения стала маленькой до невозможности. Плюс общая ограниченность каких-либо ценных ресурсов.
Элиты региона оказались неспособны выполнять принятые на себя обязательства. На самом деле – это очень большая проблема, когда твой партнер, с которым заключены всевозможные договоры и все обсуждено по пунктам вдруг в какой-то момент производит разворот в коридоре от девяноста до ста восьмидесяти градусов. На этой почве никакие стратегические расчеты тех же США, России, Китая, Евросоюза, Индии не могут иметь надежных оснований.
Гиперпродажность правящей элиты – это сильный феномен региона Центральной Азии. Подобные коллизии, например, невозможно представить себе в государствах Латинской Америки. Там противоборствующие силы могут десятилетиями вести боевые действия, но все стабильно. То есть нет какой-нибудь повстанческой армии, которая при одном и том же командующем воюет на разных сторонах баррикад или занимает нейтральную позицию. Что касается Центральной Азии, то здесь подобные метаморфозы сплошь и рядом.
С распадом Советского Союза постсоветское пространство обосновывается в ареале «третьего мира». Россия еще в силу ядерного потенциала и прочих остатков советского эхо продолжает «качать права», но сырьевых коррумпированных держав не бывает – это всего лишь фаза в процессе деградации. Как бы то ни было, а новые хозяева на места прибыли и правила поведения прописали. Вот только местные элиты, которые под всем списком функциональных обязанностей подписались в полном объеме, свою работу осуществляют через раз и без должного рвения.
К тому же в Центральной Азии, в отличие от Африки периода классического колониализма, границы владений и зоны влияний прописаны не прочно. Тот же Кыргызстан то под американцами, то под Россией, то в качестве совладения, то пытается перейти под более определенный контроль. Местная элита не может продаться раз и навсегда, а потом тянуть положенное бремя за оговоренную плату. Для нее самопродажа – это в первую очередь процесс и правящая элита готова участвовать в нем бесконечно.
Вот только раздражение на центральноазиатские элиты со стороны больших государств перешло на качественно иной уровень. Когда на оккупированной территории местные полицейские и коллаборационистские силы не справляются с функциональными обязанностями – их наказывают. Формы наказания могут быть самыми разнообразными. Элитам бедных государств вроде Таджикистана сокращают объемы кредитов и гуманитарной помощи, на разворовывании чего базируется значительная часть ее материального благополучия. Казахстан и Узбекистан пугают по военно-политической линии.
На самом деле механизм санкций со стороны Запада достаточно обширный, разнообразный и комбинированный. Можно «щемить» «туземные» элиты на предмет собственности за границей, можно устраивать дипломатические обструкции, можно поддерживать оппозицию. Причем не понарошковую, а самую настоящую, со смертниками и автоматами Калашникова, которая готова сражаться с правящими режимами на уничтожение. А есть еще наркотрафик, который коррумпирует и разлагает практически любые спецслужбы, правоохранительные и государственные органы, которые попадаются у него на пути.
Положа руку на сердце, давно понятно, что стабильность сырьевых контрактов Астаны с транснациональными нефтяными гигантами обеспечивается не договорами на бумаге и усилиями американского Госдепартамента, а потенциалом Пентагона и его ударных авианосных соединений в пределах досягаемости территории Казахстана. Конечно, формально Астана в ОДКБ и ШОС. Но как коллеги Акорды не могут наверняка надеяться на выполнение Казахстаном своих союзнических обязательств, точно также и Астана не может стопроцентно рассчитывать на поддержку в случае чрезвычайных обстоятельств.
Между тем, мускулами вокруг Центральной Азии поигрывают все более основательно и уже с весьма практическими намерениями. Большие игроки хотят, чтобы ресурсы поступали к ним в должном объеме и без лишних проволочек или дополнительных издержек. Местные элиты у них что-то вроде как на зарплате, однако когда «зарплата» поступает, а работа не делается – в больших столицах начинают хвататься за дубинку. Из-за того, что центральноазиатские режимы сверх всякой меры исповедуют политику многовекторности, теперь за дубинку хватаются сразу несколько «старших партнеров».
У самих «старших» между собой далеко не все решено, но поскольку они не могут себе позволить открытого и прямого столкновения, «разборки» происходят на периферии. И государства Центральной Азии при таком раскладе выступают очень подходящими «разменными козырями». Ну а что касается самих стран региона, то у них и без внешней «подкормки» всевозможных проблем вагон и маленькая тележка. Теперь еще в любой момент к этому изобилию могут извне добавить полноценный бронепоезд. Раскошеливаться деньгами на местную элиту большие игроки устали, да и убедились в бесперспективности подобного подхода. Теперь, судя по логике, на подходе время для …пуль?
Аналитическо-информационное бюро ПИК
Какой смысл покупать кого-либо, если его всегда могут перекупить? Теперь в отношении правящих элит все больше рассматривается силовой ресурс. Да и сама глобальная геополитическая ситуация делает фактор силы востребованным по широкому кругу вопросов.
Мы напомним о боевом параде 7 мая в Казахстане – фактически это был смотр войск . Армия перестает быть инструментом государственной атрибутики и превращается в ресурс и фактор политического процесса. Фактически в регион пришла новая гонка вооружений, поскольку всевозможные проблемы – от межэтнических и водно-энергетических до территориальных и торговых только наращивают свою остроту.
На базовой территории Запада тоже не все в порядке. Прежние механизмы социального регулирования и нормирования перестают работать. И если с протестами натуралов против разрешения гомосексуальным парам усыновлять детей полиция во Франции еще справляется, то новые нетрадиционные вызовы требуют другого уровня использования силового ресурса. Сейчас мы имеем в виду историю с убийством двумя нигерийцами британского военнослужащего в Вулвиче, после чего английские ультраправые пытались поджечь ряд мечетей. А еще беспорядки в Стокгольме, где местные полицейские не справляются и ждут помощи с остальной территории Швеции.
Когда французский писатель Доминик Веннер в знак протеста поканчивает с собой в Соборе Парижской Богоматери на манер Юкио Мисимы 1970-го года в Японии, значит болезнь общества запущена куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Не стоит забывать и о том, что мир переживает глобальный экономический кризис, который накладывается и на глобальный идентификационный кризис (либерализм дошел до крайности, когда человек становится уже свободным от пола и др. "традиций" - прим.) и всему этому эффективного противодействия еще никто не придумал. Центральная Азия (пока что больше в экономико-социальном смысле) в таком раскладе предстает слабым звеном в мировой цепи государств и регионов.
Поскольку стратегические ресурсы нужны всегда, то конкуренция за них лишь усиливается. Вот только платить прежнюю цену Запад уже не может. Поскольку на дворе война, хоть и не такими брутальными средствами как в период мировых войн (точнее, средства все те же, однако масштаб поменьше), то начинает срабатывать «синдром реквизиций». История с «национализацией» чужих средств на кипрском оффшоре как раз из данной категории. Потому что на период войны частная собственность парализуется в правах.
За более чем двадцатилетний период независимости элиты государств Центральной Азии успели разочаровать всех крупных игроков, которые пытались или продолжают пытаться искать здесь свой интерес. Просто плюнуть на все и уйти весовые акторы не могут – планета Земля с новыми технологиями и техническими достижения стала маленькой до невозможности. Плюс общая ограниченность каких-либо ценных ресурсов.
Элиты региона оказались неспособны выполнять принятые на себя обязательства. На самом деле – это очень большая проблема, когда твой партнер, с которым заключены всевозможные договоры и все обсуждено по пунктам вдруг в какой-то момент производит разворот в коридоре от девяноста до ста восьмидесяти градусов. На этой почве никакие стратегические расчеты тех же США, России, Китая, Евросоюза, Индии не могут иметь надежных оснований.
Гиперпродажность правящей элиты – это сильный феномен региона Центральной Азии. Подобные коллизии, например, невозможно представить себе в государствах Латинской Америки. Там противоборствующие силы могут десятилетиями вести боевые действия, но все стабильно. То есть нет какой-нибудь повстанческой армии, которая при одном и том же командующем воюет на разных сторонах баррикад или занимает нейтральную позицию. Что касается Центральной Азии, то здесь подобные метаморфозы сплошь и рядом.
С распадом Советского Союза постсоветское пространство обосновывается в ареале «третьего мира». Россия еще в силу ядерного потенциала и прочих остатков советского эхо продолжает «качать права», но сырьевых коррумпированных держав не бывает – это всего лишь фаза в процессе деградации. Как бы то ни было, а новые хозяева на места прибыли и правила поведения прописали. Вот только местные элиты, которые под всем списком функциональных обязанностей подписались в полном объеме, свою работу осуществляют через раз и без должного рвения.
К тому же в Центральной Азии, в отличие от Африки периода классического колониализма, границы владений и зоны влияний прописаны не прочно. Тот же Кыргызстан то под американцами, то под Россией, то в качестве совладения, то пытается перейти под более определенный контроль. Местная элита не может продаться раз и навсегда, а потом тянуть положенное бремя за оговоренную плату. Для нее самопродажа – это в первую очередь процесс и правящая элита готова участвовать в нем бесконечно.
Вот только раздражение на центральноазиатские элиты со стороны больших государств перешло на качественно иной уровень. Когда на оккупированной территории местные полицейские и коллаборационистские силы не справляются с функциональными обязанностями – их наказывают. Формы наказания могут быть самыми разнообразными. Элитам бедных государств вроде Таджикистана сокращают объемы кредитов и гуманитарной помощи, на разворовывании чего базируется значительная часть ее материального благополучия. Казахстан и Узбекистан пугают по военно-политической линии.
На самом деле механизм санкций со стороны Запада достаточно обширный, разнообразный и комбинированный. Можно «щемить» «туземные» элиты на предмет собственности за границей, можно устраивать дипломатические обструкции, можно поддерживать оппозицию. Причем не понарошковую, а самую настоящую, со смертниками и автоматами Калашникова, которая готова сражаться с правящими режимами на уничтожение. А есть еще наркотрафик, который коррумпирует и разлагает практически любые спецслужбы, правоохранительные и государственные органы, которые попадаются у него на пути.
Положа руку на сердце, давно понятно, что стабильность сырьевых контрактов Астаны с транснациональными нефтяными гигантами обеспечивается не договорами на бумаге и усилиями американского Госдепартамента, а потенциалом Пентагона и его ударных авианосных соединений в пределах досягаемости территории Казахстана. Конечно, формально Астана в ОДКБ и ШОС. Но как коллеги Акорды не могут наверняка надеяться на выполнение Казахстаном своих союзнических обязательств, точно также и Астана не может стопроцентно рассчитывать на поддержку в случае чрезвычайных обстоятельств.
Между тем, мускулами вокруг Центральной Азии поигрывают все более основательно и уже с весьма практическими намерениями. Большие игроки хотят, чтобы ресурсы поступали к ним в должном объеме и без лишних проволочек или дополнительных издержек. Местные элиты у них что-то вроде как на зарплате, однако когда «зарплата» поступает, а работа не делается – в больших столицах начинают хвататься за дубинку. Из-за того, что центральноазиатские режимы сверх всякой меры исповедуют политику многовекторности, теперь за дубинку хватаются сразу несколько «старших партнеров».
У самих «старших» между собой далеко не все решено, но поскольку они не могут себе позволить открытого и прямого столкновения, «разборки» происходят на периферии. И государства Центральной Азии при таком раскладе выступают очень подходящими «разменными козырями». Ну а что касается самих стран региона, то у них и без внешней «подкормки» всевозможных проблем вагон и маленькая тележка. Теперь еще в любой момент к этому изобилию могут извне добавить полноценный бронепоезд. Раскошеливаться деньгами на местную элиту большие игроки устали, да и убедились в бесперспективности подобного подхода. Теперь, судя по логике, на подходе время для …пуль?
Аналитическо-информационное бюро ПИК
Комментариев нет:
Отправить комментарий