среда, 29 мая 2013 г.

Казахстанское ТВ: мы делили апельсин…

Казахстанский медиа рынок - это свалка российского ширпотреба. Так отечественный «телевизор» охарактеризовали некоторые участники дискуссии в Институте политических решений.
Выгоднее купить юмористические программы десятилетней давности у соседей, чем производить свои. В этой ситуации о потребителе - нас с вами - никто не думает.
«Казахстанский ТВ-контент: не конкурентен, но способен» — так аккуратно и ненавязчиво решили обозначить состояние отечественного медиарынка организаторы «круглого стола», который прошел в Институте политических решений. Обсудить насущную проблему собственного контента собрались руководители каналов, журналисты, продюсеры и другие околоСМИшные специалисты. Даже вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев почтил своим присутствием тех, кто делает современное телевидение в стране.

Эксперты Института политических решений к встрече подготовились. Чтобы не быть голословными, опирались исключительно на факты. А точнее — на результаты собственного социологического опроса. Как выяснилось, из 2300 человек половина предпочитают родные казахстанские СМИ. Российскую и зарубежную прессу предпочитают около 40% опрошенных. В принципе, эти цифры не вызвали особого удивления у собравшихся. Тогда как предпочтения в плане контента экспертов обескуражили. Половина респондентов смотрят исключительно новости и аналитические программы. А любимые «мыльные оперы» набрали лишь 22,5% , а это — четвертое место.

Несмотря на то что трендом последних лет стало заявление «я не смотрю зомбоящик», многие явно лукавят. Потому что без затруднений отвечают на вопрос, чего не хватает казахстанской журналистике. Хотя, конечно, давать советы у нас все мастера. Так, самой дефицитной чертой массмедиа оказалась честность и объективность. На втором месте — профессионализм и качественная телепродукция. Каждому одиннадцатому казахстанцу не хватает программ собственного производства на местном телевидении.

То, что телекомпаниям для производства программ в первую очередь нужны деньги, заметил в ходе дискуссии главный редактор «Формулы S» Ибраш Нусупбаев. «Делать собственные программы мы можем, — заявил эксперт. — Но покупатели — россияне и украинцы».

- Все руководители казахстанского ТВ постоянно говорят: нам нужен качественный собственный продукт, чтобы не стыдно было выйти на российский рынок. Я, как производитель этого продукта, скажу: приходишь на канал уже с готовым пилотным выпуском, они даже его не отсматривают. Говорят, 10 тысяч долларов плати и эфир — твой.

Государство щедро финансирует отечественное телевидение, отметил вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев, вызвав своими речами довольные улыбки на лицах руководителей госканалов. Именно они с удовольствием делят пирог под названием «государственный заказ». При этом не задумываясь, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Однако и этих денег мало. Спикеры предложили создать партнерство, чтобы государство участвовало в финансировании телепроектов.

- Развлекательный и художественный контент — это бизнес. Научитесь работать в конкурентной среде, — посоветовал собравшимся региональный директор по странам Центральной Азии Internews Network Олег Кациев.

- Да, тяжело конкурировать с россиянами, с турками сложно. Придется пройти какой-то путь, все начинали с нуля. А финансировать государство должно лишь социальные проекты, — резюмировал Олег Кациев.

Его мнение разделяет и руководитель проекта «Дорога домой» Марианна Гурина:

- Социальные проекты невыгодны каналам. Рейтинги низкие, потому что у нас нет голых женщин. Но если мы не будем финансироваться, то грош цена всему происходящему, когда мы не можем вызвать чувство милосердия и сострадания.

В вопросе госденег главным оппонентом всех экспертов стала исполнительный директор Internews Kazakhstan Маржан Ельшибаева. Она отечественную телепродукцию отсматривает регулярно. Называет ее неплохой, но разношерстной. И уверена, что именно излишнее внимание со стороны власти губит казахстанское ТВ.

- Основная проблема на сегодняшний день в том, что СМИ у нас все больше и больше под давлением государства. Первое — госсоцзаказ. Второе — законы. Почти все законы убивают очень много журналистских жанров. Телевидение — это такая уникальная сфера, у которой есть саморазвитие. Дай СМИ свободу, они сами поднимутся. Как это было в Украине после «оранжевой революции».

В ходе не особо жаркой дискуссии прозвучали и мнения больше из области фантастики. Так, кино-и телепродюсер Денис Куклин предложил закрыть отечественный медиарынок для российской и зарубежной продукции лет на тридцать. Никто так и не понял, шутит господин Куклин или действительно рассчитывает таким образом заставить народ смотреть местное ТВ.

...К сожалению, тему «что хочет видеть среднестатистический зритель» забыли обсудить. Краеугольным камнем стал вопрос материальный. Все, как в известной считалке: «Мы делили апельсин, много нас, а он один...» А в то же время программы казахстанских государственных каналов все больше становятся похожи друг на друга. Поэтому не стоит удивляться, что зритель по мере подключения к Всемирной сети уходит в интернет — там есть выбор.

Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий