Лидер партии социалистов «Ата Мекен», почти 20 лет находящийся в оппозиции, в кабинете высокой власти всего три года. Но именно за этот короткий срок Омурбеку Текебаеву пришлось выслушать рекордную массу жесткой критики. В том числе и по делу.
Накануне очередного политического сезона он ответил на вопросы ИА «24.kg».
- Омурбек Чиркешович, в недавнем интервью местным журналистам президент страны признался, что временное правительство с первых своих дней не было единой командой, были противоречия и споры...
- Это правда. Временное правительство действительно не было единой командой. В нем действительно было много разногласий и споров. Именно с этим связаны и стремительное падение его рейтинга, и фактическое поражение входивших в него партий на парламентских выборах в октябре 2010 года. К сожалению, это отрицательно сказалось на скорости проведения реформ и на восприятии их населением Кыргызстана. Будь временное правительство единой командой, результат был бы намного лучше.
- Алмазбек Атамбаев также заявил, что он выступал против управления страной через ВП и декреты, предлагал не спешить со сменой Конституции. Вам не кажется, что в этих словах есть несогласие главы государства с той моделью реформ, которую заложили вы? Получается, что президент теперь вынужден следовать ей из-за взятых на себя обязательств?
- Нет, это не так. Масштаб и направление реформ были согласованы нами задолго до падения режима Бакиевых. Еще осенью 2008 года мы, будучи оппозицией, презентовали свою Концепцию новой политической системы Кыргызстана. В ней четко расписан механизм сдержек и противовесов, заложенный в нынешнюю Конституцию. Концепцию уже тогда подписали лидеры оппозиционных партий, в том числе Алмазбек Атамбаев как глава СДПК. Реформы были заранее оговорены и утверждены.
Разногласия, о которых сказал президент, заключались в другом: мы спорили, через какие механизмы и с какой скоростью утверждать новую политическую систему. Не скрою, что весной 2010 года многие мои коллеги не верили, что конституционную реформу можно завершить за 3 месяца. А я был уверен, и время подтвердило мою правоту, что больше времени история нам просто не даст. Если бы тогда мы отложили референдум и парламентские выборы еще на несколько месяцев, Кыргызстан ожидала бы судьба Египта, Сирии, Ливии или Таджикистана начала 1990 годов. Скорость реформ не позволила бакиевцам прийти в себя, перестроиться и начать полномасштабное контрнаступление. Вплоть до дня референдума наша страна стояла в одном шаге от гражданской войны. Принятие новой Конституции и избрание президента переходного периода полностью отрезало путь назад. Что касается самой парламентской системы, то президент не раз говорил, что она работает и у нее есть будущее в нашей стране. То есть Алмазбек Атамбаев вовсе не изменил свои взгляды.
- Значит, именно вы предложили своим соратникам ввести форму правления на переходный период - временное правительство и декреты, конституционное совещание и референдум?
- Да. Скажу больше: в какой-то момент именно от моего решения и моей настойчивости зависела форма организации всего процесса в стране. Перед лидерами оппозиции лежал клубок сложных и запутанных проблем. Предстояло распределить обязанности и функции. Разумеется, кто-то должен был взять на себя ответственность за юридическое, правовое оформление новой власти и переход к новой политической системе. Я взял эту ответственность на себя. Не скрою, мне приятно, что Алмазбек Атамбаев помнит и признает мою роль в те драматичные и сложные дни.
Предложенная мною и принятая нами модель перехода позволила временному правительству за три месяца провести огромный объем работы и вернуться в правовое поле. За два с половиной года новая система 4 раза легитимизировалась через голосования граждан по всей стране - на референдуме 27 июня 2010 года, на парламентских выборах в октябре 2010 года, на президентских выборах 2011 года и на выборах депутатов местных кенешей весной и осенью 2012 года.
Сравните сами. В Египте за два с половиной года после революции создано 3 временных правительства и 2 конституционных совещания. Нового президента свергли, а страна стоит перед выбором: или военная хунта, или исламистская диктатура. В Сирии - гражданская война, ожидается иностранная интервенция.
- Вернемся к проблемам нашей страны. Президент вполне четко сказал и о том, что не станет выбирать между Омурбеком Текебаевым и Абдуллой Юсуповым, а сделал выбор в пользу Кыргызстана, судьба которого ему важнее родственников, друзей, единомышленников...
- Это ответ, достойный президента. Алмазбек Атамбаев признал, что он как глава государства не вмешивается в расследование дела о мародерстве. Если в обществе есть интерес к этому делу, то все ответы должны дать правоохранительные и судебные органы.
По большому счету, для многих ответы уже очевидны. За год расследования ни парламентская комиссия с участием депутатов всех фракций, ни межведомственная следственно-оперативная группа, ни прокуратура так и не нашли ничего, хоть отдаленно подтверждающего заявления Абдуллы Юсупова и его сокамерников.
- Но суд признал доводы следствия обоснованными и вынес обвинительный приговор сыновьям членов вашей фракции...
- Что касается сыновей депутатов Туратбека Мадылбекова и Райкана Тологонова, то они взрослые люди и должны сами отвечать за свои действия и поступки. Если они допустили нарушение закона, выгораживать их никто не будет.
Вопрос на самом деле в другом - о действиях Зарылбека Рысалиева, пытавшегося использовать пост главы МВД и ГСИН для подтасовки фактов и дискредитации нашей партии. Разве они не заслуживают правовой оценки?
Уверен, эта оценка будет дана уже в скором времени. Потому что срок, предоставленный следствию, истек, а громкие заявления генерала Рысалиева и его главного свидетеля Абдуллы Юсупова так и не нашли своего подтверждения. Цыплят по осени считают.
Кстати, в своем интервью президент признал, что депутаты Жогорку Кенеша правильно осудили факт незаконного освобождения криминального лидера Азиза Батукаева, который вместо положенных 16 лет отбыл в заключении всего восемь.
- Глава государства наконец назвал имя главного, по его мнению, виновника этого скандального освобождения, обвинив теперь уже бывшего вице-премьер-министра Шамиля Атаханова...
- Но основную ответственность за незаконное освобождение «вора в законе» должен нести и глава ГСИН Зарылбек Рысалиев. Ведь именно благодаря открытому парламентскому расследованию роль этого генерала в освобождении криминального авторитета стала известна всей стране.
Кстати, и это еще одно доказательство эффективности новой системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий