Экономист Пётр Своик: «Мы помним, как Михаил Горбачев планировал назначить Нурсултана Назарбаева премьером СССР и как такой вариант сразу стал неактуальным из-за развала Союза. Между тем, История имеет свойство развиваться по спирали. И если нынешнее досрочное Послание во многом повторяет ситуацию 15-летней давности, то не исключено, что по более дальнему спиральному витку Москва, вернув нам Даниала, попросит взамен Нурсултана. Допустим, в качестве почетного главы нового Союза»
Досрочное Послание президента народу косвенно подтверждают наши прогнозы об ожидаемых вскоре досрочных выборах и о вступлении в финальную фазу «переходного периода». Однако и форма оглашения, и содержание этого Послания говорят, что ситуация еще драматичнее, и грядущие перемены, похоже, уже не будут попыткой «освежения» лишь формы устоявшейся за два десятилетия политико-экономической системы, без изменения ее содержания.
Собственно, досрочное выступление президента с Посланием - более чем ожидалось. Ведь после того, как тенге, за всю свою историю неизменно (за исключением периода с августа 1998 по апрель 1999) повторявший все курсовые эволюции российской валюты, «не заметил» быстрого падения курса рубля и, наоборот, демонстративно даже чуть укрепился, ситуация стала полной калькой с того самого российского дефолта 17 августа 1998. Включая и самые энергичные заверениямипредседателя Нацбанка Кайрата Келимбетова (16 лет назад эту роль взял на себя премьер-министр Нурлан Балгимбаев) об отсутствии малейших оснований для девальвации. Которым - вплоть до досрочных выборов - вполне можно верить.
И тогда, как и ныне, тоже состоялось еще более досрочное, сентябрьское, Послание президента народу, тоже выдержанное в патетико-драматическом тоне «Вставай, страна огромная!». Выслушав его, вдруг ставшие непокладистыми депутаты потребовали досрочных перевыборов, а уже после их проведения 1 апреля 1999 премьер лично объявил о «свободном курсе» тенге – вдогонку девальвированному рублю.
Однако теперь про выборы – ни слова. И это, по моему мнению, как раз и говорит, что речь вовсе не о досрочных выборах президента, или некоем «обновлении» мажилиса, а о политическом реформировании более содержательного плана. С его окончательным вариантом в нынешнем форс-мажоре, похоже, пока не определились и потому отложили на потом. Вот это «потом» и подразумевалось, по всей видимости, в данном на расширенном заседании политсовета партии «Нур Отан» многозначительном президентском обещании: «Почему я это делаю заранее, а не как всегда – я потом вам разъясню».
Кстати, тот факт, что Послание главы государства народу оглашено именно на политсовете «Нур Отана», сопровождалось словами, уместными в устах скорее партийного, а не общенационального лидера, а адресовано именно партии: «Жизнь вносит коррективы в наши планы, и мы должны дополнить платформу партии новым содержанием». Это тоже позволяет предполагать, в какую сторону планируется политическая реформа.
Очень даже не исключено, что суперпрезидентская конструкция трансформируется в президентско-парламентскую, в которой при уже «техническом» президенте именно парламент станет формировать правительство. Само собой, роль центрального стержня в таком варианте будет играть «Нур Отан» - уже как реально правящая партия.
В конце концов, ведь понятно, что главная проблема при переходе президентских полномочий к кому-то следующему состоит в слишком большом объеме этих полномочий при отсутствии гарантий «правильного» их использования преемником. Трансформация же личной президентской власти в корпоративно-партийную этот главный риск переходного периода снимает.
Лидер же партии, твердо держащий в своих руках парламент и правительство, вполне может отойти от ежедневной президентской текучки и уже немножко со стороны понаблюдать, как работает такая переналаженная им система.
В таком варианте, кстати, уже не нужны отдельные мажилис и сенат: удобнее слить их в одну палату, избираемую, например, по партийным спискам с добавлением «одномандатников».
Не уверен, что на такой вариант, все же рискованный, в Акорде, в конце концов, решатся, но что он прорабатывается – есть основания думать.
Короче, если в ближайшее время нынешнее, немножко «детсадовское», руководство «Нур Отана» укрепится политиком ранга Ахметжана Есимова, например, - запуск в Казахстане уже не президентского, а парламентского или президентско-парламентского правления, на мой взгляд, можно считать делом решенным.
Кстати сказать, наше утверждение, что перевод Имангали Тасмагамбетова в министры обороны был предпоследним пазлом в комбинации переходного периода, в парламентском варианте тоже остается верным. С тем только дополнением, что последним из ключевых постов, занимаемым пока «временным» человеком, является не только пост председателя мажилиса, но и – заместителя лидера партии «Нур Отан». При этом, при наличии «на хозяйстве» в партии того или иного увесистого заместителя Елбасы из «ближнего круга», Дарига Назарбаева все равно будет смотреться в кресле председателя парламента – такой пазл тоже хорошо складывается.
И еще штрихи к кадровой комбинации переходного периода – отзыв Даниала Ахметова из Москвы, переход Бердыбека Сапарбаева в правительство и перевод Гульшары Абдыкаликовой в госсекретари. Если одной фразой – стягивание самых проверенных и преданных в преддверии серьезных событий. Может быть, в чем-то уже и форс-мажорных. Что видно как раз по не политическому, а как бы сугубо экономическому содержанию Послания.
Тот, кто посчитал это Послание самым социально направленным из всех предыдущих, поскольку из прежде неприкасаемого Нацфонда выделяются теперь ежегодно дополнительные $3 млрд на строительство доступного жилья, автодорог, модернизацию ЖКХ, энергетики и инфраструктуры, развязку проблемы плохих долгов – разглядел далеко не все.
Массированное «распечатывание» Нацфонда – решение, похоже, именно форс-мажорное. Ведь совсем еще недавно руководство обновленного Миннацэкономики оглашало планы повышения нормативов накоплений в Нацфонде, а вовсе не их расходования. И вообще: если ранее любые просьбы-разговоры о выделении из НФ «сверх положенного» отвергались с порога, то обстоятельства, как говорится, заставляют. Еще в феврале было принято решение о целевом выделении 1 трлн тенге, но этого оказывается недостаточно.
Из-за низких цен на нефть и общего опрокидывания внешне-инвестиционного и заемного циклов, «проседает» платежный баланс Казахстана, а с ним и госбюджет. В такой ситуации использование средств Нацфонда все же помогает поддерживать курс тенге и бюджетное наполнение – а это совершенно необходимо хотя бы до проведения тех или иных выборов. Решение по которым, как видно, еще не созрело.
Но и эти причины перевода Нацфонда из «накопительного» в «расходный» режим, возможно, не главные. Вспомним февраль 2009 и статью (вскоре после проведенной тогда девальвации) Нурсултана Назарбаева «Ключи от кризиса» в «Российской газете». В ней президент Казахстана без обиняков предрек неизбежный развал мировой долларовой системы. Названной им «дефектальной».
Тогда это сочли неким чудачеством, попыткой обратить на себя внимание G-20. Во всяком случае, казахстанское правительство и вся экономическая элита никак не отреагировали на «антидолларовые» декларации собственного главы государства. Однако теперь мировая ситуация, похоже, клонится именно в эту сторону. И у Нурсултана Назарбаева с тех пор явно добавилось фактов и аргументов в подтверждение такой своей уверенности. Возможно, он предполагает или знает нечто, говорящее о более близком, чем можно было бы ожидать, конце «дефектала». Который, в таком случае, и надо ускоренно расходовать.
Не исключено, что глава Казахстана уже сформировал собственное представление о том, во что перейдет нынешнее «отступление» курса российского рубля перед долларом и евро, как дальше будет протекать «санкционное» противостояние России и Запада и в какой новый экономический и геополитический формат оно перейдет.
И уже в рамках такого своего видения предстоящих «сложных лет» он и принял решение по Нацфонду.
Тут ведь надо иметь в виду самое главное: расходование долларовых резервов Нацфонда (к чему приступила сейчас и Россия) – это не просто уменьшение или даже сведение на нет «подушки безопасности». Это разрушение самого принципа взаимодействия «развивающихся» экономик Казахстана и РФ с развитыми финансовыми рынками Запада.
Хранение, под фактически убыточный процент, долларовых избытков платежного баланса в долговых обязательствах развитых государств, с получением оттуда же инвестиций и внешних займов (обслуживание которых выводит из такой «развивающейся» экономики ресурс развития), - это основа основ того, что по рецептам МВФ и Всемирного банка было выстроено и в Казахстане, и в России еще в конце прошлого века.
То есть казахстанский Национальный и российский Резервный фонды - это «священные коровы» не столько даже для местных правительств, сколько для их западных партнеров. И посягательство на них тоже есть показатель надвигающегося развода.
Отсюда мы выходим на такое заключительное предположение:
Евразийский экономический союз тоже по ходу дальнейшего развития событий так или иначе станет институализироваться. Причем нынешние перипетии рубля, украинские события и санкционное противостояние этот процесс только подстегивают. То есть, из персонального союза трех (или теперь уже пяти) президентов, образующих под собой разного рода исполнительные структуры, ему все равно предстоит конвертироваться во что-то менее личностное и более системное. Включая, разумеется, и дополнение исполнительной системы системой представительной.
Так почему бы не допустить, что вариант «парламентаризации» государственного управления в Казахстане найдет свое отражение и в Москве, где казахстанский Елбасы тоже был бы вполне к месту.
В конце концов, мы еще помним, как Михаил Горбачев планировать назначить Нурсултана Назарбаева премьером СССР и как такой вариант сразу стал неактуальным ввиду уже видимого развала Союза. Между тем, История имеет свойство развиваться по спирали. И если нынешнее досрочное Послание, пусть и по-иному, но повторяет ситуацию 15-летней давности, то совсем не исключено, что по более дальнему спиральному витку Москва, вернув нам Даниала, попросит взамен Нурсултана. Допустим, в качестве почетного главы нового Союза.
Об авторе
Пётр Своик
экономист, кандидат технических наук
http://forbes.kz/process/expertise/petr_svoik_moskva_otdala_daniala_no_mojet_zabrat_nursultana
Комментариев нет:
Отправить комментарий